Троицкий игумен Симон (Чиж)

Троицкий игумен Симон (Чиж)

Первым троицким настоятелем, поставленным во главе Русской Церкви, был игумен Симон. Это произошло в 1495 году после оставления Первосвятительского престола митрополитом Зосимой. В курсах истории Русской Церкви говорится о святителе Симоне как о предстоятеле Московской митрополии, однако, ничего не известно о нем как об игумене Троице-Сергиева монастыря. Типо­графская летопись сообщает его фамильное прозвище – Чиж. Известны монашеские имена родителей Симона: инок Андроник и инокиня Дария. Сам он при Крещении был назван в честь святителя Софрония Иерусалимско­го (память 11/24 марта). Одним из ранних «Посланий» инока Симона является «Послание ученика к старцу о прощении». Его содержание проливает свет на биографию автора. В «Послании» инок «Симаншо» просит своего адресата откровенно написать, которое зло есми тебе доспел», и сказать ему это «не игуменъства ради», то есть не как игумен. Перечисляя свои возможные прегрешения, он пишет: «Аще ли буду ересно служу Церкви Божьей и игумену невправе...» Таким образом, в Троицкой обители есть игумен, но автор письменно обращается с посланием к своему духовному отцу, который также является игуменом. Такое положение было в Троицкой обители после ухода из нее игумена Паисия Ярославова в Вологодский Спасо-Каменный монастырь. П.М. Строев датирует его настоятельство в Троицкой обители 1478-1482 годами. Г. М. Прохоров указывает другие даты: 1479-1481. Таким образом, в предшествующее 1478-1479 годам время послушник Софроний принял в Троицкой обители монашество и по «Божьей воле... и по игуменьскому благословению» был вручен при постриге старцу Паисию, который вскоре стал настоятелем Троицкого монастыря, сменив игумена Авраамия (1475-1478). Известный старец учил новоначального инока «простыми словесами».

014794.jpg

Митр. Московский Симон (?). "Пелена Елены Волошанки"
("Вынос иконы «Богоматерь "Одигитрия"»") (ок. 1498 г.). Деталь

На праздник Входа Господня в Иерусалим в 1479 году в Троице-Сергиевом монастыре был крещен сын Велико­го князя Иоанна III – Василий III. «А крестил его архиепи­скоп Ростовьский Васиан да игумен Паисей Троецский». Несомненно, очевидцем этого события был и инок «Симаншо». Впоследствии, когда Симон стал Митрополитом, Василий III возглавил Русское государство.

Атрибутирование игумену Симону ряда «Посланий» конца XV века проливает некоторый свет на ранний пе­риод его жизни. Судя по сохранившимся грамотам, это был очень образованный человек. В конце 70-х годов XV века он обратился с посланием к митрополиту Геронтию (1473-1489). Осенью 1480 года, будучи иеродиаконом, он служил у великокняжеского печатника Дементия, а позд­нее - у московского боярина И. Ю. Патрикеева.

В конце октября 1490 года Симон стал настоятелем Троицкого монастыря. В 1492 году в связи с исполнением семи тысяч лет от Сотворения мира в Москве проходил церковный Собор, на котором была принята новая Пас­халия. В работе Собора мог принимать участие троицкий настоятель игумен Симон. В сентябре 1492 года «на Сергиеву память князь великий торг перевел от Троици на городок в Радонеж». При игумене Симоне в Сергиеву обитель давались вклады, жаловались льготы. По «благословению троицкаго игумена Симона» строителем при­писного Успенского монастыря на Стромыни стал инок Серапион. Спустя некоторое время он перешел в Троицкий монастырь «и от тамо сущаго игумена приемлется и з братиею счетовается».

В 1495 году Великий князь Иоанн III выдал замуж за читинского князя Александра свою дочь Елену, «а благословил княжну Елену из Пречистыа Симон игумен Троицкой, понеже тогда митрополита не бысть». В Житии новгородского святителя Серапиона так характеризуется игумен Симон: «Игумен же тогда в той обители Симон, муж честен и всеми добрыми детельми украшен. И за многим его добродетели возведен бысть на великий престол Руския Митрополии».

014789.jpg

Свт. Симон, митр. Московский во время казни жидовствующих в Москве.
Миниатюра Лицевого летописного свода (ок. 1568-1576 гг.)

Настоятельство игумена Симона у Живоначальной Троицы продолжалось пять лет. В Ермолинской летописи под 1495 годом имеется пространное сообщение о поставлении нового митрополита. «В лето 7004. Септеврия 8 в 4 час дни наречен бысть митрополитом Сергиева монастыря игумен Симон. Князь же великии Иван Васильевич, с своими детми и с внуком, и с своими богомолци еписко­пы, и с своими боляры и диаки проводил нареченнаго митрополита с своего двора в соборную церковь Успеньа Пречистые и, знаменався у икон и у гробов святитель­ских, такоже и нареченный с владыками знаменався, и став князь великии с нареченным митрополитом и с владыками и с архимандриты пред митрополичим местом, и сътвориша тропари и Достойно и поведоша нареченнаго на митрополичь двор. Князь великии проводи его в церкви до западных дверей и в дверех предасть его владыкам, ой и же възведоша его на двор в полату от сторожни и посадиша его и благословишяся у него и отъидоша, у митрополита же тогда не обедал ни един владыка, развее старци Сергиева монастыря: Сава, Венъямин, келарь Васьян, Филипп Износок, Феогност Дубенскии, да его бо­яре и дети боярские. Того же месяца 20, в неделю, поставлен бысть митрополит Симон, а на поставленьи его было владык: Тихон архиепископ Ростовский, Нифонт Суждалскии, Симеон Рязанский, Авраамии Коломенскии, Силуян Крутицкии, Филофеи Прьмскии, и тогда обедаша у митрополита вси владыки, а осля тогда водил под митрополитом Михаило Русалка».

Таким образом, троицкий период явился для игумена Симона временем подготовки к его последующему высо­кому служению во главе Русской Церкви. Первосвятительство (1495-1511) митрополита Симона характеризу­ется созывом важных Соборов Русской Церкви, пресече­нием ереси жидовствующих. Степенная книга говорит о митрополите Симоне, что «той бысть благочестию вели­кое утверждение». В заключение предлагаем вниманию читателя одно из первых произведений, принадлежащих перу троицкого игумена Симона.

Holm-Makovets.jpg

Троицкий монастырь

Послание ученика к старцу о прощении

Преподобному и честному, и духовно изрядному, и сми­ренномудрому, к наченшему божиим путем ходити и совер­шившему святых отец заповеди, и к законоведающому и святая писания прочитающому добре, и ищущему царства небеснаго со всеми любящими бога, избранному от божественыа благодати и одаянем святого духа, во еже быти нам наставнику и учителю, реку же старик» и пастырю, священоиноку имярек, во еже проповедати нам евангелие божие, во еже и благовестити нищим от добродетели спасение и пленником еже от бесов сво[6о]жение к старейшему и Хри­стову рабу убогий аз, непотребный инок, последний в брат­стве, многогрешний и худый Симаншо, малейший разумом и неключимый ни в коем же деле блазе, заблужшее овчя на горах преступлениа и в стреминах мятежа страстей моих скитаяся, свлеяв и не смеяв, приношу твоему благоразум­ием снищеньству смиренное метание до лица земнаго [с] страхом и любовию, якоже подобает и достоит образу твоей святости.

Отселе начнем дело. По божьей господне воле и по игуменьскому благословению, и по своей любьви ты взял меня к себе на наказанье и на утвержение, и на учение божыо пути последовати и святых отец заповеди соблюсти. Да и учил мя еси, и любил, и жаловал, и наказал без простых словес, как тобе бог положил на сердце. И кормил мен[я] ж еси воистину как отець сына. И убыток ся велик мена деля принял еси, себя еси, господине, истощил, а меня тешил еси не токмо духовною беседою, но и телесною пищею. И разступаю. Ты же, господине, заповедей божиим со опасством внимаешь, далеко блюдаешь память.

Да сего ради, господине, молю тебе и молбу творю, и коленом твоим касаюсь ни рукою, но нравом, и припадаю к святым стопам твоим, прошю у тебе любве ради и Христо­вы ради заповеди: отпиши слово или главизну утешну о том, что семи, господине, тебе подеял, которое зло есми тебе доспел, или которою ст[р]астью побежен есми тебе на вред или манастырю? Скажи ми Христа ради, скажи ми не игуменьства ради, прошу у тобя слову ответа. Ей, честный отче, но грех ради своих будет ми, господине, мочно та страсть победити своя твоим наказанием, и яз ее останусь. А будет не мощно, и яз бреду вон из манастыря, где бог наставит, зде и везде бог. А манастырю бы мною порока не было, ни тебе, моему господину.

И ты, господине, Христа ради скажи ми страсть мою, грехи мои окаанной вредной души моей и святому месту сему и тебе непотребный, заклинаю тя о сем богом живым и Сергием чюдотворцем. Да скажи ми ясно душеполезнаа впрошенна не закрыто, ни скровою беседою, ни вьтеискыми мерзостьми. Аще око мое страстьне зрит на прелестная ми­ра сего, рци ми о нем, и яз, господине, твоим наказанием смирение зрю на будущаа осмаго века. Аше рука моя на грабление простирается неправеднаго собранна, рци ми о ней, да будет удержана мною от земнаго неправеднаго соб­рания. Аще язык мой многоглаголив и дерз, и яростен во ответех, рци ми, господине, и о сем, да положу устом моим хранило, еже бы не согрешити ми языком моим. Аше, госпо­дине, нозе мои быстро и скоро текут на злая дела, да твои­ми бы молитвами толь скоро и твердо ступати на путь живо­та вечнаго. Аще паки, господине, буду священаа или святаа церковнаа краду или манастырьскаа, олаголай мя перед со­бою и мною, да постыжусь преже падения. Аще ли буду ересно служу церкви божьей и игумену неправе и священ­ником, и всей братьи, и ты, господине, о том не токмо мне рци, но и церкви рци и всему собору несуменно рци - то ведает бог и твоя душа. Да не безвестно бы печялью обиать и унынием одръжим, и мнением побежен яко скорбь ми еси велия ныне о сем и непрестающая болезнь сердшо моему о неведоме глаголе от тебя на себя. Токмо рци толк глаголу своему, да увем и постыжусь.

Ныне же не вем, что сотворю. Но молю тя, возлюбленне, скажи ми господа ради речь свою и помози ми, грешному, и помолись за мя, еда како господь укрепит мя и наставит мя на путь правый. Молитвами твоими мне убо жадает сердце к богу подвигнутися, и дух мой разгарается на любовь его. Но плоть немощна, господине, и мысль разслабляюще, и не вем, что сотворю. Аще аз неблагодарен и лукав, и не схранит якоже подобает к тебе послушное и друголюбно братьственое завещание, многа бо ми ради еже во юности неразумия и помрачения, но от беды, да что постражю за се, бог весть. Аще и в начале не сподобихся с тобою духовно съжительствавати, поне наконець да сподобит нас Христос, сын божий, бог, духов наго еже с нем совокопления и любовнаго союза и прочее.

Здравствуй о господе, честный отче, и просвещен буди, благаа дела исполняюще страхом и любовию еже о Христе и Спасе. И прости мя, грешнаго, елика согреших пред то­бою во вся дни живота своего словом, делом и помышлени­ем, и помяни мя, грешнаго, в святых своих молитвах, учени­ка и раба. Аминь.

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Обитель прп. Сергия: сб. ст. СТСЛ, 2004. – С. 8-14.


23 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.