Троицкий синодик. Архимандрит Никита (Курочкин, †1937)

Архимандрит Никита (Курочкин). Фрагмент картины Павла Корина «Русь уходящая» (первое название — «Реквием»)
Архимандрит Никита (Курочкин). Фрагмент картины Павла Корина «Русь уходящая» (первое название — «Реквием»)

Архимандрит Никита, в миру Николай Николаевич Курочкин, родился 19 ноября 1889 года в селе Карцево Звенигородского уезда Московской губернии. В 1902–1911 годах — певчий Высоко-Петровского монастыря Москвы, в 1911–1915 годах, 1917–1923 годах — насельник Смоленской Зосимовой пустыни. Нес послушания канонарха и келейника старца Алексия (Соловьева). 18 апреля 1919 года пострижен в монашество, 1 июня 1923 года рукоположен во иеромонаха, 10 июня 1929 года возведен в сан архимандрита.

С мая 1923 года по 1924 год — насельник Высоко-Петровского монастыря Москвы, в период с 1924 по 1926 год — священник в Новосоловецком монастыре под городом Осташковом Тверской губернии, в 1927–1929 годах — священник Сергиевской церкви на Большой Дмитровке в Москве. В ссылке напутствовал перед кончиной и отпевал преподобного Никона Оптинского. С 1933 года по 12 мая 1937 года — священник Знаменской церкви села Ивановское Волоколамского района Московской области. В 1922 году лишен избирательных прав. В 1924 году арестован ОГПУ в Москве, приговорен к трем годам административной высылки. С 1924 по 1926 год находился в ссылке в Осташкове. 28 декабря 1930 года арестован в Москве по групповому делу, в котором записано, что «бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий... попы и бывшие торговцы, будучи активными церковниками, считающими соввласть “властью антихриста”... живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “братств” и “сестричеств”, в оказании помощи ссыльным единомышленникам, произнесении проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых соввластью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения, квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента». 3 января 1931 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению по ст. 58–10 УК РСФСР в антисоветской агитации приговорен к трем годам высылки в Северный край. С 1931 года по декабрь 1933 года пребывал в ссылке под Архангельском, затем в районе реки Пинеги — вместе с иеромонахом Зосимой (Ниловым).

Скончался 12 мая 1937 года в Волоколамске от инсульта.

Источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. С. 90–91.


12 мая 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».