Время покаяния

Время покаяния

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»[1]

Возлюбленные братия и сестры! Мы получили от нашего Творца и Господа великий, бесценный дар — жизнь. Господь нас создал, дал нам душу живую, и бо­лее мы никогда не умрем: если сами не погубим себя грехами, то мы должны вечно жить и блаженствовать с нашим Господом Создателем.

Да и эта наша жизнь земная... Сколько в ней пре­красного! Сколько мы имеем способностей от Бога, сколько возможностей делать добро, украшать себя и ближних добродетелями и угождать Богу нашему и Владыке!

Счастлив тот человек, который правильно, разум­но строит свою жизнь, не тратит ее впустую, но про­водит добродетельно, в терпении, любви, смире­нии; который покаянием старается исправить себя. И очень несчастен, жалок, неразумен тот, кто эту единственную короткую жизнь проводит рассеянно, бесцельно, кто небрежет о душе, грешит, не исправ­ляется, вовсе не думает о вечной жизни, а все свои силы, стремления, интересы растрачивает на тлен­ные приобретения и пустые заботы этой земной жизни.

Жизнь — это одно мгновение по сравнению с веч­ностью, и как страшно упустить это мгновение, кото­рым можно себя спасти или погубить навеки. Так ко­ротка, так мимолетна наша жизнь, что пророк назы­вает ее минувшим днем: «Человек, яко трава дние его, яко цвет селний, тако оцветет»[2]. И апостол Иаков, обличая миролюбцев, говорит: «... что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а по­том исчезающий»[3]. Много ли мы с вами прожили?

Много ли еще нам осталось пребывать на этой земле? Что для нас в жизни было высоким, ценным?

Дорогие мои, надо сказать, что жизнь наша не только мимолетна и ничтожна, она к тому же очень далека от совершенства, к которому призывает нас Господь. Она полна грехов, беззаконий и всякой не­правды. Она от колыбели и до гроба бывает искажена грехом непослушания. В каждом из нас с рождения есть наклонность ко греху, к самочинию, к наруше­нию заповедей Божиих. Сознаем ли мы это? Видим ли грехи свои, свою душевную непривлекательность и беззаконность? Чувствуем ли в себе это страшное «семя тли» — разложение, загнивание, тление?

Вот, смотрите, человек с семи лет стал стремиться к Богу, а в четырнадцать он уже был причислен к клиру Церкви, отрешился от мира с его соблазнами и суе­той. Сейчас он почитается Церковью столпом Право­славия, образцом целомудрия. И вот этот человек с горечью взывает: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое положу начало, Христе, ны­нешнему рыданию?» Что же сказать нам, погрязаю­щим в суете, гибнущим во грехах, среди искушений и волнений этого мира и наших собственных страстей.

Авва Памва, великий пустынник, подвижник, при­ближаясь к смерти, говорил: «Отхожу к Богу так, как будто еще не начинал служить Ему». А мы-то? Мы не Богу служим, а бесов радуем своими грехами. Мы действительно еще и не начинали спасаться.

Какими слезами оплачем свою беззаконную жизнь? Чем очистим свою бедную душу, чем загла­дим свой греховный долг перед Богом? Если бы мы все увидели вдруг, каковы мы на самом деле, сколько в душе у нас таится гнева, гордости, нечистоты и вся­ких страстей — о, какой стыд тогда охватил бы нас!

Тихая гора Олимп. Сидит старец со своими учени­ками. Вдруг— разбойник во всеоружии. «Не бой­тесь, я пришел каяться». — «Исповедуй свои грехи при всех», — сказал старец. Боже мой, какие только злодеяния не описал он! Старец видел, как огнен­ный юноша стирал с хартии грехи раскаявшегося разбойника...

Возлюбленные братия и сестры, счастлив тот, кто сумеет принести такое глубокое, решительное покая­ние. Вся наша надежда, все наше утешение в том, что мы дожили до дней святого Великого поста, что Гос­подь милостивно зовет и нас к покаянию и готов при­нять наши слезы и наше смиренное исповедание: «Согрешихом, беззаконовахом...»[4]

Святитель Иоанн Златоуст, великий проповедник покаяния, говорит: «Кайся, грешник, не медли, не стыдись. Все грехи твои как малая искра в море мило­сердия Божия».

И я с этого священного места призываю вас, чада мои возлюбленные: кайтесь, кайтесь, и не медлите! Может быть, кто-то из нас кается в последний раз. Может быть, кто-то не дойдет до конца этого постно­го поприща. Может быть...

Три путника направлялись к одной цели. Долго шли. Но вот по пути им попалась прекрасная равни­на, прохладная, покрытая цветами, где хорошо было отдохнуть. И один из них решил остаться. Второй шел, но тоже колебался, оглядывался и, наконец, ре­шил: «Я буду идти не спеша, наслаждаясь здешними красотами, еще успею пойти дальше». А третий не от­влекался ни на что, не хотел ничего знать, только спешил к своей цели. И тут внезапно налетела буря.

Потемнело небо, закрутил страшный смерч... Перво­го путника больше никто никогда не видел, он наве­ки остался на той поляне. Второго путника буря за­стала в пути, он заблудился и погиб. И только третий, который спешил, успел своевременно прийти в свой город и был спасен.

Возлюбленные братия и сестры, мы с вами на пути к нашему Небесному Отечеству. Наш город не здесь, он далеко. Поспешим же, не будем оглядываться. Войдем в двери покаяния, в двери милосердия Божия, открывшиеся нам. Сейчас время спасительного поста, время сугубых трудов и подвигов, но и время особой помощи Божией.

Покаемся же! Окинем взором прожитую жизнь, оценим ее правильно. Она очень греховна, она не­достойна звания христианина, которое нас обязыва­ет к святости, к высокой, внимательной жизни. Осоз­наем, что времени осталось мало, поспешим же при­нести покаяние. Оплачем свою жизнь, принесем горькие слезы, загладим грехи трудами и исправле­нием своей жизни. Поспешим украсить себя доброде­телями: святым терпением, доброделанием, молит­вой, постом, покаянием, смирением. Умолим Бога простить наши прошлые грехи, докажем искрен­ность покаяния исправлением.

Покаемся и будем молить Господа, чтобы Он Сам помог нам исправиться. Сам очистил наши души Своею благодатию, чтобы Господь, даровавший нам вступить в это спасительное время, довел бы нас до конца поста, до конца нашего земного пути и сподо­бил бы нас увидеть сияние дивного града, Небесного Иерусалима. Аминь.

Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 149-153


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Канон Великий св. Андрея Критского. Песнь 1, читаемая в понедельник первой седмицы Великого поста.

[2] Пс. 102, 15

[3] Иак. 4, 14.

[4] Ирмос 7-й песни Октоиха, глас 6.


27 февраля 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.