Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) на Преполовение Пятидесятницы

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) на Преполовение Пятидесятницы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Христос воскресе!

Кто жаждет, иди ко Мне и пей!

Дорогие братия и сестры! Не о телесной жажде говорит Христос и не о чувственной воде. Нет. Он говорит о жажде душ наших и о благодати Святого Духа, Которого имели принять верующие в Него. Итак, кроме телесной жажды, в нас есть и жажда духовная, и насколько для тела необходимы пища, питие, воздух, настолько, и даже во много раз больше, для души необходима благодать Господня, которая одна служит для нее и пищей, и питием, и воздухом, которая заменяет все жизненные стихии. Как утолять телесную жажду, все мы знаем. Но как утолять жажду нашей души, как напоять душу водами Святого Духа, едва ли мы все знаем. Сегодня наша мать Святая Церковь научает нас этому, и каждый из нас взывает с ней ко Господу: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами».

С того времени, как мы родились, водой и Духом Святым в таинстве крещения и миропомазания облеклись во Христа и получили право именовать Бога своим Отцом, самым удобным и общедоступным средством для утоления нашей духовной жажды прежде всего является молитва к Отцу Небесному. «Если вы, будучи злы, — сказал Спаситель, — умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отеи, Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Просите — только с верою в силу заслуг Христа — и дано будет вам. Если в чем и может отказать вам Отец Небесный, но в благодати Духа Святого, необходимой для нашего вечного спасения, не откажет никогда. Каждый день мы утоляем жажду тела, и не раз, а несколько раз, но постоянно мы можем и должны утолять жажду души нашей через усердную молитву к Богу о ниспослании нам даров благодати.

Другим и тоже очень важным средством для той же цели служит чтение слова Божия. Священные книги написаны людьми святыми — пророками и апостолами, написаны по вдохновению Духа Святого.

Потому самые глаголы, изложенные в этих книгах, суть дух и жизнь. Читая их с живой верой, усваивая их, мы естественно исполняемся Духом Святым, освежаемся веянием Его благодати. Если всяким словом, исходящим из уст Божиих, по свидетельству Спасителя, жив будет человек, то тем более бесчисленное множество глаголов Божиих, соединенных для нас в божественном откровении, в состоянии и напитать, и напоить, и оживотворить наши души. Читать Священное Писание для утоления нашей духовной жажды мы можем так же часто и ежедневно, как и молиться Богу.

Но важнейшим средством утоления потребностей всего нашего существа является приобщение святых тайн тела и крови Христовых. «Идущий Мою плоть, — сказал Господь, — и пиющцй Мою кровь имеет жизнь вечную… ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие». Этим средством для напоения себя водами благочестия мы не можем пользоваться постоянно, как молитвой и чтением слова Божия, потому как таинство евхаристии требует с нашей стороны достойного, предварительного приготовления. Но мы должны заботиться о том, чтобы как можно чаще приготовлять себя к святейшему таинству и напояться через него струями небесной жизни.

Наконец, нашу духовную жажду мы можем утолять и вкушением воды естественной, но освященной посредством священнодействия Церкви, какое совершается и ныне. Вся Церковь будет молиться Отцу Небесному, чтобы Он освятил естество наитием Святого Духа. Вода действительно освятится благодатью. И кто будет пить с верой освященную воду, тот, утоляя свою телесную жажду, невидимо будет напоять вместе с тем и свою душу благодатью Святого Духа.

Таким образом, дорогие братия и сестры, пусть никто не жалуется, что у нас мало средств для утоления нашей духовной жажды или что они для нас малодоступны: почти всеми ими мы можем пользоваться постоянно. Только будем помнить, что с нашей стороны всегда необходимо одно существенное условие — живая вера. Молимся ли мы Отцу Небесному о даровании Святого Духа, читаем ли слово Божие, приступаем ли к причащению святых Христовых тайн, пьем освященную воду, мы непременно должны быть верующими: только вера и чистая жизнь отверзает нашу душу для приятия благодати Святого Духа, а без веры душа остается как бы заключенной, закрытой. В этом-то смысле и сказал Спаситель: «Верующий в Меня не будет жаждать никогда». Аминь.



13 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.