Сидор Тимофеевич Черепанов – синодальный мастер XVIII века

Троице-Сергиев монастырь, являющийся на протя­жении многих веков центром русской духовной культу­ры, сыграл важную роль в становлении финифтяного дела в России. В статье Л.A. Шитовой, посвященной троиц­кой эмальерной школе, представлена полная картина ее развития в XVIII — начале XX вв. Автор отмечает, что в становлении финифтяного дела в монастыре немаловаж­ное значение имели связи с Украиной, Москвой и Пе­тербургом. Тем интереснее личность художников, не только работавших в Троице-Сергиевой Лавре, но и обу­чавших в ее стенах своему искусству талантливых юношей.


Одним из таких мастеров был Сидор Тимофеевич Че­репанов (17411799). По свидетельству троицкого иеро­монаха Арсения, косвенно подтвержденному архивны­ми источниками и дневниковыми записями Семена Порошина, именно он в 1764 г. работал в Троице-Сер­гиевой Лавре. Сидор Тимофеевич Черепанов, как и мно­гие художники XVIII в., обладал многогранным талантом. Находясь на службе при Синоде, он наряду с финифтя­ным делом занимался иконописными и живописными работами, а позднее в Московской синодальной типог­рафии был при досмотре рисовального, градировального, пунсонного и резного на дереве художеств. В то же время он выполнял и отдельные частные заказы.

Жизнь этого талантливого человека не раз привле­кала внимание исследователей. О нем писали Т.В. Алек­сеева и Г.Н. Комелова, обращая особое внимание на свя­зи художника с московским кругом масонов Н.И. Новикова и П.И. Сафонова. В фондах Российского го­сударственного исторического архива сохранились до­кументы, позволившие уточнить некоторые подробно­сти его биографии. Сидор Тимофеевич Черепанов сын пономаря Васильевской церкви с. Сорвяжского Вятской епархии. В 1765 г. он подал прошение в Синод, в котором сообщал, что «обучился живописному худо­жеству на собственном коште. Потом особливое при­ложил старание, чтоб то же живописное художество про­изводить на финифти».

Но в Вятской епархии применения своим талантам мастер не находил и потому в 1763 г. был отпущен епис­копом Варфоломеем на три года в Москву и другие мес­та, как говорилось в документе, «для окончания живо­писного художества и финифтяной работы». За это время Черепанов стал маститым художником и даже имел уче­ника выходца из Вятской епархии Ивана Мефодьева, сына Пономарева. В прошении не указывалось, где на­ходился мастер все три года, но, как говорилось выше, иеромонах Арсений в одной из своих работ упоминает Сидора Тимофеева Черепановского в качестве учителя одного из монастырских учеников Никиты Беляева.

В то же время в дневнике Семена Порошина, вос­питателя будущего императора Павла I, в 1764 г. упоми­нается какой-то живописец из Троицкой Лавры Сидор Тимофеевич, которому предложено было написать на финифти портрет Его Величества, используя в качестве образца живописный портрет работы В. Эриксена. Судя по архивным делам, связанным с именем Черепа­нова, подобный портрет был написан и в 1766 году вме­сте с двумя другими миниатюрами образом Богома­тери с младенцем и портретом Екатерины II и представ­лен в Академию художеств для освидетельствования. Определение Совета Академии было строгим: «...Ответ­ствовать, что оные штуки собранием Академии рассматриваны ...явились выработаны изрядно, что ж до рисун­ку принадлежит, то оной найден слаб, а в колерах винить нельзя, потому что оригиналы, с чего оные сделаны, над­лежит видеть, помянутый же мастер Черепанов по ис­кусству сей работы подает вперед хорошую надежду». В 1765 г. этот отзыв сыграл положительную роль в при­еме художника на службу в ведомство Священного Си­нода.

Таким образом, можно предположить, что Сидор Тимофеевич Черепанов с 1763 по 1765 гг. работал в Троице-Сергиевой Лавре. Возможно, его появление в мона­стыре не было случайным. В ходе изучения документов Священного Синода и при сопоставлении их с биогра­фией художника удалось выяснить, что его брат Иоанн будущий архимандрит московского Новоспасского мо­настыря в 1760-е годы служил в Троице-Сергиевой Лавре в сане иеромонаха. Именно он с 1763 по 1770 гг. был наместником Лавры вместо архимандрита Плато­на, отбывшего в Петербург. А Сидор Тимофеевич Че­репанов по приглашению брата приехал в монастырь. Было бы логично предположить, что «живописного, иконного и финифтяного дела» мастер в монастыре не только учительствовал, но и выполнял отдельные зака­зы. Свидетельства тому, к сожалению, не сохранились. Более того, исследователи биографии художника не смогли обнаружить ни одной подписной работы Сидо­ра Черепанова.


В фонде отдела жи­вописи Государственного Русского музея хранится фи­нифтяная миниатюра с изображением святого Григо­рия Богослова с подписью Исидора Черепана и датой исполнения «1763 г.». В 1930 г. среди других миниатюр она поступила из Эрмитажа. Но более ранняя история ее бытования неизвестна. Возможно пластина с изображением епископа Константинопольс­кого Григория была создана по особому заказу или пред­назначалась именитому сановнику, оказавшему покрови­тельство молодому художнику. Так или иначе миниатюра культового содержания далека от иконописного канона. Святитель Григорий изображен в одеждах и обстановке кабинета-библиотеки, естественных не для византийско­го епископа, а для философа-богослова XVIII в. Окружа­ющие его атрибуты и романтический пейзаж, над кото­рым парит в облаках коронованная святая, типичны для церковного парадного портрета времени расцвета рус­ского барокко. Присущие ему качества характерны и для этой миниатюры. Она до­полнена надписью из сочинения Григория Богослова, раскрывающей смысл изображенного. 

Безусловно, эту миниатюру нельзя сравнивать с произ­ведениями столичных мастеров. Качество эмали и живо­писная техника в ней далеки от совершенства. Но в этой работе можно найти много общего с финифтяными ми­ниатюрами московских, ростовских и троице-сергиевых мастеров. Условность и некоторая наивность образов, особая любовь к яркому колориту и декоративной ком­позиции, неточности в передаче объемов и пропорций отличают эти произведения.

Неудивительно, что Сидор Черепанов не прижился в Петербурге и обосновался в Москве. Работая в Московс­кой синодальной типографии с 1780-х до 1790-х годов, художник совершенствовал свое мастерство. Судя по тому интересу, который проявляли к его миниатюрным портретам заказчики, Черепанов был неплохим копи­истом, но в исполнении церковных заказов он строго следовал иконографической схеме. Созданный мастером для гравюры рисованный образ святого Димитрия Ро­стовского сохраняет изобразительный язык и черты лика одной из лучших икон Ростовского митрополита.

Выполняя же частные заказы, художник не был ско­ван рамками канона и мог демонстрировать всё свое мастерство. Но ни одна из подобных подписных работ мастера не сохранилась. Их поисками занимались Г.Н. Комелова и Т.В. Алексеева. Особый интерес у исследо­вателей вызывали миниатюрные и графические изобра­жения русского просветителя, журналиста и писателя Николая Ивановича Новикова. Было известно, что Че­репанов познакомился с Новиковым в Москве и неко­торое время был связан с ним издательскими делами.

Литографический портрет с изображением москов­ского писателя, созданный Х. Кеком, имеет подпись «peint par Tcherepanoff», но его прототипом был порт­рет, возможно, работы Левицкого, неоднократно по­вторенный в миниатюре на эмали. Может быть, одну из этих миниатюр и писал Сидор Тимофеевич, или ри­сунок для литографии Кека создавал он. Правда, по мнению Т.В. Алексеевой, не С. Черепанов, а его сын является автором образца для эстампа и графического посмертного портрета Новикова. На рисунке она об­наружила авторскую подпись «И.Ч.», расшифровав ее как «Иван Черепанов». О художественных дарованиях и работах этого молодого человека писал сам Новиков, и потому рассуждения Алексеевой кажутся вполне логич­ными. Но хотелось бы отметить, что Сидор Черепанов и ранее практиковал создание образцов для графических портретов, а в Гос. Русском музее хранится еще одна, бо­лее ранняя, гравюра с изображением Новикова в костю­ме и парике. Она была создана Иваном Розановым, с которым сотрудничал Сидор Черепанов. Следовательно, стоит продолжить поиски портретных миниатюр работы Си­дора Черепанова.

Изучение творчества этого художника еще не закон­чено, но уже сейчас можно говорить о значительности его таланта и о том, какое важное значение он занимал в развитии русской эмальерной школы.

В.И. Борисова

Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции. 29 сентября – 1 октября. - М., Издательский дом «Подкова», 2000.


25 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.