Слово митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) на праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы

Шествуя по следам вводимыя днесь во храм преблагословенныя Девы, и мы взойдем во храм Господень. Ибо крещение даровало нам сие право, дабы нам в него входить было невозбранно. И се стоим мы в нем, и в нем стоя, мним стояти на небеси.

введение во храм Пресвятой Богородицы.jpg

Введение во храм Пресвятой Богородицы. 
Икона из Ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Но храм есть здание из какова-нибудь вещества устроенное. Свят он, не сам по себе, но по святости Божественнаго служения в нем совершаемаго. Совершаем же сие служение мы одаренные разумом и удостоенные быть членами церкви Христовы. Входя в сей храм, должны мы наперед сами быть храмы одушевленны, уготованные В жилище Божие духом (Еф. 2, 22). Не толико храм нас освящает, колико мы освящаем его, когда свято есть житие наше, и со благоговением приносим Богу жертву благодарности и молитв.

Надобно с прилежанием различать храм и церковь. Храм есть здание из чего-нибудь устроенное и посвященное на службу Богу: церковь есть собор святых Христиан служение Богу свято совершающих. Храм есть здание устроенное руками человеческими. Но церковь есть устроение рук единаго Бога. На сем камени созижду церковь мою (Мф. 16, 18), говорит глава церкви Христос. И Божие здание есте, вопиет Павел. Ибо церковь тот только может устроить, кто может душу человеческую обратить, оправдать и спасти.

Храм, как и всякое здание, требует для своея прочности, твердаго основания. Церковь основана на камени; да не на сем камени, на коем домы устрояются; но по Апостольскому слову, положена она, На основании Апостол и пророк, сущу краеугольну камени самому Иисусу Христу (Еф. 2, 20). Пророков и Апостолов учение есть основание церкви. И как в здании на углу полагается крепчайший камень, который бы на себе держал и связывал обе стены: так и в церкви таковый краеугольный камень есть Иисус Христос, который и древния Пророческия, и новыя Апостольския учения сам собою связывает и укрепляет.

Храм украшается какими-либо вещественными уборами, яко то златом, и сребром и камениями драгими. Церкви украшение есть вера, любовь и вся бесценная утварь благих дел. Но как весь убор храма может погибнуть, ежели основание нетвердо; ибо здание поколебавшися разрушится. Тако и в церкви никакия благия дела не могут быть угодны Богу, ежели они не будут устрояемы на основании Христовом: то есть, ежели не будут производимы не потому правилу, какое нам дано от него.

Кто на основании сем, Апостол Богомудрствует, Устрояет злато, сребро, камение драгое: или дрова, сено, тростие (1 Кор. 3, 12); то есть, добрыя ли или худыя дела; здесь в жизни сей с трудностию распознать можем. Часто лицемерие закрывает худое добрым: часто безразсудность или злость доброе почитает худым. Но каждое из сих дел, каково оно само в себе есть, во свое время откроется. День бо явит (1 Кор. 3, 13): день оный будущаго Божияго суда. Ибо он откроется наподобие огня, который злато и сребро не истребляет; а светлейшими делает: но дрова, сено, тростие истребляет. Так и благия дела тот день откроет, и вознаградит их славою: а худыя дела, яко сено, изчезнут, и без награды, а паче со стыдом и осужденными останутся: Сам же спасется, такожде, якоже огнем (1 Кор. 3, 15) то есть; человек сам спасется, спасение получит; но как? такожде, якоже огнем. Когда огнь суда Божия найдет его подобным злату и сребру, то он устоит от сего огня и прославится. А когда найдет его подобным дровам, сену и тростию, то и жребий его будет тот же, каков жребий есть сена во огне.

Храму украшение есть злато и сребро и камение драгое; а сено и хворост для него унизительны. И церковь Божию может украшать едино злато и сребро и камение драгое благих дел; а дрова, сено и хворост худых дел служит ей одним постыждением и бесчестием. Но я могу сказать, что церкви едва ли может коснуться таковое безчестие. Ибо худые Христиане в составе ея помещаться не могут. Они суть в ней именем токмо, а не вещию. Суть в церкви и грешники; но грешники кающиеся. И они служат к великому церкви украшению, когда обращаются от своих злых дел, и из сосудов нечистых творит их благодать сосудами чистыми и благопотребными дому Владыке.

Храм, как бы твердо устроен ни был, но или от пожара, или от землетрясения, или от насильственной руки, или от самаго времени разрушается. Но церковь есть во веки непоколебима. Врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), по глаголу Господню. Вратами градскими исходит воинство на брань. Когда бы все врата адские отворилися, и всеми теми вратами вышла бы оттуду вся вражеская сила ко опровержению церкви, но оную преодолеть не может. Да и как преодолеть? Ибо все от человека может отнято быть; но святости и честности его души никто отъять не может. Бог бы один, яко всемогущий, сие учинить мог: но он святость и правоту душевную любит, и хранит оную, яко зеницу ока.

Храм надлежит до мира сего: но церковь надлежит до века будущаго. Есть она и в жизни сей. Но жизнь сия не есть место для нее постоянное и всегдашнее. Она в ней странствует и подвизается: а странствуя, непрестанно взирает к небесному отечеству, и подвизаяся ежечастно ожидает венцов уготованных подвижникам от руки Господней. Храм не есть в церкви; а церковь есть во храме, не для того, якобы церковь во храме заключиться могла: она рассеяна по всему лицу земли; и для того нарезается повсеместная кафолическая: но для того, что некоторая малейшая кафолические церкви часть собирается во храмах, дабы исполнить своего служения долг пред лицам вездесущия главы своею.

А из всего сказаннаго нами можете заключить, что кто есть истинный член церкви Христовой, тот конечно с охотою и часто посещает храмы Господни. Но может иной быть во храме, хотя в самое тоже время нет его в церкви. Кто стоит во храме; но нет в нем ни чистыя веры, ни добрыя совести, ни дел, кроме развратных; тот хотя и есть во храме, но не есть в церкви. Ибо он, яко гнилый член, до здраваго и святейшаго церкви тела не принадлежит.

Ты идешь во храм: постой: покажи свою душу. Изготовлена ли она быти храмом Духу святому. Ежели так; иди свободно во храм, и стани во святилище со святыми. Но ты будучи остановлен невидимою силою, скажеш: я грешник: я иду во храм, да принесу Богу покаяние: я в буре потопления: спешу ко пристанищу. Поди и ты во храм: и свои слезы покаяния соедини с радостию Ангелов радующихся о едином грешнике кающемся. Но когда ты грехами обременен, и никакова раскаяния в себе не чувствуешь; а идешь во храм, яко на мирское зрелище, по плотским побуждениям: остановись, и не дерзай взойти во храм: не дерзай возмущать таинственное церкви ликование. Не дерзай таковым безстыдством умножать свой грех и осуждение. Во храме собранная стоит церковь. Таковый собор достоин не земли, но неба: и самое небо не может лучшаго нам представить зрелища.

А посему можем узнавать, который храм есть богат и великолепен, и который нет. Простые во храме стены, нет никакова ни блистания, ни драгоценности, ни убору: но все собравшиеся в нем благоговейны, всех сердца вознесенны горе, всех совести чисты и спокойны; таковый храм я почитаю, что он всех в свете великолепнее и богатее. Первенствующие добрые Христиане собиралися для службы Богу в пещерах в пропастях, или в хижинах простых; но сии пещеры и хижины, блистали благочестием и святостию; и потому они были совершенно великолепны, драгоценны и небоподобны.

Сколько же бы храм ни был устроен великолепно и украшен драгоценно: но когда собирающиеся во оном суть нечестивы и развращенны; вся красота храма есть вотще; а только служит на едино обличение: что неодушевленная вещь толико прекрасна и блистательна; а душа предстоящаго толико безобразна и помраченна. Таковы были Иудеи. Обличали их Пророки, что они при всем своем нечестии и разврате, но имея великолепнейший храм во Иерусалиме, величалися тем непрестанно, говоря: Храм Господень, храм Господень (Иерем. 7, 4). Обличали их за сие Пророки, представляя, что великолепие храма есть ничто пред Богом, ежели они не исправятся в жизни, и не пощадит Бог и самаго храма за нечестие их. Что и самым делом исполнилось: ибо не осталось камня на камени (Мф. 24, 2), по глаголу Господню.

Но противный тому пример видим мы на празднуемой ныне преблагословенной Деве. Она введена во храм. Но не знаю, храм ли был ей украшением, или паче она украшением храму. Но и по самой истинне, имея она непорочные нравы, сердце к добродетели изготовленное, душу Бога в себе носящую, была безценный и блистательнейший камень, котораго сияние несравненно более украшало весь храм, нежели вся протчая драгоценная храма утварь.

О когда б и мы, стоя в сих священных храмах, внутренний храм имели чист и свят! тогда б и самые сии храмы, каковы б они ни были, великолепнейшее от нас получали бы украшение. Аминь.


Митрополит  Платон (Левшин) Московский и Калужский 

Поучительные слова, том пятнадцатый 


STSL.Ru


4 декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.