Святые жены во гробе Иисуса Христа

Святые жены во гробе Иисуса Христа

«В первый день недельный, весьма рано, с приготовленными благовониями, Мария Магдалина и другая Мария пришли ко гробу и нашли камень отваленным от гроба. И вошедши внутрь не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем; се два мужа предстали перед ними в одеждах блистающих; и тогда, как они были в страхе, и потупили взоры в землю, сказали им: что ищите живаго между мертвыми? Нет Его здесь: воскрес; вспомните, как Он говорил вам, еще будучи в Галилее, сказывая, что Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников и быть распяту, и в третий день воскреснуть. Они вспомнили слова Его» (см.: Мф. гл. 28; Лк. гл. 24).

Так как воскресение Иисуса Христа составляет основание, на котором утверждаются доказательства Его божественности и истины Его посланничества от Бога Отца для спасения мира; то Провидению угодно было, чтобы это событие было окружено всеми признаками, способнейшими подтвердить его подлинность в глазах всякого чистосердечного человека, добросовестно ищущего просветиться, рассеять свои сомнения, или сознаться в своих заблуждениях.

Святые жены могут почитаться первыми, узнавшими это великое событие, которое на развалинах Ветхого Завета воздвигло новый закон, сильный торжеством Богочеловека, Победителя смерти и Спасителя мира.

«Если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел к Коринфянам, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. Да и мы оказались бы лжесвидетелями перед Богом, поелику свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал» (1 Kop. 15:14-15). Пророки предсказали, что Мессия умрет и после Своей смерти воскреснет. «Если Он и предаст Свою жизнь за грех, — говорит Исаия, — то Он опять будет жить, будет иметь многочисленное потомство, совершит судьбы Господни. Поелику душа Его претерпела болезнь, то Он опять увидит свет и насытится благ» (Ис. 53:10-11). Сам Иисус неоднократно повторял Своим ученикам, что через три дня после Своей смерти Он со славою восстанет из гроба. Иудеи убеждены до сих пор, что ожидаемый ими Мессия должен умереть и воскреснуть. Итак, весьма важно доказать, что история воскресения Иисуса Христа, изображенная евангелистами, свободна от всякого упрека, от всякого подозрения на обман.

Жены-мироносицы.jpeg

Бесполезно доказывать то, что очевидно для всех, кроме тех только, кого ослепляют страсти и заставляют ничему не верить. Мы полагаем смерть Иисуса Христа как событие очевидное и неоспоримое; ее делают несомненною чрезмерность страданий, которые Он претерпел; удар копьем, которым был прободен Его бок, и наконец, помазание ароматами Его тела, и все обстоятельства, которые следовали за Его положением во гроб.

Далее, мы утверждаем, что ученики Иисусовы не унесли Его тела из гроба, в котором Он был погребен, ко входу в который иудеи заставили привалить огромный камень, и который запечатали и окружили стражами, во-первых потому, что они не посмели бы отважиться на это. Они сами признаются в своей робости, не такие это были люди, чтобы употребить насилие против вооруженной стражи и посредством насилия унести труп из гроба, так хорошо защищаемого. Во-вторых, если бы они на это и осмелились, то не имели бы никакой причины желать того; в-третьих, если бы пожелали, то это было для них невозможно; наконец, если и могли, то не сделали этого. Они оправданы от подозрения в таком воровстве свидетельством стражей, когда последние возвестили иудеям о том, что произошло, и самими иудеями, которые не обвиняли их в том, что они украли тело своего Учителя, но только в том, что проповедовали о Его воскресении, несмотря на сделанное им запрещение.

Воскресение Иисуса Христа доказано неопровержимыми свидетельствами. Оно доказано, во-первых, всеми апостолами, которые утверждают, что в продолжение сорока дней они не только видели Иисуса Христа живым, но и осязали Его; что они беседовали, пили и ели с Ним, как и до Его смерти; все они положили жизнь свою во свидетельство этого события; и вся жизнь их до последней минуты была такова, что должна заслужить полную к ним доверенность. Эта истина воскресения подтверждена обращением мира: в самом деле, сказать, что распространение Евангелия доказывает его Божественность, значит, сказать такую истину, которую очень легко доказать.

«Как, — говорит св. Иоанн Златоуст, — апостолы могли бы почесть себя призванными к завоеванию мира, если бы не видели Иисуса Христа воскресшим? Ужели они до того были нерассудительны, что отдались на волю случая в таком предприятии? Это было бы верхом неразумия надеяться на какой-нибудь успех без помощи Божественной силы». Дело шло о том, чтобы изменить привычки, устаревшие в продолжение длинного ряда веков, вдохнуть презрение к наслаждениям этой жизни, вступить в борьбу со всеми страстями человеческими, и заставить род человеческий преклониться под иго смирения и самоотвержения. Если бы даже апостолы были люди сведущие в науках, отличенные высокими почестями, обладавшие огромным богатством, окруженные всем блеском славы; то и тогда могли ли родиться в них столь смелые предположения? Но в самом деле, что они были? Люди самого низкого происхождения, занимавшиеся грубыми и необходимыми для их пропитания ремеслами, совершенно преданные занятиям вовсе чуждым философии и почти неспособным к возвышению ума. Как возможно предположить, чтобы в таких людях могла родиться мысль о предприятии утвердить во всей вселенной веру в вымышленное воскресение? Они могли убедить мир только необыкновенным и вечно пребывающим чудом; а Бог не творит чудес для того, чтобы поддерживать ложь. Но это чудо существует. Церковь, по пророчествам Иисуса Христа, должна была испытать тысячи нападений, которые, однако же, не сокрушили ее, и которые найдут ее всегда непоколебимою. Итак, Евангелие истинно, итак, Иисус Христос воскрес.

Но, скажут, только по странному безумию мир позволил убедить себя. Странное, опасное безумие — верить, что душа бессмертна; что после смерти мы подвергнемся приговору нелицеприятного Судии; что мы во всей нашей жизни отдадим отчет Богу, который читает в глубине сердцем; что мы увидим злых наказанными, а добрых награжденными! Как! Презирать блага и мимолетные удовольствия этого мира, чтить одну добродетель, не искать здесь — на земле награды за свои пожертвования, за свою благородную борьбу, ожидать ее в другом мире и устремлять к небу все свой надежды; укреплять свою душу верою в будущие блага, не теряя бодрости ни при одном из настоящих зол, — всё это безумие? Напротив, не это ли верх мудрости? Не это ли истинно небесная философия?

Источник: Святитель Филарет (Дроздов). Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями.


4 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.