В день Святого Духа архиепископ Феогност возглавил престольный праздник в Троице-Сергиевой Лавре

В день Святого Духа архиепископ Феогност возглавил престольный праздник в Троице-Сергиевой Лавре
20 июня 2016 года, в день Святого Духа, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялся престольный праздник. 

В этот день в Святой обители были совершены четыре Божественных литургии.

Среднюю Литургию в Духовском храме монастыря возглавил наместник Троице-Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили братия Лавры в священном сане: архимандрит Варфоломей (Калугин), игумен Лев (Беленков), иеромонах Власий (Рылков) и др.

Проповедь перед Причастием произнес лаврский насельник игумен Лев (Беленков).

По окончании богослужения владыка Феогност поздравил молящихся с праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

“Без Меня не можете творити ничесоже“ (Ин. 15, 5) – эти слова Христа-Спасителя, обращенные к Его ученикам-апостолам, как нельзя лучше подчеркивают и указуют нам, что сила Божия свершается в немощи человеческой, но в такой немощи, которая покоряет себя воле Божией, благой и совершенной. 

Апостолы, будучи просто учениками Христовыми, ходившие вместе со Христом и слышавшие Его Божественные словеса, в трудную минуту отказались и отверглись от Христа. Они находились в великом унынии и недоумении. И только свидетельство жен-мироносиц о том, что воскрес Господь, возбудило, как сказано о них, “еще не верующим им и чудящимся от радости“ (Лк., 24, 41).

Сегодня особый день – не Троица, а именно Духов день – это день рождения Церкви, сошествие Святого Духа на учеников и апостолов Христовых, когда они, будучи просто людьми, получили такую благодать, которой никто не смог противиться в этом мире, да и в будущем никто не может противиться силе Божией, благодати Божией. 

Как же важно понимать, что в жизни каждого из нас до тех пор, пока нас не коснется благодать, до тех пор, пока благодать Святого Духа не сойдет на нас, мы не можем ничего доброго в этой жизни совершить. Но для того, чтобы эта благодать сошла, нужно быть готовым к ее принятию. Очень важно понимать, что сила Божия, которая дается нам, может нами быть использована во зло. Если мы будем молиться так, как сказал Господь: “Скажите горе сей: поднимись и ввергнись в море – и будет по слову вашему“ (Мк. 11, 23), – сколько же зла будет в мире! 

Есть такая старая русская пословица: «Если бы Господь послушал худого пастуха, то всё бы стадо погибло». Сколько проклятий посылают люди друг другу, сколько зла держится друг на друга, и милостив Господь, что у нас нет силы и нет этому злому места в жизни и действия.

И только тогда, когда мы бываем очищены от своих пристрастий и страстей, Господь нам посылает Свою благодать с тем, чтобы мы ее использовали не в личных корыстных целях, не во зло, а во благо людей. И это ответ на вопрос: где же та благодать? Она рядом. Просто, по милости Божией Господь не дает ее нам, чтобы мы не натворили много зла.

Мы должны учиться одному – смирению и любви, смирению не как преклонению перед сильными, смирению не как слабости, а смирению как благоговению перед Богом, перед Его Святой волей. 

Когда мы в молитве “Отче наш“ читаем “Да будет воля Твоя“, – в этом такая сила и такая глубина!.. В этих словах заключается самая суть, которая подготавливает нас к принятию Духа Святого, отказаться от всего своего – но это так трудно!.. Я могу отказаться от зла, но от своего доброго как я могу отказаться? Но нужно отказаться от всего: «И да будет, Господи, воля Твоя», – не моя, а Твоя. И когда мы поверим в то, что Его воля, благая и совершенная, будет, действительно, спасительна для меня и окружающих, тогда мы откажемся от своей воли, тогда смиримся и тогда только мы и получим эту благодать. 

Но еще одно условие, необходимое для получения благодати Духа Святого, – это любовь. А любовь – это самозабвение, любовь – это божественное, святое чувство, когда человек не думает о себе. Самое лучшее в истории человечества – и до Христа, и после Христа – совершалось тогда, когда люди забывали о себе, когда человек не помнил себя, а во имя ближнего – как в Евангелии сказано: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя“ (Ин. 15, 13).
Самое лучшее, что есть в человеке, – это самозабвение, это любовь. Но страх потерять свое благополучие, страх быть поруганным, страх быть непонятым, страх быть потерянным, страх быть несчастным не дает человеку возможности полюбить, забыть о себе. Но ведь именно в любви совершается все самое лучшее в этой жизни. Лучшие художники, лучшие поэты, лучшие архитекторы – все те, кто что-то дал в этот мир, всё открывалось им тогда, когда они забывали о себе. Только в самозабвении происходит наше слияние с Божественной благодатью, а до тех пор, пока мы думаем о себе и живем собою, сколько бы мы ни смирялись, – не будет этой благодати. 

Сегодня, в день сошествия Святого Духа, наверное, каждый из нас вместе с Н.А. Мотовиловым, который вопросил прп. Серафима Саровского, – так и мы вопрошаем Господа: “Господи, почему сегодня дни не такие христианские, как были раньше, в I, II, III векf[?“ И ответ очень простой, который дал прп. Серафим: он не сказал, что не хватает чего-то, – он сказал, что не хватает только одного – решимости: решимости отказаться от своей воли, решимости смириться и решимости полюбить, полюбить Бога и ближнего. 

И та же самая Благодать, что сошла на апостолов две тысячи лет назад, будет так же сходить на каждого из нас, но эта Благодать будет целебна и врачебна для каждого из нас и для тех, кто рядом с нами. 

И да поможет нам Господь понять и разуметь эти простые истины о смирении, о любви и об отказе от своей воли и преданности Богу, верности Ему, доверии и всецелому упованию на то, что Его воля – благая и совершенная, а у меня в жизни только одна задача: услышать, что хочет Господь от меня, и выполнить то, что Он хочет.

Всех вас благодарим за святые молитвы, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин».   

Слушать проповедь (в формате *.mp3):



В день престольного праздника Лавры множество богомольцев причастилось Святых Христовых Таин.


21 июня 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.