«Ищите прежде Царствия Божия…»

В природе бывают дни светлые, солнечные, теплые; бывают и дни ненастья, с дождем, холодом и ветром. И в жизни человека дни благополучия, здоровья, радости чередуются с днями скорбей, болезней, несчастья. И в радости, и в скорби одинаково легко человеку забыть, что без воли Божией ни один волос не падает с нашей головы.

Человек так бывает охвачен радостью или сознанием своего здоровья, силы, благополучия, что нередко в его сердце не остается и места для того, чтобы поблагодарить Того, Кто является источником всякой радости. В скорби же человек нередко предается унынию, тоске, даже отчаянию и опять далеко не всегда в таком состоянии может напомнить себе что о его скорбях знает Господь.


Фрагмент фрески Вознесения Господня.
Свод Сергиевского Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры

А Господь требует от нас, чтобы мы и в радости, и в скорби, во всех обстоятельствах нашей жизни всегда помнили о Нем, всегда имели своей первой заботой, первой мыслью, первым стремлением воли исполнить Его заповедь: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Он хочет, чтобы при всяком положении и состоянии мы искали Его, приближались к Нему своей душой, ощущали Его отеческую руку на себе и духовно росли для Царства Небесного.

Почему мы прежде всего должны искать Царствия Божия? Прежде всего потому, что нет ничего выше, ничего дороже, ничего священнее Царствия Божия. Если человек приобрел в сердце своем Царствие Божие, если он живет со Христом в сердце, то, хотя бы он не имел никаких земных благ, он все имеет; если он не нашел Царствия Божия, то, хотя бы он имел бесчисленные блага мира, он ничего не имеет.

И разве каждый из нас не знает, как непрочны блага этого мира? Это легко увядающие цветы; это – облака, которые проносятся по небу, и от них не остается следа; это – пар, подымающийся к небу и тающий в воздухе. Все блага этого мира – и богатство, и слава, и здоровье, и земное благополучие – рвутся как паутина: сейчас ты их имеешь, а к вечеру ты можешь лишиться всего. А Царствие Божие, которое верующий человек имеет в своём сердце, при помощи благодати Духа Святаго может остаться в нем навсегда, и никто и ничто, кроме нераскаянного греха, не может отнять у верующего человека этого счастья.

Да и сами по себе разве могут удовлетворить наше сердце блага мира сего? Ведь они ограничены, а сердце наше есть бездна, которую никогда ничем земным заполнить нельзя. Поэтому и при обилии всего земного, и при славе, и при могуществе в сердце может быть пусто.

За тысячу лет до Рождества Христова во всем тогдашнем мире славился своим богатством премудрый Иудейский царь Соломон. Сколько разговоров во всем мире было о его богатстве! И вот. что он сам говорит о себе в одной из священных книг Библии: «Я собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия. И оглянулся я на все дела мои и вот, все – суета и томление духа» (Еккл. 2:8–11).

Таково царство земное, слава земная, богатство земное. Но не таково Царствие Божие. Оно радует, успокаивает и всецело наполняет душу. Люди со Христом в сердце богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей. Вы помните, что сказал апостол Павел: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:10), или в другой раз он сказал: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8).

Спаситель велит нам искать Царствия Божия прежде всего. Если мы будем искать прежде всего благ земных и временных, то они, эти блага, незаметно для нас будут поглощать всю нашу душу и тело, наш ум и волю, наше время и труды. Они опутают нашу голову и наше сердце, и некогда будет и вспомнить о Царствии Божием, потому что такая привязанность к земным благам обратится в привычку, а от привычек так трудно человеку отставать. Вот поэтому Спаситель сказал однажды: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф. 19:23).

Трудно потому, что он начал свою жизнь не с искания Царствия Божия, а с искания земных благ, у него уже нет порывов к Небу. Кто же по заповеди Христовой ищет прежде всего Царствия Божия, тому легче найти его: и ум его, еще чистый, не омраченный излишними заботами о временных благах, и сердце его, не пристрастившееся ни к чему земному, – это лучшая нива, на которой могут произрастать плоды Царствия Божия. Поэтому слово Божие ублажает тех людей, которые прежде всего, даже с самой юности, начинают искать Царствия Божия. В слове Божием сказано: «Благо человеку, когда он несет иго (Господне) в юности своей» (Иерем. 3:27).

Заповедуя нам искать прежде всего Царствия Божия, Спаситель добавляет: «И это все, т.е. потребности земной жизни, приложится вам». Господь не оставляет своих верных детей без Своей Божественной помощи и, если посылает и им испытания, то дает и силы эти испытания перенести. Пророк Давид говорит в одном из своих псалмов: «Как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102:11). За каждой всенощной вы слышите и другие слова псалмопевца Давида: «Взыскающие (ищущие) Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33:11). Самым высшим благом для ищущего Царствия Божия будет постоянное ощущение близости Божией, постоянное ношение Христа в своем сердце.

Когда Господь завещает нам «искать Царствия Божия», Он ждет от нас, православных Своих детей, что мы будем искать не чего-либо нового для себя, а лишь того, что мы имели и потеряли! Да, все мы, «во Христа крестившиеся» в своем младенчестве и «во Христа облекшиеся», были чистыми храмами Духа Божьего в дни нашего невинного детства, когда мы сами были такими же детками, каких я вижу сейчас у ног своих, стоя на священном амвоне.

Верующие родители приносили нас в храм Божий, Святая Церковь питала нас Божественною Кровию Христовой и «Царствие Божие» обитало «внутри нас». «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18:3), – говорил Спаситель. Из жизни преп. Серафима Саровского мы знаем, что когда он встречал у себя детей, то с восторгом брал их на руки и, целуя их, говорил: «ангелочки вы мои дорогие, чистые сосуды благодати Божией!»

И, научившись грешить, мы потеряли в себе это Царствие Божие, это пребывание в нас Духа Божия, испачкали грехами и изорвали страстями ту белоснежную внутреннюю одежду, в которой каждый из нас выходил из купели крещения и имел ее неповрежденной, пока был невинным дидятей! Теперь надо искать Царствия Божия, чтобы вновь «праведность, мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17), эти свойства Царствия Божия, как учит о нем св. апостол Павел, стали достоянием нашего сердца!

Вы слышите, как сказал Господь: «Ищите Царствия Божия». Он не сказал: «возьмите его», или «войдите в ограду его», но именно: «ищите». Значит нужно человеку прилагать свой труд к тому, чтобы Царствие Божие найти.

Если человек потеряет какую-либо дорогую для себя вещь, что он предпринимает? Он ищет ее целыми днями, не перестает думать о ней ночью, не жалеет никаких своих сил, пока её не найдет. Нужно искать и Царствия Божия так, как человек ищет потерянную драгоценность, как человек голодный ищет себе хлеба, как мать ищет свое потерянное дитя, пока не прижмет его к своей груди, – искать день и ночь, просить других помочь в этих поисках, напрягать в этих поисках все силы своей души. В другой раз Спаситель сказал об этом: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Сектанты нашего времени – евангелисты и баптисты, оторвавшиеся в своем учении от священных заветов Евангелия и святых апостолов, забыли об этой заповеди Христовой. Они учат своих последователей и завлекают к себе слабые православные души ложным, как и вся их вера, учением: уверуй в Господа, и ты уже спасен. Берегитесь этих обольстительных сетей, православные люди! Вы знаете хорошо, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Но вы знаете и другое, о чем мы сейчас говорим, о том, что Царствие Божие приобретается трудом человека. И это понятно. Ведь каждый из нас рождается с наклонностью ко греху, каждый из нас ежеминутно окружен искушениями и каждый из нас по своей немощи впадает в грехи. Апостол Павел говорит, что в нем живет как бы два человека: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 8:22–23). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).

Всю свою жизнь христианин и должен поборать в себе этого второго греховного человека, поборать в себе и наклонность ко греху, с которой мы рождаемся, и те грехи, какие по нашему нерадению или слабости нашей овладевают нашим сердцем. Эта духовная борьба неизбежна в жизни христианина и, ведя ее, он духовно растет; ему помогает вера и благодать Божия. Побеждая в себе греховное начало, выкорчевывая из своего сердца страсти и пороки, мы одновременно с этим приобретаем те свойства, которыми украшается христианская душа и приобрести которые мы должны как дети своего Небесного Отца: смирение, чистоту, любовь, терпение.

Таким путем шли все истинные христиане до нас с вами, таким путем должны идти и мы. В этом и состоит искание Царствия Божия и правды его: освобождаясь от греха, подыматься по ступеням добродетелей к сияющей синеве вечного неба Царства Христова. Святые, носители Царствия Божия в своем сердце, разнообразными подвигами достигали святости: мученики – отдавая свою жизнь за Христа, преподобные, пустынники и подвижники – спасаясь в дремучих лесах и на скалах, Христа ради юродивые – одевая на себя личину безумия, апостолы и учителя Церкви – пламенно и самоотверженно проповедуя слово Божие. И у всех у них общее то, что прежде всего они искали Царствия Божия. Разнообразными путями они шли к одной цели: соединиться со Христом навеки.

О, если бы мы поняли всем сердцем, что нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом! Мы бы стремились к этому счастью день и ночь, искание Царствия Божия сделалось бы для нас воистину первой думой среди всех дум, первой заботой среди всех забот и первым желанием для нашего сердца.

Так пусть и будет! Наша Святая Церковь неумолчно за каждым своим богослужением проповедует нам об этом счастье и зовет нас его искать. Пусть этот зов Христов и Святой Церкви не останется без отклика ни у кого из нас в сердце, и тогда уделом нашим будет счастье жизни со Христом на земле и блаженство общения с Ним в Царствии Небесном.

Митрополит Николай (Ярушевич)

Источник: Журнал Московской Патриархии. М.: Изд-во МП РПЦ, 1947. – № 9.


15 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.