Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры игумена Корнилия (Мороза) в среду 1-й седмицы Великого поста

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры игумена Корнилия (Мороза) в среду 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Святая Церковь предлагает нам образец покаяния в песнопениях царя и пророка Давида Псалмопевца, тяжко согрешившего и покаявшегося. Мы с вами тоже грешим и каемся. Какой же назидательный урок предлагает нам Церковь в лице этого человека? Наверное, можно выделить два главных урока, которые могли бы нам быть назиданием на всю нашу жизнь. Первый урок, это то, что святой пророк и царь Давид всю свою жизнь посвятил познанию Промысла Божия, познанию своей души, также можно сказать, что и познанию тайны греха. Он пишет такие удивительные, и даже таинственные строки: «Господи, …от тайных Твоих очисти мя …» (Пс. 18, 13). Он произносит это так, словно сама душа его является для него загадкой. Стихом выше Псалмопевец с недоумением восклицает: «Господи, грехопадения кто разумеет?..». Грех – настолько сложное явление, что человек не в силах познать его до конца. Вторая черта, для нас она главная, заключается в том, что пророк показывает нам, что может помочь преодолеть грех, вымолить у Бога прощение и примирение с Ним. Это свойства духа истинно кающегося человека, его главные черты – глубочайшее смирение и пламенная ревность о Господе.

Мы с вами вступили в святые дни великой Четыредесятницы, и дай Бог, чтобы эти уроки были для нас назидательны. В нашей жизни и душе очень много тайн. Мы должны глубоко и внимательно присмотреться и постигнуть корни, причины греха и какие-то может быть другие тайны. Ведь для нас непонятно, например, почему мы каемся в одних и тех же порой достаточно тяжких грехах? Такое чувство, как будто мы находимся в каком-то болоте, и даже исповедь нам не всегда помогает. В любом монастыре, в любой епархии есть трагические примеры священников и монахов, которые оставили свои обеты, отреклись от своего сана. Есть также и благочестивые миряне, которые «пустились во вся тяжкая», а накануне вроде бы жили церковной жизнью, достаточно часто исповедовались. Причина такой духовной трагедии в том, что Таинство Исповеди для такого человека, конечно же, действительно, но по благодати оно не действенно, потому что истинно кающемуся нужны две эти черты, которым учит нас пророк Давид – смирению и ревности о Господе.

Смиренномудрие – величайшая добродетель, которая является не только основой нашей жизни, но и нашего покаяния. Именно поэтому мы слышим о ней уже в первых словах Спасителя в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом…» (Мф. 5, 3; Лк. 6, 20). Нищими духом Господь называет смиренномудрых. «Какая же душа, которая – нищая духом?» – спрашивает прп. Макарий Египетский, и отвечает: «Нищая духом та душа, которая познала свои язвы и увидела объявший мрак страстей и свое рабство, ощутила свои узы, но всегда ищет быть избавленной Господом от такого состояния. Это та душа, которая переносит труды и всегда просит и молит Господа исцелить ее и ни в каком земном благе … не находит ни удовлетворения, ни радости, но все ее желание только в том, чтобы обрести Доброго Врача, и она ожидает от Него врачевание и получение исцеления и уповает найти в Нем успокоение» (Прп. Макарий Египетский. Творения. Слово 63). Вот так, братия и сестры, видеть свою греховность, видеть и осознавать себя ничтожным грешным человеком – в этом заключается первая, начальная ступень смирения, на которую может взойти любой из нас. А пока мы – и вне смирения, мы – вне благого покаяния, потому что таков открытый нам святыми отцами закон духовной жизни: благодать и помощь от Господа дается не за наши труды, даже не за наши страдания ради добродетелей, а ради смирения, которое от них рождается.

Что же происходит с душой, когда она приобретает смирение? Удивительно говорит об этом прп. Исаак Сирин: «В то время как смирение воцаряется в житии твоем, покоряется тебе душа твоя, а с нею покорится тебе все, потому что в сердце твоем рождается мир Божий. Но пока ты вне его, не только страсти, но и обстоятельства будут непрестанно преследовать тебя» (Прп. Ефрем Сирин Ниневийский. Слова подвижнические. Слово 74).

Вторая черта духа истинно кающегося человека – пламенная ревность о Господе. Так раскрывает тайну соединения ревности с покаянием прп. Антоний Великий: «И когда ум сподобится такой благодати, чтоб без саможаления и поблажки вступить в борьбу со страстями, тогда ему присущи внушения, указания и подкрепления Духа, помощью которых он успешно начинает отражать от души все нечистые приражения, исходящие от похотей сердца» (Добротолюбие. Т. 1. Гл. 2).

Две главные черты кающегося человека мы видим в пророке Давиде. Он тяжко согрешил. Может не многие из нас, к счастью, так согрешили. Но он обрел покаяние можно сказать: почти без труда. Пророк Нафан обличил его и Господь, видя вину и сокрушение в его сердце, тут же даровал ему прощение.

В истории Церкви есть и другие назидательные примеры того, какое чудо может совершиться, когда соединяются глубина смирения и ревность о Господе. Эта ревность проявляется в решимости больше не грешить. Удивительный случай нам оставил патерик 7-го века. В одной из западных епархий епископ тяжко согрешил – впал в блуд. Осознав тяжесть своего греха, он в воскресный день пришел в церковь. Когда собрался народ, архиерей вышел на амвон, признался пастве в совершенном грехе. Так как после всего произошедшего он уже не мог дальше управлять кафедрой, то попросив молитв о себе, великом грешнике, святитель сказал, что уходит в близлежащую пустыню для принесения покаяния Господу. Зайдя затем в алтарь, он снял с себя саккос и омофор, положил их на престол, и собирался было покинуть храм. Это был истинный пастырь Божий, который несколько десятилетий руководил церковным клиром. Люди в ужасе стали кричать: «Ты должен покаяться и продолжать служить дальше, мы тебя никуда не отпустим». Епископ ответил: «Я буду каяться, но вы должны понимать, что существуют церковные каноны, и по ним я не имею права продолжать епископское служение». Народ немного пришел в себя от ошеломления, послышались, где плач, где возгласы. Прихожане стали кричать: «Мы люди грешные и темные, не знаем твоих канонов, но знаем, что ты – истинный пастырь Божий, который учил нас жить во Христе, боролся с ересями. Никуда тебя не отпустим, клянемся Богом, что берем на себя твое покаяние. Епископ был удивлен такой непреклонностью народа. Он зашел в алтарь, помолился и выйдя к народу сказал: «Хорошо, я буду служить дальше, как вы меня просите, но с одним условием – я лягу на паперти храма, вы все выйдете на улицу, и каждый из вас при входе в храм будет попирать меня ногами. Теперь уже народ был ошеломлен. Все находились в недоумении, но архиерей был непреклонен. Стало происходить страшное и одновременно умилительное зрелище: епископ лежал на паперти, а тысяча народу, все, от богатого до бедного, от старика до младенца, вступали в церковь, попирая епископа ногами. Когда зашел последний человек, весь храм наполнился светом и благоуханием, раздался голос Божий, называвший епископа по имени и говоривший: «Тебе прощен грех ради твоего покаяния».

Такие чудеса, братия и сестры, когда Господь милует нас грешных, даже без наших трудов, возможны только тогда, когда в нашей жизни, в нашем покаянии соединяются глубокое смирение и непреклонная решимость больше не грешить. Дай Бог, чтобы нынешняя Четыредесятница стала для нас тем временем, в которое мы глубже познаем самих себя, увидим то, что нас связывает, опутывает, увидим корни, причины своих грехов. Будем молиться о том, чтобы Господь нам даровал дух глубокого смирения, дух пламенной ревности, решимости не грешить. Только тогда нас коснется благодать Божия и поможет нам действительно преображаться, действительно каяться, вставать от своих грехов и страстей и приходить к любящему Отцу, Который, конечно же, ждет каждого истинно кающегося грешника. Аминь.

Слушать проповедь* (mp.3):


*) После Великого повечерия с чтением Великого канона св. Андрея Критского в 
Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,  21 февраля 2018 г.


4 марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.