День празднования обретения мощей священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1992)

14/27 июня – день празднования обретения (1992 г.) мощей священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры в 1898–1912 гг.



Одним из выдающихся церковных иерархов конца XIX – начала XX века был священномученик Владимир (Богоявленский). Многогранная и в высшей степени плодотворная деятельность Владыки протекала в разных епархиях. Но дольше всего – около пятнадцати лет – он занимал кафедру первопрестольного града Москвы. Почти половина его архипастырского служения приходится на то время, когда священномученик Владимир был митрополитом Московским и Коломенским и соответственно настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.

Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в Тамбовской губернии в семье сельского священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, а затем Киевскую Духовную академию. Преподавал в Тамбовской Духовной семинарии, в епархиальном женском училище и женской гимназии. После женитьбы был рукоположен в сан иерея. Служил в городе Козлове. Уже тогда проявил себя как выдающийся проповедник.

Ранняя кончина супруги, а затем и смерть единственного ребенка привели к резкой перемене в жизни священника. 8 февраля 1886 года отец Василий принял монашеский постриг с именем Владимир, а на следующий день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря города Козлова. 6 октября того же года он вступил в должность настоятеля новгородского монастыря святого Антония Римлянина.

13 июня 1888 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга отец Владимир был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Так началось его многолетнее архипастырское служение. В качестве викарного архиерея владыка оказывал деятельную помощь престарелому митрополиту Новгородскому Исидору (Никольскому). Епископ Владимир стремился оживить приходскую жизнь, заботился о повышении образовательного уровня священнослужителей. «В видах пробуждения от нравственного усыпления беспечных чад Православной Церкви, – писал он, – необходимо побудить духовенство епархии к усилению своей пастырской бдительности, вменив ему в обязанность усилить проповедь и молитвенные упражнения». По его предложению в епархии повсеместно начали проводиться воскресные беседы о вере и нравственности. В Софийском соборе Новгорода епископ Владимир прочитал цикл из восемнадцати бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. Благодаря его стараниям была учреждена должность епархиальных миссионеров.

19 января 1891 года епископ Владимир был назначен на Самарскую кафедру. На новом месте служения, как и в Новгородской епархии, он уделял большое внимание духовному просвещению народа. В феврале 1892 года владыка основал в Самаре религиозно-просветительское братство во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Большое значение придавал епископ Владимир церковному образованию детей. Благодаря его заботам в епархии было открыто около ста пятидесяти церковно-приходских школ. «Главное, – считал он, – необходимо внушать детям страх Божий. Но вместе с тем необходимо помнить, что изучение это должно совершаться сердцем, а не одним только умом, а это достигается через научение детей молитве в самом раннем возрасте».

В 1891 году, когда Самарскую губернию поразили неурожай, голод и эпидемия холеры, епископ Владимир учредил комитеты для сбора и раздачи пожертвований, дал указание консистории об отчислении средств в пользу голодающих. При монастырях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедняков. На площадях Самары Владыка вместе с духовенством совершал молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери об избавлении от холеры. В проповедях он призывал жителей города оказывать помощь больным, посещал лазареты, служил панихиды на кладбище. Прекращение эпидемии многие объясняли молитвами святителя.

18 октября 1892 года Владыка был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Благодаря его усилиям в экзархате было построено более ста новых храмов, а также возобновлены службы в закрытых церквях, восстановлены Мцхетский собор и Самтаврский Мцхетский монастырь во имя Святой равноапостольной Нины, открылось более 300 церковно-приходских школ. Трудами святителя в Кутаисе была устроена Духовная семинария.



В 1897 году архиепископ Владимир учредил духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и многих мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами, распространяли православные книги, проводили крестные ходы.

Подвижническое служение архиепископа Владимира в Закавказье было омрачено многими искушениями. Протоиерей Иоанн Восторгов, отмечавший «строго церковное мировоззрение» Владыки, писал: «Я знал о том, какая ненависть окружала экзарха, какая царила клевета, как тяжело было его положение среди грузинского клира... Здесь уже сказалось тогда, какой жизненный крест Бог судил нести... иерарху: полное одиночество... Нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие – все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам». Несмотря на нестроения, связанные подчас с прямой угрозой для жизни экзарха, отец Иоанн отмечал «чудесное спокойствие духа, которое дается только глубокою верою и спокойствием чистой и праведной совести».

21 февраля 1898 года архиепископ Владимир был назначен на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. Его ближайшими помощниками – викариями Московской епархии – стали выдающиеся церковные деятели: епископы Волоколамский Арсений (Стадницкий), Дмитровский Трифон (Туркестанов), Серпуховской Анастасий (Грибановский). На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись разносторонние дарования митрополита Владимира. Он открывал многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивал благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.

На Московской кафедре митрополиту Владимиру пригодился опыт, накопленный им в предыдущие годы. Владыка призывал местное духовенство чаще совершать богослужения и поучать паству, искал талантливых проповедников. Каждую неделю на подворье Троице-Сергиевой Лавры митрополит Владимир произносил проповеди, обращаясь в них к злободневным вопросам церковной и общественной жизни, темам морали, проблемам личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, религии и науки. Его проповеди публиковались в периодической печати. По инициативе митрополита Владимира в здании Исторического музея на Красной площади начались общеобразовательные курсы для рабочих.

Благодаря усилиям Владыки в Москве в 1903 году открылся епархиальный дом с храмом во имя Святого равноапостольного князя Владимира, ставший центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии. Там московские священники поочередно совершали богослужения, произносили проповеди, по воскресным дням проводились беседы религиозно-нравственного содержания, в которых принимал участие и митрополит Московский. Ответственным за проповедническую деятельность был священномученик протоиерей Иоанн Восторгов.

В епархиальном доме разместились епархиальный училищный совет, благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское московское братство. Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания, книжный магазин, библиотека с читальным залом и другие учреждения. В епархиальном доме собирались участники Златоустовского молодежного религиозно-философского кружка, основанного митрополитом Владимиром.

Митрополит Владимир был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 году он участвовал в деятельности Предсоборного Присутствия.

Будучи духовным руководителем преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, митрополит Владимир помог ей в основании Марфо-Мариинской женской обители. Много сил Владыка отдавал борьбе с пьянством. В 1911 году под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 году – Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. «Невольно приходишь в священный трепет, – писал один из современников, – при виде этой стройной и громадной работы, запечатленной характером истинного подвига за трезвую Русь». Митрополит Владимир был почетным членом Императорского православного палестинского общества и возглавлял его московский отдел.

В годы первой русской революции Владыка решительно выступал против сеятелей смуты и стремился внести в общество дух умиротворения и братской любви. Вспоминая о служении святителя в Москве, один из современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены, когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».

Митрополит Владимир принимал деятельное участие в жизни Троице-Сергиевой Лавры. В годы его управления Московской епархией в крипте Успенского собора Лавры был освящен храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших; начала функционировать лаврская типография; завершилась работа над составлением полной описи монастыря, что имело большое значение для изучения его истории.

В 1908 году состоялось событие, важное для последующей судьбы Троице-Сергиевой Лавры: за Божественной литургией в Троицком храме петербургского подворья Троице-Сергиевой Лавры митрополит Владимир возвел в сан архимандрита будущего наместника Лавры Кронида (Любимова). «Наш благостный Владыка, который всегда глубоко ценит всякого рода деятельность истинно преданного долгу службы, – говорилось в предваряющем уведомлении лаврскому Духовному собору, – в своих архипастырских заботах и попечительности очень возымел намерение войти со своим ходатайством о достойном награждении эконома Санкт-Петербургского подворья отца игумена Кронида».

В 1909 году в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Первый всероссийский монашеский съезд, на котором вступительную речь произнес митрополит Владимир. В период его управления Московской епархией в обители прошли торжества, посвященные 300-летию героической обороны Лавры от польско-литовских захватчиков и 100-летию изгнания наполеоновских войск из России. В июне 1912 года, после открытия памятника императору Александру III в Москве, обитель посетил святой царь-страстотерпец Николай II.

2 ноября 1912 года скончался митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), которого правящий архиерей Московской епархии знал с детства. 5 ноября митрополит Владимир возглавил погребение, а 23 ноября получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру. Глубоко привязанный к московской пастве, святитель не хотел покидать первопрестольный град и согласился принять новое назначение только после личного обращения к нему государя императора. Православная Москва несколько дней прощалась с Владыкой в лице представителей учреждений, в создании которых он непосредственно участвовал. Сбылись слова митрополита Антония (Вадковского): «Если Господь приведет митрополита Владимира пожить там долго, то его чистая душа, его безукоризненная жизнь и ревность о Церкви стяжают ему постепенно такой же авторитет в Москве, каким пользовался митрополит Филарет».

В середине декабря 1912 года митрополит Владимир прибыл в Санкт-Петербург как первоприсутствующий в Святейшем Синоде. В 1913 году как председатель юбилейной комиссии Владыка занимался организацией торжеств в честь 300 -летия Дома Романовых. В том же году участвовал в торжествах прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского, и в праздновании 200-летия Александре-Невской Лавры. В 1914 году возглавил у себя на родине, в Тамбове, чин прославления святителя Тамбовского Питирима.

И в Санкт-Петербурге митрополит Владимир много сил полагал на борьбу с пьянством. С его именем связано установление в 1913 году всероссийского церковного дня трезвости, приуроченного к памяти усекновения главы святого Иоанна Крестителя (29 августа по ст. ст.).

Центром проведения дня трезвости в Петербурге стал Исаакиевский собор, куда прибыл многолюдный крестный ход. После Литургии митрополит Владимир отслужил на площади перед собором по особому чину молебен «об исцелении страждущих пьянственным недугом». Владыка поддержал идею преобразования петербургского Александро-Невского общества трезвости во всероссийское братство, внес на утверждение в Синод проект его устава, председательствовал на учредительном собрании 23 ноября 1914 года.

После того как Санкт-Петербург с началом Первой мировой войны был переименован в Петроград, святитель Владимир получил титул митрополита Петроградского и Ладожского. Он неоднократно участвовал во всенародных молебнах об одолении врагов. Первый из таких молебнов состоялся 17 августа 1914 года на Исаакиевской площади, где соединились крестные ходы из всех столичных церквей. По указанию митрополита Владимира в епархии был создан фонд помощи семьям призванных на войну, пожертвование в 1000 рублей поступило от самого святителя. 31 декабря 1914 года в городе открылся общий церковно-приходской лазарет на семьдесят кроватей, названный в честь митрополита Владимира, три из них он взял на свое попечение.

В 1915 году на приеме у императора митрополит Владимир высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на церковную жизнь посторонних лиц, в частности Г.Е. Распутина. Это привело к охлаждению отношений святителя с императорской четой, и, после того как скончался Киевский митрополит Флавиан (Городецкий), последовал указ от 23 ноября 1915 года о назначении митрополита Владимира на Киевскую кафедру с сохранением статуса первенствующего члена Синода.

После прихода к власти Временного правительства в феврале 1917 года митрополит Владимир выступал против произвольного вмешательства нового обер-прокурора В.Н. Львова в дела Церкви. 14 апреля указом Временного правительства он был освобожден от присутствия в Синоде, как и большинство его прежних членов, и уехал в Киев.

На Украине митрополит Владимир столкнулся со стремительным ростом сепаратистского движения. Собравшийся в апреле 1917 года епархиальный съезд духовенства и мирян принял постановление о создании независимой Украинской Церкви. В августе состоялся еще один епархиальный съезд, участники которого продемонстрировали резко враждебное отношение к Синоду и к Киевскому митрополиту.

В июле 1917 года святитель Владимир находился в Петрограде, где участвовал в работе Предсоборного совета. В августе он уехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви. Собор открылся Литургией, которую митрополит Владимир отслужил в Успенском соборе Московского Кремля. Владыка был избран почетным председателем Собора и председателем Отдела церковной дисциплины. 21 ноября митрополит Владимир возглавил чин интронизации новоизбранного Патриарха Московского и всея России Тихона.

Стремившееся к автокефалии украинское духовенство требовало не допустить возвращения митрополита Владимира в Киев. Однако далеко не все на Украине поддерживали сепаратистов. 24 ноября состоялось собрание Союза православных приходов Киева, выразившее протест против попыток объявления автокефалии Украинской Церкви и высказавшееся за возвращение митрополита. В Москву к святителю Владимиру были посланы депутаты с просьбой вернуться в Киев. Митрополит прибыл в город 4 декабря, совершил богослужение в Златоверхом монастыре во имя Архангела Михаила. На Украине святителю Владимиру противостоял архиепископ Алексий (Дородницын) – председатель так называемой Всеукраинской Церковной Рады. Правящие архиереи украинских епархий признали Раду правомочной созвать Всеукраинский Церковный Собор, открытие которого было назначено на 7 января 1918 года.



В этот день после Литургии и молебна на Софийской площади в Киеве митрополит Владимир обратился к участникам Собора с приветственным словом. Собор избрал его почетным председателем. Митрополит Владимир участвовал во всех соборных заседаниях. 19 января 1918 года первая сессия Собора была прервана из-за приближения к Киеву Красной армии. В дни боев под Киевом святитель Владимир находился в Киево-Печерской Лавре, не раз оказывавшейся под обстрелом, служил молебны, читал акафисты.

Вечером 23 января большевики были в Лавре. Солдаты грабили обитель, глумились над святынями и насельниками монастыря. Вечером 25 января митрополита Владимира вывели на лаврский двор и посадили в автомобиль. В километре от Лавры священномученик был расстрелян, но перед казнью он успел помолиться и благословил палачей. Утром следующего дня тело митрополита нашли прохожие. Наместник Лавры архимандрит Климент отслужил панихиду по убиенному архипастырю.

На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. 29 января тело Владыки перенесли в Успенский собор Лавры для отпевания. Митрополит Владимир был погребен в Ближних пещерах монастыря. «Я во все время готов умереть за Церковь Христову и за веру православную», – говорил святитель. Справедливость этих слов доказывает его мученическая кончина.

Памяти митрополита Владимира Поместный Собор посвятил заседание, состоявшееся 15 февраля. Патриарх Тихон совершил панихиду по убиенному архипастырю. Митрополит Владимир был первым русским священномучеником-архиереем, пострадавшим за Христа в XX веке.

Убийство святителя открыло эпоху гонений на Православную Церковь.

Определением Поместного Собора день 25 января или следующий за ним воскресный день был объявлен днем молитвенного поминовения Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Празднование этого дня восстановлено в 1991 году.

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике святых.


Крест, установленный у места мученической кончины свщмч. Владимира

14/27 июня 1992 года честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Мощи священномученика покоятся ныне в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры. Церковь чтит его как истинного воина Христова и свидетельствует, что святитель Владимир, стоя пред Престолом Божиим, являет православным христианам, обращающимся к нему за молитвенной помощью, свое благодатное заступничество.

Тропарь священномученику Владимиру, глас 2

Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим. 

Кондак священномученику Владимиру, глас 2

Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.



Молитва священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому 

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.





27 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.