Троицкий синодик. День памяти архимандрита Тихона (Агрикова, в схиме – Пантелеимона, † 2000)


Архим. Тихон (Агриков)

Архимандрит Тихон (в миру – Василий Петрович Агриков) начал путь церковного служения уже в зрелом возрасте. Будущий священник прошел Великую Отечественную войну и вернулся в родительский дом, вымоленный, как он сам говорил, своей матерью. Вскоре он пришел под покров преподобного Сергия, окончил Московскую духовную семинарию (МДС), а затем и Академию (МДА). В 1953 г., обучаясь на последнем курсе МДА, Василий принял монашество с именем Тихон. Постриг в Троицкой обители совершил наместник монастыря архимандрит Иоанн (Разумов, † 1990). В этом же году Патриархом Алексием I (Симанским, † 1970) монах Тихон был хиротонисан во иеродиакона, а через несколько месяцев – во иеромонаха. В 1954 г. батюшка был назначен экономом Лавры, а в сентябре 1955 г. – казначеем. Спустя три года Святейший Патриарх возвел отца Тихона в сан игумена, а в 1969 г. – в сан архимандрита.

Наместник обители архимандрит Пимен (Извеков, † 1990) – будущий Патриарх Московский и всея Руси – очень любил отца Тихона и только ему поручал проповедовать. В Лавре совершались две Литургии, на одной из которых проповедь произносил сам наместник, а на другой – батюшка Тихон.

Искусный проповедник также был исключительным тружеником. Говорили, что он спал всего по 20 минут: ляжет, поспит немного, потом встает и выполняет какое-то послушание. Монах совмещал со своими прямыми обязанностями послушание дежурного за свечным ящиком и регента на левом клиросе, по праздникам регентовал на правом. Делал он это тихо и кротко. Священник управлял хором левой рукой, так как был левшой. Также он руководил и любительским смешанным хором. Иногда батюшка вместе с отцом Кириллом (Павловым, † 2017) и благочинным архимандритом Феодоритом (Воробьевым, † 1973) исполняли великопостное трио, о чем отец Тихон с умилением вспоминал позже, когда был на Кавказе.

Отец Тихон также был преподавателем и духовником МДАиС. Студенты Духовной школы горячо почитали своего наставника. Назидая будущих священнослужителей, учитель говорил, что «пастырю нужно любить, как дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчета, без выбора». Батюшка прекрасно преподавал и всецело отдавался служению Богу и людям. Жертвенное служение священника было отмечено руководством Академии – в 1963 г. он получил звание доцента.


О. Тихон за богослужением

В 50–60-х гг. минувшего столетия архимандрит Тихон был известен всей православной России. Батюшка был народным духовником в Лавре. Люди приезжали к нему и в праздники, и в будни, всегда находя его в храме. Он многих утешил, привел к вере, помог советом. Известно, что люди по молитвам старца исцелялись от недугов. К священнику также тянулось подрастающее поколение. У отца Тихона был особый Божий дар обращать к вере молодых людей, которые всегда находили в пастыре Христовом то, чего жаждали их тоскующие по Богу души.

Мудрый пастырь подбирал ключ к сердцу каждого человека, говорил проникновенные, затрагивающие душу слова, которые побуждали слушающих его проповедь людей к искреннему покаянию. Отец Тихон часто с любовью взывал: «Кайтесь, кайтесь, миленькие, родные!» На исповеди священник сам задавал наводящие вопросы, объяснял все неясное, а потом дерзновенно читал разрешительную молитву. Батюшка к каждому относился с состраданием, старался всех принять и утешить, раздавая на благословение крестики и иконки. Священник проявлял подлинно христианскую любовь к самым неспособным, безнадежным, потерявшим последнюю надежду людям. Он не знал тщеславия, самолюбования и не был высокого мнения о себе. Народ отвечал своему пастырю взаимной великой любовью и почтением.

«Когда он проводил общую исповедь в Сергиевском Трапезном храме Лавры, – рассказывают духовные чада отца Тихона, – то весь народ плакал. Исповедь начиналась около десяти вечера, а заканчивал батюшка только к четырем утра, но уже через час священник приходил на раннюю Литургию, которую он служил часто. Перед исповедью отец Тихон всегда произносил проповедь и не начинал исповедовать до тех пор, пока не видел в людях состояния истинного покаяния. Голос его звучал очень проникновенно, а проповедь была необыкновенно искренней и глубокой».


Фрагмент общей братской фотографии

Батюшка с болью констатировал: «Всюду в жизни мы видим оскудение любви». Но отец Тихон никогда не терял надежды на возрождение России «ради той жертвы, той крови, пролитой многими, многими новомучениками и исповедниками Российскими». Священник имел дар слез, молитвенного плача. Некоторые видели у него по утрам большое количество носовых платков, насквозь пропитанных влагой. Так сосредоточенно и упорно подвижник молился о прощении грехов и немощей своих духовных чад, об их вразумлении.

В 60-х гг. XX в. Церковь была гонима. Огромный духовный авторитет праведника не мог остаться незамеченным властями. Пастырь был разлучен с духовными чадами на долгие годы. Он был вынужден скрываться и жить в уединении – то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье. С благодарностью и терпением священник нес эти скорби, понимая, что Сам Господь призывает его к более уединенной молитвенной жизни, последние годы которой прошли в стороне от людских глаз и для многих представляли тайну. Лишь самые близкие знали, что батюшка молится в уединенном затворе, место которого никто не мог назвать точно.


Архим. Тихон (Агриков) и архим. Кирилл (Павлов)

15 ноября 2000 г., уже будучи схимником, отец Пантелеимон преставился ко Господу во время всенощного бдения, при произнесении богослужебного возгласа: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Известие о панихиде в подмосковном Благовещенском храме села Тайнинского загадочным образом облетело верующих. Храм едва смог вместить всех желающих проститься с почившим пастырем. За богослужением молилась братия Троице-Сергиевой обители. Торжественное отпевание лаврского насельника сопровождал своим пением лаврский хор. На похоронах старца, несмотря на скорбь расставания, царила светлая пасхальная радость.

Об отце Пантелеимоне красноречивее всего говорят его собственные книги. Православному читателю он известен под своим монашеским именем Тихон как автор прекрасного сочинения о Троице-Сергиевой Лавре – «У Троицы окрыленные». Написанная в 1970 г. книга «С Евангелием. Духовное наследие старцев нашего времени» остается актуальной и по сей день. Творение «Слава Тебе, показавшему нам свет!» сейчас уже трудно найти в продаже. А сборники проповедей и духовных бесед архимандрита Тихона «Сеятель», «На крыльях веры» и другие продолжают радовать и наставлять читателей.


Архим. Тихон (Агриков) и иерод. Михей (Тимофеев, † 2009) Схиархим. Пантелеимон Могила схиархим. Пантелеимона (Агрикова) в с.Тайнинском
15 ноября 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.