Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Захарии после акафиста преподобному Сергию в неделю 22-ю по Пятидесятнице

Во имя отца и Сына и Святого Духа!

Еще раз Господь сподобил нас в этом храме вознести хвалебное благодарственное пение преподобному и богоносному отцу нашему авве Сергию. Мы обратились сегодня к нему: «Благодать, данную ти от Бога, сведуще, тебе, приснаго нашего милостиваго отца, прилежно просим: пролей ныне теплую твою молитву о нас, грешных, ко Господу, яко да презрев вся наша согрешения, дарует победы на враги, яко царю Константину на Максентиа, яко Давиду на Голиафа; державу Российскую да укрепит, Церковь Свою Святую от распрей и расколов незыблему да сохранит».

преподобный Сергий Радонежский.jpg
Преподобный Сергий Радонежский. Икона из ризницы 
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Расколы и распри в Церкви. К сожалению, они сопутствуют ей буквально с первых десятилетий ее существования. Еще апостол Павел в Послании к коринфянам пишет со скорбью: « У вас говорят: «я Павлов», «я Аполосов», «а я Христов». В другом месте он говорит, что есть некоторые, которые принимают вид апостола, а на самом деле лжеапостол. Это неудивительно. Потому что если сам сатана принимает вид ангела света, то и служители его принимают вид служителей истины. В беседе с эфесскими пастырями он говорит: «По отшествии же моем прийдут сюда волки, не щадящие стадо». Апостол Иоанн Богослов пишет в третьем Послании: «Я писал Церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, запрещает и другим принимать». 

В таком скорбном состоянии была Церковь первенствующая. Затем начались гонения. В это время распри и расколы прекратились, потому что Церковь выживала в этих лютых и жестоких гонениях. Наконец, в 325 году подписали миланский эдикт. Церковь становится государственной. Через четверть века, в 351 году, появилась первая ересь Ария. Затем появились другая, третья и за ними - несть числа. В 1054 году произошел раскол Церквей на Римскую Католическую и Православную. Затем от Римской отделяется протестанская Церковь, которая уже делится на всякие секты христианские. Наша русская православная церковь тоже испытала волнения: ересь стрегольников, старообрядческий раскол, обновленческий - в 20 веке. 

Святые отцы говорят, что подобно тому, как в духовной жизни есть прямой царский путь, есть уклонения от него одесную, ошую. Так, и в распрях и расколах Церкви есть явные уклонения ошую, то есть в какую-то ересь и есть уклонения одесную, то есть под каким-то благовидным предлогом вводится что-то новое в Церкви, которое, однако, не к созиданию служит, а к разорению. Нашу Церковь последнее время тоже волнуют некие испытания, искушения. Два года назад была попытка перевести все богослужение на русский язык. По приходам рассылались предложения все это рассмотреть и обдумать. Слава Богу, Господь умудрил архипастырей. Словом, дал слово силы, чтобы защитить эту древнейшую традицию - церковно-славянский язык, не обнищать Церковь, не опускать богослужения людям, а наоборот поднять людей в высоту духовную, духовных слов, красоты и силы славянского языка. 

Теперь взялись за Таинства Исповеди и Причащения. Официально на сайте межсоборного присутствия, на сайте «богословие.ру» опубликован документ межсоборного присутсвия о причащении Святых Христовых Тайн и исповеди. Казалось, внешне все нормально. История Таинства, современная практика, но настораживают некоторые моменты. Причащение на Светлой Седмице. Ссылаясь на 56-е правило Трульского Собора пишут, что от Светлого же дня Христова Воскресения до новой недели все христиане должны прибывать в храме в молитвах, псалмопениях, слушании Священного Писания и причащаться Святых Христовых Тайн, ибо в самом причащении мы соединяемся с Вечным Христом и тем самым имеем залог будущего Восресения. Далее пишется, что эти правила оправдывают практику, сложившуюся во многих приходах и епархиях русской православной Церкви, о причащении на светлой седмице, и поскольку уставом не предусмотрен пост на Светлой Седмице, то можно причащаться без поста. Далее, в Великий Пост по благословению духовника его духовные чада могут причащаться на Страстной Седмице и на Светлой Седмице без исповеди.

Если все это соединить, получается такая интересная фраза, что можно причащаться не только без исповеди, но и без поста. Я думаю, каждого верующего человека это настараживает. Это указывается в качестве исключения. Но вы все знаете, насколько человек немощен, слаб духовно, и ищет лазейку как бы там попоститься полегче, как бы правило прочитать побыстрее или на ходу, а не стоя перед иконами. И вдруг появится официальный церковный документ, где будет написано, что можно по благословению духовника на Страстной Седмице и на Светлой Седмице причащаться без исповеди и даже без поста. Тогда могут возникнуть вопросы, а почему только на Светлой и на Страстной Седмице? Почему в другое время нельзя? Почему кто-то должен связывать мою свободу? Так постепенно наша Церковь может потерять одно из семи Таинств – исповедь. Так ее потеряли греческая Церковь, Румынская и Болгарская. Там нет такой исповеди, как у нас. Там очень мало духовников – священников, имеющих право исповедовать. И зачастую это не исповедь, а просто благочестивая беседа. А что такое потерять исповедь? Кто испытывал на себе великую силу этого таинства, знает. 

Поэтому я обращаюсь и ко всем вам, особенно к молодежи, которая вхожа в интернет, умеет с ним общаться. Это предложение сделано для всеобщего обсуждения, и там каждый, кто хочет, может оставить свое мнение. Поэтому молодежь должна изучить этот вопрос, внимательно посмотреть, какие могут быть последствия принятия таких документов. И Греческая, и Болгарская, и Румынская Церковь не сразу потеряли исповедь. Были какие-то прецеденты, и постепенно пришли к такому горестному состоянию, что люди причащаются без исповеди. 

К нам приезжали паломники из Минска и со скорбью рассказывали, что в Минский приход пришли два новых молодых священника. Со всей силой убеждения своего молодого энтузиазма, они убеждают свою паству, что для причащения нужно лишь только сильное желание причаститься и ничего более. Ни Правило не нужно читать, потому что их апостолы не читали, исповедоваться не нужно, потому что исповеди не было в первой Церкви. То есть вот так приводят в смущение и замешательство умы людей. Говорят: «Если вы очень хотите поститься, пожалуйста. Вы съедаете две котлеты, съешьте одну». Я вам цитирую буквально, как православные священники, закончившие Троицкую семинарию, наставляют паству. Конечно, очень горестно это слышать. Поэтому нужно быть внимательным к себе и к тому, что происходит у нас в Церкви. 
Вселенские Патриархи в своем Послании написали, что у нас хранительницей веры является весь народ, вся Церковь. Потому каждый из нас в этом отвественен. Это прежде всего свой личный труд, соблюдение всех правил, традиций нашей русской православной Церкви. С тем, чтобы их знать изучать, сохранить и бережно передать своим детям, внукам. Как нужно молиться, поститься, исповедоваться. Чтобы так, научаясь не только из книг, а на добром примере отца, матери, бабушки, дедушки, наша русская православная Церковь хранила свою веру. В житиях святых, в Патериках, неоднократно встречались такие случаи, когда братия скорбит, видя, как какой-то старец и наставник умирает. В таком случае умирающие воодушевляли и говорили окружающим: « Вы не скорбите». Когда умирали наши отцы, мы тоже очень скорбели, что Господь забирает их от нас, но мы исполняли все те правила, все те заветы, которые они нам оставили, и они были как бы живыми среди нас. 

Если мы будем соблюдать все, что нам передали наши деды, отцы и прадеды, хранить православную веру, как драгоценное наследие, то тем самым мы будем достойны их молитв, они будут иметь дерзновение пред Богом молиться за нас. Господи, они не отступают, они хранят веру, также, как хранили мы все. Если мы будем бережно хранить свою веру, будем просить преподобного авву Сергия и других святых русской Церкви, как поется в стихирах: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Только при всеобщем труде и труде каждого, духовном труде над собой, над сохранением традиций, обычаев нашей Церкви, православие устоит до конца века. Аминь. 


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

29 июня 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.