315-летие со дня рождения настоятеля (1744 - 1752) Троице-Сергиевой Лавры митрополита Арсения II (Могилянского)

17 марта 2019 года исполнилось 315 лет со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Могилянского, †1770), 66-го настоятеля Троице-Сергиевой Лавры со времени ее основания.

Архиепископ Арсений (в миру – Алексей Васильевич Могилянский) родился 17 марта 1704 года в местечке Решетиловка Полтавского полка, входившем в то время в состав Киевской епархии. До 17-летнего возраста Алексей воспитывался в семье деда по матери, священника Феодора Могилы, а затем в 1721 году поступил в Киевскую духовную академию, из которой в 1727 году перешел в Харьковский коллегиум, который окончил в 1735 году. Ректор коллегиума архимандрит Митрофан (Слатвинский), хиротонисанный в декабре 1738 года во епископа Тверского, в 1739 года назначил А. Могилянского учителем в новооткрытую Тверскую духовную семинарию.

Арсений_(Могилянский).jpg

Митр. Киевский и Галицкий Арсений (Могилянский)

В ноябре 1741 года Могилянский был переведен учителем грамматики в Московскую духовную академию. 21 ноября того же года принял монашеский постриг с именем Арсений и поступил в братию Троице-Сергиевой лавры. С октября 1742 года – катехизатор и учитель, затем проповедник в открытой настоятелем Троице-Сергиева монастыря архимандритом Кириллом (Флоринским) знаменитой в будущем Троицкой духовной семинарии. Проповеди иеромонаха Арсения привлекли внимание императрицы Елизаветы Петровны.

8 июля 1742 года специальным указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

В 1743 году, как выдающийся проповедник-оратор, насельник Троицкой обители отец Арсений назначен в придворные проповедники и заслужил внимание и уважение императрицы и всего двора.

29-го января 1744 года иеромонах Арсений (Могилянский) возведен в сан архимандрита Троице-Сергиева монастыря и назначен ректором Троицкой семинарии, сменив неожиданно скончавшегося настоятеля Троицкой обители.

22 июня 1744 г. последовал Синодальный указ «архимандриту Арсению с братиею» о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой. 25-го июля того же года архимандрит Арсений возведен в сан архиепископа Переславль-Залесского, викария Московской епархии и назначен членом Святейшего Синода с оставлением настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В это же время Императрица Елизавета пожаловала святителю, в знак особого монаршего благоволения, бриллиантовую панагию в 60000 руб. и бриллиантовый с рубинами крест, составленный из вензелевых букв ее имени.

messp.jpg

Указ Святейшего Синода архим. Арсению
об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврою
(от 22 июня 1744 г.). ГВЛ. ф. 303/1. № 1003.

Императрица Елизавета Петровна также издала указ о введении в Троицкой обители новой должности наместника. Первым наместником Лавры стал иеромонах Антоний (Нарожницкий).

В своей деятельности в качестве настоятеля монастыря архимандрит Арсений явился преемником и продолжателем трудов своего предшественника – архимандрита Кирилла. Возглавив монастырь, он сразу же занялся организацией обучения семинаристов иконописному мастерству – по примеру украинских учебных заведений. В силу разных причин первая такая попытка успехом не увенчалась.

Только спустя два года, в 1746 г., после того, как в Лавре был учрежден Духовный собор, в который входили: ректор семинарии, префект, келарь Лавры, ризничий и соборные старцы, при семинарии был открыт класс иконописания, пишет исследователь жизни и деятельности архиепископа Арсения свящ. Николай Шпачинский [1]. Об этом же событии есть краткое упоминание в книге «История Троицкой лаврской семинарии» прот. Сергия Смирнова: «Кроме искусства пения, Лавра признала полезным обучать семинаристов иконописи: класс был открыт в 1746 г., и на первый раз из семинарии избрано 8 учеников» [2]. Подтверждают дату начала обучения иконописанию семинаристов также и иером. Арсений (Лобловиков), и А.П. Голубцов. Отец Арсений пишет: «в сентябре 1746 года при лаврской семинарии открыт класс иконописи» [3]. Профессор Голубцов утверждает, что было решено «…положить прочное основание при Троицкой лавре живописной школе, которая 22 сентября 1896 года не без сознания своих заслуг <…> могла бы праздновать сто пятидесятую годовщину своего существования» [4]. Таким образом, все авторы фактическим временем появления в стенах Троицкого монастыря Иконописной школы, как учебного заведения, (именовавшегося тогда чаще Иконописным классом и состоявшего из 8-12 человек) считают 1746 год (по мнению Е.Е. Голубинского – это 22 сентября 1746 года).

Характер предпринимаемой деятельности сразу показал архиепископа Арсения, как человека, «много видавшего на своем веку, и с первых же шагов управления лаврою, заявившего себя не только способным администратором, но и расчетливым хозяином» [5].

Преосвященный Арсений (так же как и его предшественник архимандрит Кирилл) держался такого правила, чтобы все работы в Лавре производились не подрядом, а лаврскими мастеровыми людьми, и чтобы мастеровых людей было изобильно. Владыка, стараясь об этом, велел определять служительских детей к мастерам для обучения [6]. С этой же целью создается из семинаристов и Иконописный класс.

Дальнейшее становление лаврской Иконописной школы шло при активном соработничестве архиепископа Арсения (Могилянского), настоятеля Лавры и ее наместника архимандрита Иоасафа (Горленко), будущего святителя Белгородского [7]. Для совершенствования мастерства учащихся летом 1747 г. Преосвященным Арсением в Лавру был приглашен опытный иконописец из Малороссии иеромонах Павел (Казанович). Рекомендовал архиепископу Арсению пригласить известного иконописца «для исправления случившегося живописного и рисовального мастерства и для обучения этому мастерству семинаристов» [8] лаврский наместник Иоасаф, лично знавший о. Павла (Казановича).

lavra xii.jpg

Троице-Сергиева Лавра. Литография. XVII в.

Весной 1752 г. архиепископ Арсений подал прошение о подтверждении прежних царских пожалований монастырю, и императрица Елизавета Петровна дала живописно украшенную жалованную грамоту Троице-Сергиевой Лавре, подтверждающую все прежние значительные земельные пожалования.

30-го мая 1752 года, «по расстроенному здоровью», святитель был уволен на покой в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь.

Спустя пять лет Указом от 22 октября 1757 года Преосвященный Арсений был назначен митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России. 2 апреля 1767 года вышел указ императрицы Екатерины II об исключении из титула Киевского митрополита слов «и всея Малыя России».

Тринадцатилетнее управление митрополитом Арсением Киевской епархией было временем особенного расцвета местной епархиальной жизни. Преосвященный митрополит Арсений обращал свое просвещенное внимание решительно на все стороны Киевского епархиального управления, благоустрояя монастыри и приходские церкви, жизнь приходского духовенства. Заботился владыка и о Киевской академии, не раз ходатайствовал перед императрицей Екатериной о субсидиях, жертвовал значительную часть своего жалованья малоимущим ученикам и учителям. Стараниями митрополита Арсения в 1763 году был выстроен корпус для малоимущих студентов.

Строго уважая законность и справедливость, митрополит Арсений всем старался внушить такое же уважение к закону и порядку. Сердце его было преисполнено чувства любви к бедным и нуждающимся; особенное попечение он имел о сиротах и вдовах духовного звания. Благоснисходителен был митрополит Арсений и к духовным лицам, оказывавшимся неисправными в каком-либо из дел своего служения. Митрополит Арсений (Могилянский) известен и своими проповедническими и вообще литературными трудами, составил службу с акафистом свт. Димитрию (Туптало), митр. Ростовскому. Письмо его о делах унии напечатано в: Архив Юго-Западной России. – Т.3, № 40, а предписание о том, чтобы наставники семинарий говорили проповеди – в: Прибавления к Творениям святых отцов. – МДА., 1861. С. 557-566.

Митрополит Арсений преставился ко Господу в 1770 году в Киеве, погребен в склепе Софийского собора в Киеве близ гроба преосвященного митр. Рафаила (Заборовского).


Упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого митрополита Арсения, и сотвори ему вечную память!


Примечания

[1] Шпачинский Н., свящ. Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757-1770). – К., 1907. С. 61.

[2] Смирнов С.К. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867, С. 52.

[3] Арсений, иером. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре // Сб. на 1873 год, изданный Общ-вом древнерусского искусства при Московском публичном музее. – М.:, 1873. С. 123.

[4] Голубцов А.П. О начале, первых деятелях (1744-1759 гг.) и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой лавры // Богословский вестник. – СТСЛ, 1903. июнь. – Т.2. С. 243.

[5] Там же.

[6] Там же. С. 246.

[7] Архим. Иоасаф (Горленко) был наместником Троице-Сергиевой Лавры с 29 января 1745 г. по июнь 1748 г., оставаясь одновременно и настоятелем Мгарского монастыря.

[8] Голубцов А.П. Указ. соч. С. 245.


Труды

· Слово в Нед. 11-ю по Сошест. Св. Духа. – М., 1742.

· -"-"-"- в Нед. 16-ю по Сошест. Св. Духа. – М., 1742.

· -"-"-"- в Нед. 24-ю по Сошест. Св. Духа. – М., 1744.

· -"-"-"- в день Сретения Владимирской иконы Пресв. Богородицы. – М., 1742.

· -"-"-"- в Нед.4-ю Вел. поста. – СПб., 1743.

· -"-"-"- в похвалу св. угодн. Божиих. – СПб., 1743.

· -"-"-"- в Нед. мясопустную. – СПб., 1743.

· -"-"-"- в день Успения Пресвятой Богородицы. – М., 1743.

· -"-"-"- на мир со шведами. – М., 1744.

· Акафист и служба свт. Димитрию Ростовскому.

· Путешествие имп. Елизаветы Петровны к Троице-Сергиевой Лавре, пешей приближавшейся. – СПб., 1744.


Литература

· Аскоченский В. Киев. – К., Т.2. С. 18-69.

· Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. – К., 1888. С. 117, 120, 200, 250, 260.

· Шпачинский Н., свящ. Киевский митр. Арсений (Могилянский) и состояние Киевской митрополии в его правление (1757-1770). – К., 1907.

· Соловьев С.М. История России. Кн. 6. С. 54.

· Булгаков С.В. Настольн. кн. для священно- и церковнослужителей. – К., 1913. С. 1403.

· Венгеров С.А. Критико-биогр. словарь русск. писателей и ученых (от нач. русской образованности до наших дней): Т. 1-6 / С.А. Венгеров. – СПб., 1889-1904. – Т. 1. С. 768-769.

· Петров Л. Словарь. С. 27.

· Почетная В.Ф. Могилянский Алексей // Словарь русских писателей XVIII в. – СПб., 1999. С. 294-295.

· Строев П. Списки иерархов и настоятелей мон-рей. – Спб., 1877. Стб. 8, 134-135, 141.

· Филарет (Гумилевский), архиеп. Харьк. Обзор русской духовной литературы. –СПб, 1861. С. 341.

· Московский любопытный месяцеслов на 1776 г. – М., 1175. С. 105-107.

· Серафим (Чичагов), сщмч. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. – СПб., 1903. С. 421-424.

· Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – М., 1852. Отд. 1. С. 37.

· Илл. календарь на 1883 г. / Под ред. А. Гатцука. – М.: Тип. А. Гатцука, 1882.С. 128.

· Всеобщий календарь СПб., ист. отд., Изд. 1907 г. С. 92.

· 900-летие Российской иерархии. С. 16, 64.

· Описание Киево-Софийского собора. – К., С. 225.

· Церковный вестник. – М., 1910. № 5. С. 153; № 22. С. 670.

· Православный собеседник. – Каз., 1909, июль-авг. С. 218, 219, прим.

· Исторический вестник. – Спб., 1893. июнь. С. 778.

· Русская старина. – СПб., 1871. Т.3. С. 148.

· -"- -"- 1875. март. С. 534.

· -"- -"- 1876. июнь. С. 289 п/с.

· -"- -"- 1907. февр. С. 411.

· Русский архив. – М., 1870. № 4; 5. С. 765 п/с.

· Известия Казанской епархии. 1884. № 4. С. 120, 121.

· Труды КДА. – К., 1870. авг.-сент. С. 498, 554, 564.

· -"- -"- 1879. май. С. 120.

· ЖПБ. том доп. – М., 1912. С. 160.

· ЖМП. – М., 1945. № 6. С. 66.

· -"- 1954. № 6. С. 42.

· БЭЛ. Т.1. С. 1071; Т.10. С. 604-605.

· БЭС. Т.1. С. 232; Т.2. С. 1329.

· БЭЮ. Т.2. С. 99.

· ЭС. Т.2. С. 173.

· РБС. Т.2. С. 313.


Ссылки

· Арсений (Могилянский) // Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.-М., 1896-1918.

· Арсений (Алексей Могилянский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. – СПб., 1890-1907.

· Арсений // Православная энциклопедия. – М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2001. – Т. III. С. 405.


Смотрите также:

Армеева Л.А. Создание иконописного класса при МДС в 1746 г. // Сайт кафедры церковной истории МПДА, 01.05. 2013.

Юбилей Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой




17 марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.