Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры приглашает на мастер-класс по пошиву требного комплекта

Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры приглашает на мастер-класс по пошиву требного комплекта

10 ноября 2017 года Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры приглашает на мастер-класс по пошиву требного комплекта. Занятие для участников группы бесплатное.

Данный мастер-класс не будет предоставлен в открытом доступе, т.к сотрудники Золотошвейной мастерской поделятся своими наработками и опытом с теми участницами, которые будут шить непосредственно с ними во время занятия.

Дополнительную информацию по предстоящему мастер-классу можно узнать в обсуждениях группы соцсети «ВКонтакте».

Для участия необходимо зарегистрироваться в группе и заявить о своем желании участвовать в мастер-классе.

Список необходимых материалов:

1. Ткань церковная шелк или парча шириной 0,5 м – 1,5 м (если позволяет рисунок, ткань можно кроить поперек);

2. Подкладочный материал (шелк, вискоза или х/б) 0,5 м (ширина 1,5 м);

3. Набор крестов (9 шт.): 6 епитрахильных крестов 8–9 см, 2 епитрахильных креста 5–6 см, 1 маленький крест для епитрахили 2,5–3 см;

4. Галун шириной 2 см – 8 м или 2 галуна: один шириной 2,5 см – 5,5 м и второй шириной 1,5 см – 2,5 м;

5. Пуговицы (7 шт.);

6. Петли (12 шт.);

7. Бахрома (70 см);

8. Шнур (2 м);

9. Бортовка шириной 1,5 м – 0,5 м.

Мастерская может отправить недостающие материалы, но об этом нужно написать в личные сообщения группы.

Золотошвейная мастерская Лавры будет благодарна за репост данного объявления.

Золотошвейная мастерская Лавры «ВКонтакте»


Краткая справка

С первых веков христианства церковное богослужение и храм украшаются предметами шитья, начиная с простых льняных покровов и заканчивая искусно украшенными шелковой и золотой вышивкой изделий.

Вышивка как вид религиозного искусства был известен и в дохристианскую эпоху. Из книг Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о том, что Господь повелел Моисею украсить скинию ветхозаветного храма покрывалами из крученого виссона с изображениями Херувимов «искусной работы» (см.: Исх. 26, 1).

Христианское богослужение, как известно, вышло из Иудейского храма, следовательно, оно переняло и некоторые его особенности, в том числе традицию украшать священное пространство храма тканями и вышивкой.

Особое развитие религиозная вышивка получила в Византийской империи с момента принятия ею христианства.

До наших дней дошли предметы церковного шитья Византии, такие, как катапетасмы, т.е. алтарные завесы, плащаницы, литургические воздухи, облачения и многое другое.

Для церковной вышивки использовались шелковые, серебряные, золотые нити, жемчуг и драгоценные камни.

На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с христианством.

Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, в царских и великокняжеских домах.

На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские («светлицы»): столичные «царицыны» мастерские, мастерская Строгановых и Старицких, других «именитых людей» – купцов или промышленников.

Подбирая образцы для шитых изображений, мастерицы обращались к работам знаменитых иконописцев своего времени, таких, как преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Даниил Черный и их ученики, которые и создали русский иконописный канон. Древние памятники церковного шитья свидетельствуют нам о тесной связи шитого изображения с древней каноничной иконой.

Соработничество искусных вышивальщиц и святых иконописцев породило неподражаемый стиль русского церковного шитья, о котором свидетельствуют древние памятники.

Искусство церковного шитья живо на Руси и по сей день. Как в древности, так и сейчас по всей стране при монастырях создаются вышивальные мастерские, в духовных школах открываются отделения лицевого и золотного шитья.

Одним из ярких примеров современного возрождения этого древнего искусства является золотошвейная мастерская Троице Сергиевой Лавры.

Лавра издревле собирала под своим благодатным покровом различных искусных мастеров. Среди них были и вышивальщицы.

Ризница Лавры обогащалась работами собственных вышивальщиц; кроме того, в монастырь делали богатые вклады царские и великокняжеские дома.

С 2003 года в стенах Лавры действует золотошвейная мастерская, оснащенная новейшим вышивальным оборудованием.

Одним из основных направлений деятельности мастерской является возрождение древнерусских традиций золотного и лицевого шитья с применением при этом новейшего автоматического вышивального оборудования.

В создании предметов шитья мастерицам помогает богатейшая монастырская ризница, в которой собраны памятники церковного шитья XIV–XIX вв.

Непосредственная работа с этими памятниками позволяет наиболее полно изучать и внедрять принципы и традиции древнерусского церковного шитья.

В создании уникальных предметов шитья мастерской помогают профессиональные мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.

Сотрудничество с иконописцами позволяет создавать каноничные иконописные и орнаментальные рисунки, адаптированные для электронной машинной вышивки.

При создании изделий используются, преимущественно, натуральные ткани, шелковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.

Таким образом, сотрудничество искусных вышивальщиц и профессиональных иконописцев является сегодня основой возрождения и продолжения в Троице-Сергиевой Лавре древнейших традиций церковного шитья с использованием при этом новейшего вышивального оборудования. 




24 октября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.