Троица Андрея Рублева. Антология. Священник Павел Аркадьевич Флоренский

Перечитывая отрывки о «Троице» из работ П. П. Муратова, Н. Н. Лунина и Е. Н. Трубец­кого, нельзя не обратить внимания на то, что в них нет ни слова о красках «Троицы». Это объясняется тем, что все три автора, когда они писали свои очерки, не видели подлинной иконы, а пользовались черно-белыми сним­ками либо репродукциями из печатных изда­ний. К тому же первая расчистка «Троицы» не была доведена до конца. Только в 1918 году реставраторы Г. О. Чириков, В. А. Тюлин, И. И. Суслов и Е. И. Брягин произвели новую и на этот раз последнюю реставрацию иконы. Она велась в Троицкой лавре под наблюде­нием И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова. За хо­дом расчистки с волнением следили и все ра­ботники созданной в это же время Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Активными сотруд­никами комиссии были П. А. Флоренский и Ю. А. Олсуфьев. Отчасти именно их заботами и трудами был создан существующий ныне за­мечательный историко-художественный музей в Троицкой лавре. Комиссия вела также актив­ную издательскую деятельность. Первым опы­том такого рода был сборник статей членов комиссии «Троице-Сергиева лавра» (Сергиев, 1919). Несмотря на то, что все издания комис­сии выходили мизерными тиражами от 100 до 300 экземпляров и встречаются крайне редко, сохранившиеся экземпляры указанного сбор­ника встречаются еще реже: они исчисляются, вероятно, даже меньшей цифрой, чем уцелевшие экземпляры первого издания «Слова о полку Игореве» или «Путешествия из Петер­бурга в Москву». Тем более уместно перепеча­тать из этого сборника яркий отрывок о «Тро­ице», написанный П. А. Флоренским для ста­тьи «Троице-Сергиева лавра и Россия». Впер­вые в литературе о Рублеве здесь дано пред­ставление о цвете «Троицы», а точнее — о знаменитом голубце, которым окрашены гиматий среднего ангела и хитоны двух других ангелов. П. А. Флоренский верно уловил зна­чение лазури не только для колорита иконы, но и для понимания замысла «Троицы».

Священник Павел Флоренский.jpg 
Священник Павел Флоренский

Павел Александрович Флоренский (1882- 1943) — известный ученый-энциклопедист: ма­тематик, физик, философ, искусствовед, исто­рик, филолог, инженер. Диапазон его творче­ских увлечений определяется двумя капиталь­ными трудами: «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (М., 1914), с од­ной стороны, и «Диэлектрики и их техническое применение» (М., 1924) — с другой. Обладая широтой интересов, богатыми сведениями в различных областях знания и неординарной формой мышления, он — в ряду многих дру­гих научных трудов — написал такие суще­ственные для историка искусства работы, как «Обратная перспектива» (1919) и «Иконостас» (1921-1922). Обе они опубликованы много лет спустя после смерти автора. О П. А. Флорен­ском см.: «Философская энциклопедия», т. 5. М., 1970, с. 377-379 (статья, указатель сочине­ний и литературы о нем).

Икона Святой Троицы. Преподобный Андрей Рублев.jpg 
Икона Святой Троицы. Преподобный Андрей Рублев

Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуме­нального мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы, — а то, что он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, все­общего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказан­ную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность — мы считаем творческим содержанием Троицы. Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни — деревом и земля — скалою, — все мало и ни­чтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви: все — лишь около нея и для нея, ибо она — своею голубизною, музыкою своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений — есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоко­лебимо-верное видение мира.


Троица Андрея Рублева. Антология. Москва «Искусство» 1981


STSL.Ru


28 октября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.