Ю.А. Олсуфьев. Дата Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Ю.А. Олсуфьев. Дата Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

(По поводу датировки этого собора К.К. Романова в его статье «Псков, Новгород, Москва», помещенной в 4 номере «Известий Российской Академии Истории Материальной Куль­туры», Ленинград, 1925 г.).

В 4 номере «Известий Российской Академии Материальной культуры» помещена статьи К.К. Романова — «Псков, Новгород, Москва». Не касаясь общего содержания статьи, мы намерены сказать несколько слов по поводу датировки автором одного первостепенного памятника зодчества — Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Со­бор был частично реставрирован летом 1925 года — была разобрана пристройка 1829 года с северной стороны, благодаря чему северный фасад собора предстал в том виде, каким он был выстроен в 1422 году Никоном и князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. И вдруг оказывается, по увере­нию К.К. Романова, что собор был заложен («за­ложенный», стр. 224) псковичами в 1476 или 1477 году, или, что еще вероятнее, по мнению автора статьи, — был перестроен в верхней своей части» в 1559 году. Автор ссылается на, якобы, соответствующие летописные источники, указывая в примечаниях к стр. 224: т. VI, стр. 206, т. XX, стр. 320 и т. XXIV, стр. 195 «Полного собранiя русскихъ лътописей».

Позволим себе заявить, что тут крупное недора­зумение. За время существования Лавры мы знаем в ней шесть церквей, посвященных Троице; из них — три деревянных, одна каменная (в буквальном смысле, теперешний Троицкий собор) и две кир­пичных, при чем каменная церковь и последова­тельно две кирпичных существовали одновременно. Вот их перечень: первая, деревянная церковь была построена основателем монастыря, вторая, заме­нившая первую, тоже деревянная, была сооружена им же и была сожжена в 1408 году Едигеем. В том же году была выстроена третья деревянная церковь Никоном. В 1422 году был поставлен им каменный Троицкий собор, а деревянная церковь была или сохранена, или перенесена на место, где в 1476 году была воздвигнута кирпичная церковь, тоже во имя Троицы, следовательно, пятая этого имени. Наконец, в 1559 году была выстроена по­следняя церковь во имя Троицы, по-видимому, вместо церкви 1476 года, впоследствии получив­шая наименование Духовской и существующая поныне в нескольких саженях к востоку от камен­ного Троицкого собора и носившая название в XVI веке «средней».

О постройке деревянных церквей и каменного Троицкого собора совершенно ясно говорят древ­ние житии Сергия и Никона. Приводим эти сви­детельства.

О первой церкви говорится: «И обложиста црквицу малоу и срубиста ю» (Житие пр. Сергия, рукопись ризницы Лавры, XVI в., л. 58 а литогра­фированного издания 1853 года). О второй церкви: «Прiиде же къ стомоу в то время от Смоленьска нъкто архимандрит чстнъ именем Симонъ.... Слы­шав житiе его (Сергия) изрядное иже и имънiа принесъ и власть емоу яко да болшу црквь въздвигнетъ» (Редакция Жития Сергия Епифания с изменениями Пахомия, издано академиком Тихонравовым, Москва, 1892, стр. 93). О третьей церкви: «Сей чудной мужь (Никон) понеже церковь сгоръвшу видъвъ,.... абiе прьвъе церковь малу воздвизает во славу святые Троица» («Полн. собр. рус. л.», VI, Житие Никона, стр. 138). Наконец, о четвертой церкви, теперешнем Троицком соборе: «По малъ совъящаваетъ (Никон) совъть благъ съ братьею, еже воздвигнути храм святыя Троица церковь камену.... церковь прекрасну воздвиже, подписаньим чудных удобръвше ту (церковь), могуще зрящихъ удивити всъхъ и донынъ» («Полн, собр. рус. л.», VI, Житие Никона, стр. 138). Это событие датируется житием пр. Сергия тридцатью годами после смерти основателя Лавры, последо­вавшей в 1392 году, т. е. 1422 годом (Житие пр. Сергия, рукопись ризницы Лавры, XVI в., л.л. 284 и 287 литографированного его издания 1853 года). Теперь приведем летописные записи, относя­щиеся к пятой и шестой Троицким церквам. К пятой церкви относятся следующие места: «Того лъта (1476) заложиша церковь камену въ Сергъевъ монастыръ Троицу Псковскiе мастеры» («Полн. собр. р. л.», VI, 206); на стр. 320 тома XX того же издания повторено это известие дословно с изменениями лишь орфографическими; на стр. 195 тома XXIV мы находим то же известие, но с не­которыми существенными подробностями: «Тоеже весны (1476) заложена бысть, почата дълати в Сергъеве монастыръ церковь святыя Троица, кирпичная, дроугая, на мъстъ древяныя церкви».

Наконец, о шестой Троицкой церкви говорится: «Тогожъ лъта (1559) мъсяца Маiя во 19 день, царь и великiй князь Иванъ Васильевичь всеа Русiи былъ у Живоначалныя Троицы въ Сергiевъ мона­стыръ на праздникъ въ недълю пятдесятную и велълъ основати церковь во имя Живоначалныя Троицы» («Краткiй лътописецъ Троицкой Лавры», изд. 1865 года). На первые три летописные свиде­тельства ссылается К.К. Романов в подтверждение своих датировок (стр. 224). Датируя существующий каменный Троицкий собор 1476, или 1559 годом, К. К. Романов, очевидно, перенес на него летописные известия, относящиеся к другим Троицким церквам Лавры. Так, в 1476 г. была построена не каменная в буквальном смысле, а кирпичная цер­ковь, к тому же, вместо («на мъстъ») деревянной, как ясно о том и другом говорится в приведенном месте из XXIV тома летописей. В 1559 году была построена церковь, по-видимому, вместо церкви 1476 года, при чем, во всяком случае, постройка этого года не имела никакого отношения к ныне существующему Троицкому собору, в виду того, что под этим годом говорится о закладке церкви («основати»), а затем, — что в 1556 году Иваном Грозным был позлащен верх нынешнего Троицкого собора («Никоновская» летопись, ч. VII, стр. 270), что странно было бы делать за три года до полной, по мнению К.К. Романова, перестройки его верха. Приводим это свидетельство Никоновской летописи: «Тогожъ лъта (1556) мъсяца Октября въ 11 де позлащенъ бысть у церкви верх святыя Живоначалные Троицы в обители пр. Чюд. Сергия повелъниемъ благовърнаго..... Ивана Васильевича». Это, по-видимому, тот верх, который в 1510 году был покрыт Василием III железом: «Лъта 7018 (1510) ходилъ великий князь в Новгородъ... А пришед на Москву былъ въ Сергiевъ монастыръ... Того же лъта побили верхъ желъзомъ у Троицы в Сергiевъ монастыръ мъсяца Маiя 19» (Вахромъевская рукопись, опись А. А. Титова, №. 778)

В заключение упомянем, что «Краткiй лътописецъ» Троицкой Лавры в следующих выражениях косвенно дает веское указание на то, что Троицкий собор в 1635 году хранил стенную роспись времен Никона и, следовательно, не был существенно перестраиваем: «а старое письмо въ ней обетшало, что было подписано при игуменъ пр. Никонъ» («Краткiй Лътописецъ Лавры», изд. 1865 г., стр. 5).

Сергиев
Март 1926 года.


Источник: Олсуфьев Ю.А. Дата Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В кн.: Три доклада по изучению памятников искусства б. Троице-Сергиевой Лавры. - Сергиев, 1927. С. 33-41.


13 сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.