Вымоленное причащение

Вымоленное причащение

Один священник рассказал вологодскому архиепископу Никону случай из своей пастырской практики: «Произведен я был в священники на приход близ нашей Северной столицы, где живет много православных финнов. Помню, день клонился к вечеру. В окно я увидел подъезжающего к дому молодого финна. Он, войдя ко мне, помолился святым иконам и приветствовал меня. Я спросил о причине его приезда. Тот ответил: „У моего отца родился сын, которого необходимо крестить на дому. Наша приходская церковь от нас далеко, да, кстати, и отцу нездоровится, он просит приобщить и его“. „Теперь уже поздно, — распорядился я, — распряги лошадь, подкрепись чем Бог послал и отдохни". Финн так и сделал. Прошло два часа. Как ни старался — уснуть, так и не мог. Меня не оставляла мысль, что больной меня ждет и мне необходимо спешить к нему. Тогда я стал будить его сына с просьбой собираться и ехать. Тот начал уверять, что отец не так слаб и что можно обождать до утра. Но неотвязной была мысль, что надо ехать немедленно. Финн с неохотой внял моей просьбе, запряг лошадей, и мы отправились в путь. Шестнадцать верст мы проехали благополучно. На горизонте показались огоньки той деревни, куда мы направлялись. Еще несколько мгновений — и лошадь доставила нас к нужному дому. В полутьме я увидел в окне высокую фигуру хозяина. Он протирал запотевшие стекла. Тогда я подумал: „Напрасно было предпринимать ночной путь из опасения, что больной умрет без напутствия святыми Тайнами“. Войдя в дом, я, видя новорожденного малютку слабым, поспешил его окрестить и затем приступил к исповеди самого отца. Оказалось, что финн весьма благочестив. В течение всей своей жизни он ежедневно слезно просил Господа о даровании ему христианской кончины и напутствования перед смертью святыми Тайнами. После искренней, слезной исповеди и благоговейного причащения больной лег на лавку в передний угол и попросил позволения немного отдохнуть. Я сел рядом с ним и стал записывать в памятную книжку имя новорожденного младенца. Вдруг почувствовал позади себя судорожные движения больного. Когда я оглянулся и посмотрел на него, то понял, что он уже скончался».

Раскаявшийся клятвопреступник

Московский протоиерей Иван Григорьевич Виноградов, священствовавший при храме во имя великомученицы Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду (Церковь XV в. была разрушена в 1928 г. На этом месте построили здание Госплана, ныне в нем Госдума.), из своей пастырской практики вспомнил такой случай. «В моем приходе, — рассказывал он, — жило благочестивое купеческое семейство, в котором был единственный сын, любимец родителей. Когда ему исполнилось двадцать лет, он познакомился с единственной дочерью благочестивой вдовы. У девицы было среднее образование, и отличалась она редкостной красотой, она была бедна состоянием, но богата благочестием и добрыми душевными качествами. Молодой человек стал у них бывать и, видимо, увлекся. Первоначально он вел себя благородно, но со временем девушка стала жаловаться матери на то, что молодой человек, когда они остаются наедине, позволяет себе некую нескромность в обращении с ней. Женщина, защищая достоинство дочери, при первом удобном случае высказала молодому человеку, что она свободного обращения не приемлет, и просила его больше к ним не приходить. Юноша со слезами стал уверять мать, что он настолько привязан к ее дочери и сердце его полно такой любви, что он жить без нее не сможет и погибнет, если перед ним закроют двери их дома. Тогда мать сказала ему: „Коли моя дочь действительно нравится вам, я не против того, чтобы она стала вашей женой. Но вы повенчайтесь!" Молодой человек, видимо, готов был исполнить желание матери и повенчаться, но в то же время стал уверять, что только через год они смогут сочетаться церковным браком, в чем и дал честное и благородное слово. „Только, ради Бога, разрешите мне, — продолжал он, — бывать у вас как жениху“. Мать подумала и ответила: „Я только тогда позволю вам бывать в нашем доме, когда вы в первый же воскресный день со мной вместе согласитесь пойти в кремлевский Успенский собор, где пред чудотворной Владимирской иконой Божией Матери дадите клятву исполнить свое обещание". На это предложение он охотно согласился. И в первый же воскресный день, стоя на коленях пред чудотворным образом, в присутствии вдовы дал следующую клятву: „Владычице, клянусь пред святым Твоим образом, как пред живой, что я через год исполню свое обещание свято и женюсь на девице, избранной мной. Если же я этого не исполню и окажусь клятвопреступником, тогда Ты, Матерь Божия, иссуши меня до основания". После этой великой и страшной клятвы молодой человек стал бывать у вдовы как родной, а через год его избранница разрешилась от бремени мальчиком. В первое время он как отец ребенка приходил каждый день, затем посещения его стали все реже и, наконец, совсем прекратились. Мать и дочь были в неописуемом горе. В довершение всего мать и дочь узнали, что юноша женится на другой. Его соблазнило чуть ли не миллионное приданое второй невесты. Думая составить себе земное счастье с богатой женой, он забыл самое главное: счастье не в деньгах, а в благословении и помощи Божиих, которых он лишился через свое клятвопреступление и вероломство. В чаду своего призрачного, безумного счастья он мечтал, что жизнь его будет обеспечена до смерти. Но суд Божий стерег его. В день свадьбы молодой человек почувствовал себя нехорошо. У него появилась слабость, которая с того дня не покидала его. Он стал худеть не по дням, а по часам и постепенно сделался живым скелетом, слег в постель и буквально иссох. Ничто не могло его утешить. Душа его была полна неописуемой скорби и тоски. Находясь в такой беспредельной печали, однажды среди бела дня он видит, как в комнату входит величественная дивная Жена, исполненная великой славы. Вид Ее был строгий. Она подошла к нему и сказала: „Клятвопреступник, ты за свое безумие достоин этого наказания. Покайся и принеси плоды покаяния". Своей рукой Она прикоснулась к его волосам, и они выпали на подушку, а Сама Жена стала невидимой. После того больной тотчас же пригласил к себе своего духовника, с великим плачем во всем покаялся, затем к смертному одру позвал своих родителей. В их присутствии он подробно рассказал всю историю своего увлечения бедной девицей, о своей клятве пред Владимирской иконой Божией Матери и о явлении ему в этот день дивной и величественной Жены, в Которой он признал Царицу Небесную. В заключение он со слезами просил отца и мать, чтобы они проявили великое милосердие к обманутой им девушке, младенцу, рожденному от него, и вдове, обеспечили их на всю их жизнь. На другой день утром меня снова пригласили к нему. Больной был напутствован таинствами причащения и елеосвящения. С каждой минутой он слабел. Прочитан был, наконец, канон на исход души. Все молились и плакали. Вдруг больной воодушевился, силился приподняться и с чувством радости тихо-тихо, но ясно произнес: „Вижу Тебя, Владычице мира, грядущую ко мне, но взор Твой не строгий, а милостивый“, — и с этими словами скончался».


Источник: Троицкие цветки с луга духовного. Короткие рассказы о чудесных явлениях силы Божией // Сост. архим. Кронид (Любимов). - СТСЛ, 2018.


STSL.Ru


29 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».