Троицкие слободы XVII–XVIII вв.

Бедствия начала XVII века

Пережив в XVI в. период хозяйственного подъема, богатое торговое село Клементьево в начале XVII в. разделило пе­чальную участь многих русских сел и городов, разоренных польско-литовскими войсками и украинскими казаками.

Летом 1608 г. отряд пана Лисовского, возвращаясь из опус­тошенной им Владимирщины в лагерь «тушинского вора» под Москвой, сжег «начальный посад Клемянтеево и во округ ту жи­лища человеческа в воздух дымом разлиа» [1]. В октябре 1608 г. объединенное 25 — 30-тысячное войско Сапеги и Лисовского вновь подошло к Троице-Сергиеву монастырю, желая захватить монастырские богатства, осквернить одну из важнейших свя­тынь русского народа. 16 месяцев обороняли Троице-Сергиев монастырь ратные люди, монахи, жители разоренного села Кле­ментьева и окрестностей. Одним из самых ярких эпизодов обо­роны, подробно описанной троицким келарем Авраамием Палицыным в «Сказании» об осаде Троице-Сергиева монастыря стал подвиг клементьевских крестьян Никона Шилова и Слоты, по­жертвовавших жизнью ради уничтожения вражеского подкопа под стены Троицкой крепости.

12 января 1610 г. Сапега и Лисовский, узнав о появлении русского войска под Александровской слободой, побросали свои запасы и, «никим же гонимы, но десницею божиею», отступили от Троице-Сергиева монастыря. С тех пор вплоть до 1917 г. в Лавре существовал обычай отмечать память освобождения мо­настыря совершением крестного хода по стене лаврской крепо­стной ограды в ближайший к 12 января воскресный день [2].

ф25_2.jpg

Взрыв подкопа

Литография. 60—70-е годы XIX в. Из «Сказания» Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монасты­ря: «В то же время от Святых ворот голова Иван Внуков с товарищи и со всеми людми прииде против подкопов на литовских людей ... збивше литву и казаков под гору на Нижней монастырь и за мельницу... Вскочьше же тогда в глубину подко­па ради творимаго промысла крес­тьяне клемянтиевские Никон, зовомый Шилов, да Слота; и егда же зажгошя в подкопе зелие с калы и смолу, заткавше устие подкопа, и взорва подкоп. Слота же и Никон ту же в подкопе згорешя».

После отхода интервентов окрестности Троице-Сергиева мо­настыря представляли собой тяжелое зрелище: на месте много­численных домов и хозяйственных дворов монастыря остались лишь занесенные снегом обгорелые руины; огороды и поля пере­копаны рвами и ямами, усеяны обломками укреплений, за кото­рыми укрывались вражеские орудия. В руинах лежала Пятниц­кая церковь на подоле, а соседняя Введенская осталась без гла­вы. Тысячи увечных, больных, голодных, потерявших кров бе­женцев со всех сторон стекались по заснеженным дорогам к Сергиевой обители в надежде найти помощь и спасение. Многие умирали на дорогах, не дойдя до монастыря. По свидетельству очевидца, «мертвецы лежали не только в монастыре, но и в сло­бодах — в Служней и в Клементьеве, и в деревнях, и по доро­гам... и не было возможности ни исповедать кого-либо пред смертию, ни причастить св. Христовых Тайн» [3].

Жертвы могли быть еще большими, если бы не настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий (Зобниновский). Он сделал многое для облегчения участи пострадав­ших. Прежде всего, по благословению архимандрита Диони­сия, при монастыре были построены странноприимные дома для бездомных, устроены больницы и найдены врачи для ране­ных и больных [4]. Не забыли и о погибших. Назначенные архи­мандритом конные объездчики собирали в лесах и на дорогах мертвых и умирающих и привозили их к монастырю. Монахи отпевали и хоронили умерших. Вот свидетельство уроженца села Клементьева, священника Иоанна Наседки, включенное в «Житие» преподобного Дионисия: «Хорошо помню, что мы с братом Симоном похоронили до четырех тысяч мертвецов, именно: в один день в срубе в приходе Николая Чудотворца в Клементьеве похоронили 860 человек, в другом убогом доме (общем кладбище) похоронили 640 человек, в Терентьевой роще 450 человек; кроме того, хоронили в монастыре Живоначальной Троицы и в Служней слободе и у Пятницы, а ино­гда... ходили для сего по деревням и там в течение тридцати недель, по нашему счету, похоронили более трех тысяч чело­век» [5].

ф27_2.jpg

Вылазка за дровами

Литография. 60—70-е годы XIX в. Из «Сказания» Авраамия Палицына: Всегда о дровех бои злы ываху. Исходяще бо за обитель дров ради до- бытиа, и во град возвращахуся не бес кровопролитна... Во вратех же убо фада всегда входяще и исходящей сретающе глаголаху сице: Чим, брате, выменил проклятая дрова сиа, другом ли или родителем или своею кровию?»

Бедствия, по словам о. Иоанна, продолжались полтора го­да. Затем началось восстановление разоренных окрестностей, но шло оно трудно, ив 1614 г. в некогда многолюдном Клемен­тьеве насчитывалось лишь 33 двора, да и те сгорели в октябре 1618 г. при набеге на монастырь войска пана Чаплинского [6]. Месяц спустя к монастырю подходил с войском польский коро­левич Владислав и вновь горели окрестности Троице-Сергиева монастыря [7].


Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н. Соловьёв, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. - М., ИД "Подкова", 1997. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Палицын А. Указ соч. С. 131.

[2] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Цд. хр. 17811 (1911). Л. 1—1об.

[3] Житие Преподобнаго отца на­шего Дионисия архимандрита Сергиевой Лавры. Радонежскаго Чудотворца. - СГСЛ, 1908. С 35-36.

[4] Там же. С. 36-38.

[5] Там же. Клементьевский свя­щенник Иоанн Наседка (Шевель) уроженец с. Клементье­ва, деятельный сподвижник ар­химандрита Дионисия. См.: Ар­сений, иеромонах. Указ. соч.

С 30-32.

[6] Житие Преподобнаго отца на­шего Дионисия... С. 17—18.

[7] Арсений, иеромонах. Казан­ская и Ильинская церкви Иль­инского прихода в Сергиевском посаде Московской губернии // ЧОИДР. - М, 1896. Кн. з. С. 7.


STSL.Ru


25 декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.