Как в древности измеряли время

Как в древности измеряли время

А.Ф. Лосев пишет: «Вечное движение небес­ного свода для греков  это есть их история» [1]. Та­ким образом, движение небесных светил  есть время, а события, происходящие во времени  это история, т.е. памятование о прошедших событиях. Представление о времени формировалось в про­цессе занятий астрономией, в процессе наблюде­ния за небесными светилами [2]. Измерение време­ни было важно для исторической памяти, для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности. Основы гномоники, т.е. измерения времени, были заложены в древней Вавилонии [3], откуда они затем распространились по другим ре­гионам мира. Создание основ измерения времени явилось одним из важнейших достижений древней цивилизации.

К неизменяемым параметрам времени отно­сится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) [4] начина­ется с вечера: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). В Новозаветное время сохра­няется такая традиция: Апостол Павел говорит о своих страданиях, что он «ночь и день пробыл во глубине морской» (2 Кор. 11, 25). Одновремен­но в древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой «началом дня было принято считать рассвет» [5].

Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому име­ется в Евангелии. Христос говорит: «Не двенад­цать ли часов во дне» (Ин. 11,9). Таким образом, в древности и дневное, и ночное время делилось на 12 «часов», составляя в целом 24 часа в тече­ние суток. «Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь 24 часа, только они были раз­ными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год  в периоды весенне­го и осеннего равноденствия — дневные и ноч­ные часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длитель­ности» [6]. Такая система отсчёта времени измеря­лась солнечными часами, известными с древнос­ти. На ровной поверхности «циферблата» нано­сились деления и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывала время дня.

В связи с таким делением суток на часы сле­дует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедо­вал христианам «непрестанно молиться» (1 Сол. 5,17). Примером такой постоянной молитвы яв­ляется молитвословие, принадлежащее святи­телю Иоанну Златоусту (407; пам. 13 нояб.). Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Таким образом, данная молитва со­держит двадцать четыре стиха-прошения, соот­ветственно числу часов в сутках. Данная молит­ва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание «Дневи»: «Господи, не лиши мене не­бесных Твоих благ...». Перед вторым абзацем надписание: «Нощи». Абзац начинается проше­нием: «Господи в покаянии прими мя...».

В рассматриваемой системе «часомерия» дневной час был равен ночному только в марте и в сентябре. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает. Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать [7], а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, да­лее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать [8]. И так из года в год. Поэтому в зависи­мости от времени года длительность часов изме­нялась и только в дни весеннего и осеннего рав­ноденствий дневные и ночные часы были равны между собой. «Так, на широте Москвы величина дневного часа была примерно вдвое больше ночного летом и вдвое меньше зимой» [9].

При использовании системы «косых» часов часовой механизм необходимо постоянно све­рять и корректировать с заходом и восходом сол­нца. Н.И. Оловянишников описывает такой пример: «Над церковью Покрова города Александ­рова устроены те часы, которые в монастыре слывут русскими и которые, начинают счет вре­мени от заката солнечного, обличают италианское происхождение. При этих часах живет ста­рушка, которая ежедневно заводит их, сверяет с солнцем... Вся жизнь ее в этих часах. Впрочем для монастыря они чрезвычайно важны, потому что все занятия монастырской общины распре­делены по ним» [10].

«Люди жили и определяли время по естест­венному движению Солнца, по длинным летним дням и коротким зимним, которые одинаково де­лились на 12 часов» [11]. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее вре­мя сохранился до наших дней. Можно говорить, что такой обычай был распространён и на Руси. Историк И.Забелин пишет: «После обеда госу­дарь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три» [12]. В 1410 году татарский ца­ревич Талыча изгоном (неожиданно) ворвался во Владимир, поскольку «людем в полъдень спящим» [13]. Адам Олеарий, посетивший Москву в XVII веке, писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать пос­ле еды в полдень» [14]. Ниже он продолжает: «На этом основании русские и заметили, что лжеДмитирий... не русский по рождению и не сын Великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские» [15].

Следует отметить, что длительность часа за­висела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. В 1551 году в Великом Новго­роде случился пожар, о котором читаем в лето­писи: «Да того же лета месяца маиа в 9 на па­мять иже отца нашего чюдотворца Николы в третии час нощи по Московским часом, а по Новгородцким часом на шестом часе на ночном загорелось в Юрьеве манастыри» [16]. Поэтому в последующее время при переходе на постоян­ный по длительности час на «широте Москвы самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой достигали 17 часов. Поэтому на циферб­лате старинных московских часов было 17, а не 12 делений, как теперь» [17].

«В конце X века н. э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применяв­шийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели» [18]. Одновремен­но получила распространение система счёта времени «косыми» часами. О первом механизме измерения времени говорится под 1404 годом в Троицкой летописи, как «князь Велики Василеи Дмитреевичь замысли часникъ и постави е на своемъ дворе за церковью за святымъ Благовещеньемъ. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторые чернец, иже отъ Святыя Горы пришедыи, родомъ сербинъ, именемъ Лазарь» [19].

В 1539 году по благословению Новгородс­кого архиепископа Макария (1526-1542) вла­дычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древней­шие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней [20]. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелис­ке на лаврской площади между Успенским и Тро­ицким соборами в обители преподобного Сер­гия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось воз­рождение духовных школ в Русской Церкви.

Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В кни­ге пророка Исаии говорится: «И на стенах тво­их, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь» (Ис. 62, 6). В русском переводе чи­таем: «На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним» (Ис. 62, 6 — 7). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, «о четвертей стражи нощней прииде к ним» (Мк. 6, 48) [21]. В другом месте Господь говорит о блажен­ных рабах, которые бодрствуют в ожидании своего господина. «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк. 12, 38).

В последующее время стражи нашли отра­жение в структуре христианского Богослуже­ния, в Богослужебном круге: «... в монастырском Богослужении «проявляется» римская стража в три часа в виде «расстояния» между службами «3-й Час», «6-й Час» и «9-й Час» [22]. «Можно предположить, что то же «расстояние» в три «Часа» было между службами «9-й Час» и «Ве­черня» [23]. Богослужения дневного круга соотно­сятся с косыми часами следующим образом: «Вечерня  12-й дневной «косой» час, Полунощница  6-й ночной «косой» час, Утреня  12-й ночной «косой» час, 3-й Час  3-й дневной «косой» час, 6-й  6-й дневной «косой» час, 9- й Час  9-й дневной «косой» час» [24].

В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также пе­сочные, водяные и огненные часы, функциони­рование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако, со временем, в связи с развитием тех­нической мысли появляются механические ча­сы, функционирование которых было ограниче­но только износом механизма, т.е. стало продол­жительным. Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы и они со­ответствовали косым часам только во время равноденствия, т.е. в марте и сентябре. Такое «часомерие» получило распространение в Ев­ропе в XIV веке [25], в России эта система получила распространение с петровской эпохи [26]. «Немуд­рено, что в условиях тотального применения равноденственных часов, именование церков­ных служб «Часами» перестали соотносить с «косыми» часами, даже если и были связаны с ними генетически» [27].

Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет ва­риабельную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с ита­льянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации [28]. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака зафиксированно­го невматически.

Необходимо отметить, что развитие «часомерия» сказалось на развитии колокольного звона, который был использован для озвучива­ния времени. Как отмечается, «с появлением курантов возникло новое направление в музы­кальном искусстве» [29]. Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Крем­ля [30]. «В 1704 году по указанию Петра I куранты на башнях Московского Кремля заменили на часы европейского образца» [31]. В XVIII веке воз­душная среда в Москве была пронизана коло­кольным звоном: «У Спаса бьют, у Николы зво­нят, а у старого Егорья часы говорят» [32]. В.Брю­сов в стихотворении «Голос часов» пишет: «С высокой башни колокольной Внимаем голосу часов» [33].

«Современное начало суток  с полуночи  было введено в процессе петровских преобразо­ваний... Был известен и соответствующий отсчет времени с полуночи, который назывался немец­ким или латинским» [34]. В древности благочести­вые люди после захода солнца, то есть с наступле­нием ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обы­чай относится к полуночи, т.е. к 24 часам ночи.

В наше время древнее «часомерие» сохра­нилось как достопримечательность, напомина­ющее о прошлом. Так, на пражской ратуше древние часы показывают «и богемское, и современное время» [35]. Но в монастырях Афона древнее «часомерие» сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь. Там такое время называется «византийс­ким», сохраняющееся с византийских времён. Оно более соответствует структуре Богослуже­ния. Как монашество есть инаковость по отно­шению к миру, так и «византийское» время на­глядно показывает иной, построенный на молит­ве, дух. Такое время реально даёт сопричастность древним отцам создателям православного Бого­служения. Создатель времени  Творец мира и Господь, Который «времена... положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Эта мысль повторяется в кондаке на праздник церковного Нового года (1 сентября), Бог прославляется, как «дни и нощи, времена и лета сотворивый». И, таким образом, древнее «часомерие» ориентирует человека прежде всего на служение Богу.

Источник: Макарий (Веретенников), архимандрит. Заметки о православной вере. – СПб., 2011. С. 70-84.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лосев А.Ф. Античная философия истории. - СПб., 2001. С. 246.

[2] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен до наших дней. - М., 1982. С. 20.

[3] Симонов Р.А. Сакрализация времени на Руси // Древнерусская космология. - СПб., 2004. С. 317.4

[4] О значении этого понятия в русском языке см.: Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. - СПб., 2007. Ч. 1.С. 378-394.

[5] Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. - М., 1975. С. 11.

[6] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. № 4. С. 70.

[7] Русская поговорка гласит: «Петр и Павел один час убавил».

[8] Это время называется солнцеворотом, с ним связана поговорка: «Солнце на лето, зима на мороз» (Даль В. Посло­вицы русского народа. - М., 1994. Т. 3. С. 529).

[9] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. № 4. С. 70.

[10] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 4-е. - М., 2003. С. 321-322; Горо­хов В.А. Из века в век. Звонят колокола. - М., 2009. С. 355; Шевырев СЛ. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. - М., 2009. С. 57-58.

[11] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен... С. 7.

[12] Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. - М„ 2000. Т. 1. Ч.1. С. 389.

[13] ПСРЛ. М.; Л., 1962. Т. 27. С. 266.

[14] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. - М., 1996. С. 212. Другой дипломат, посетивший Москву в 1675 году, также отмечает: «После обеда все спят» (Иностранцы о древней Москве. - М., 1991. С. 365).

[15] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 212.

[16] ПСРЛ. - М„ 2009. Т. 30. С. 163.

[17] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. № 4. С. 71.

[18] Завельский Ф.С. Время и его измерение от биллионных долей секунды до миллиардов лет. - М., 1972. С. 14. См. также: Мурьянов М.Ф. Хронометрия Киевской Руси // Myрь­яное М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. - СПб., 2007. Ч. 1.С. 135-152.

[19] Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. Изд. 2-е. - СПб., 2002. С. 457. См. об этом также: Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. - М„ 2007. С. 245-248.

[20] Макарий архимандрит. Святитель Макарий и Со­ловецкий монастырь // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. - М., 2003. С.24. В Великих Четьях Минеях святи­теля Макария имеется текст, в котором описан «средневеко­вый способ счета «косыми» часами. Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями. По числу ступней, используя вспомогательные таблицы, могли определить иду­щий «косой» час» (Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. - М., 2007. С. 206).

[21] В некоторых регионах мира длительность стражи была более продолжительной и поэтому ночь и день состо­яли из трёх страж (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. - М., 1975. С. 11).

[22] Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. - М., 2007. С. 201.

[23] Там же. С. 201.

[24] Там же. С. 202.

[25] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен... С. 191-192. Для перевода древних часов на современ­ные см. таблицы, составленные Д. Прозоровский (Прозоровс­кий Д. О старинном русском счислении часов//Труды второго археологического съезда в Санкт-Петербурге. - СПб., 1881. Вып. 2. С. 183-188).

[26] Петром I в России был введён также январский но­вый год и летосчисление велось уже не от сотворения мира по византийской эре, а от Рождества Христова (Завельский Ф.С. Время и его измерение... С. 21).

[27] Симонов РА. Математическая и календарно-астро- номическая мысль Древней Руси... С. 202.

[28] Это же можно сказать и о древнерусской певческой традиции (Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. - М., 1997. С. 33, 34).

[29] Горохов В. Из века в век. Звонят колокола. - М., 2009. С.352.

[30] Горохов В. Из века в век... С. 361-363; Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусст­во. 4 изд. - М., 2003. С. 324-327. Изначально Спасские ворота назывались Фроловскими. Но 14 января 1647 года царь Алек­сий Михайлович и Патриарх Иосиф встречали у Яузских ворот чудотворный образ Христа Спасителя, принесённый с Вятки, который затем был внесён через Фроловские ворота в Кремль. С этого времени Кремлёвские Фроловские ворота стали назы­ваться Спасскими.

[31] Горохов В. Из века в век... С. 364 - 365.

[32] Там же. С. 367.

[33] Цит. по: Горохов В. Жизнь России под звон колоко­лов. - М., 2007. С. 178.

[34] Симонов Р. А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. № 4. С. 73. Эта традиция, начинать день в полночь, восходит к древнему Риму (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. - М., 1975. С. 11).

[35] Горохов В. Из века в век... С. 351.


1 июня 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.