Синаксарь Святой и Великой Субботы

Синаксарь Святой и Великой Субботы

Во Святую и Великую Субботу празднуем погребение божественного тела и схождение во ад Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чрез что наш род, воззванный от тления, перешел к жизни вечной.

Стих

Напрасно ты, стража, стережешь гроб. Гробница не со­держит самосущей Жизни.

Святые Четыредесятницы превосходнее всех про­чих дней: а выше сих Четыредесятниц сия Свя­тая и Великая Четыредесятница, а выше ее Великая седмица, а в Великой седмице — Великая и Славная Суббота. Называется седмица Великой не потому, что дни или часы ее больше, но потому, что в течение ее совершились великие и сверхъестественные чудеса и необычайные дела нашего Спасителя, особенно же ныне. Ибо как при первом мироздании Бог, сотво­ривший всякое бытие и в заключение всего создав­ший в шестой день самое владычественное — челове­ка, в седьмой день почил от всех дел своих и освятил его, наименовал субботой, что по изъяснению значит покой, так и при творении мысленного мира, все пре­красно устроивши и в шестой день снова воссоздавши поврежденного человека и возобновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Он почил совершенным покоем от дел, уснув живым и спасительным сном. И вот Слово Божие плотию ни­зошло во гроб, а бессмертной и божественной душой, отделившейся чрез смерть от тела, нисходит во ад. И душу Он предал в руки Отца, Которому принес Свою кровь, так как она сделалась выкупом за нас. Душа Господа не была задержана во аде, как души прочих святых. А почему? Потому, что она не под­верглась, как прочие, проклятию прародительскому. Но не захватил враг наш диавол и крови, которой мы искуплены, хотя и владел нами, ибо не только то, что создано Богом, но и Самого Бога разбойник диавол хотел удержать. Как бы то ни было, но Господь наш Иисус Христос находился во гробе телом и Божест­вом, нераздельно соединившимся с плотию. Был Он и в раю с разбойником и в аде, как сказано, божес­твенною душою Своею; но в то же время сверхъес­тественно, как непостижимый Бог, сидел вместе со Отцем и Духом. Везде Он был, а между тем Божество Его нисколько не страдало во гробе, как и на кресте: тело Господа подверглось повреждению, то есть раз­лучению души от тела, но никак не тлению, то есть разложению и полному разрушению членов. Иосиф, сняв с креста святое тело Господа, погребает в новом гробе и близ иудеев в саду, а над входом во гроб по­лагает большой камень. Иудеи же, пришедши к Пи­лату в пятницу, говорят: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Так представляется нам за благо, чтобы твоя власть приказала воинам охранять гроб»23. Если Он обманщик, какая вам забота о речах Его при жизни? Ведь Он действительно умер. Что вам с того, что Он говорил: воскресну? Вероятно, иудеи вывели такое опасение от указанного им примера Ионы.

Неразумные, конечно, Он не будет украден, если гроб будет охраняем. И как же они неразумны, что, делая по-своему, они и не сознавали, что делают это против себя. Когда же Пилат дал приказ, они приста­вили для охраны гроба отряд воинов и приложили свою подлинную печать для того, чтобы, если бы их была стража и печать, не распространилось ложное известие о воскресении Господа. Между тем ад при­ходит в смятение и теряется в недоумении, почуяв весьма крепкую силу, и потому, беззаконно прогло­тив Христа, извергает сей твердейший и краеуголь­ный камень, а вместе с Ним и тех, которых, пожрав от века, принял в свое чрево.

По неизреченному Твоему снисхождению, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.


Источник: Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триодей. Перевод с греческого священника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.


STSL.Ru


18 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.