Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) во вторую неделю по Пасхе. О блаженном неверии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе! 

Дорогие братья и сестры, первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхою, что означает: «вместо Пас­хи», — в этот день повторяется празднование Пасхи. Иногда его называют «Неделею новою» и «Неделею о Фоме». Через семь дней после явления апостолам Господь явился еще раз — ради одного Фомы, которого тогда не было со всеми. Другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа». Но он сказал им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». [1] Но как он мог не поверить собратьям? Почему за свое упорное неверие Фома заслужил величайший дар, а не примерное наказание?

20140428-061.jpg

Уверение Фомы. Икона из собрания ЦАКа

О Фоме сказано очень немного, но это немногое очень важно. Когда Господь узнал о смерти Лазаря и собрался идти в Иудею, Он сказал ученикам: «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» [2]. А что значит «пойдем к нему», если Лазарь мертв и если иудеи ищут убить и Са­мого Иисуса? Фома сразу все понял и решительно сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» [3]. Такие слова не часто можно услышать, и такие слова не забывают ни люди, ни Бог. А вот слова: «Если не увижу... не поверю», — приходится слышать постоянно. Но, как правило, так говорят люди, которые сами не ищут Бога, не ищут истину и не собираются ни с кем и ни за кого умирать. Таким Господь никогда не явится, чтобы не вызывать в ответ прямого богохульства, когда им некуда спрятаться от неопровержимой истины.

Господь явился Фоме потому, что Фома готов был, даже не зная о победе над смертью, умереть вместе с Иисусом. Фома тогда еще решил: если Иисуса с ним не будет, то незачем жить.

Господь явился, как и в первый раз, и сразу обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» [4]. И Фома только и мог воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!» [5] После этого Господь сказал как бы с укором: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»[6]. Но что для Фомы этот укор, когда он весь поглощен радостью — снова видеть Учителя? Теперь он готов на любые страдания, чтобы только доказать Ему свою любовь. Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, говорит святой Иоанн Златоуст, сделался, по бла­годати Божией, мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам диким. По церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Хрис­ту сына и супруги правителя индийского города Мелиаполя святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и наконец, прон­зенный пятью копьями, отошел ко Господу.

И нам, дорогие братья и сестры, Господь обещает блаженство, если мы, не видя, будем стараться уверовать в Него, если поймем, что вопрос веры и неверия — это вопрос жизни и смерти. Ведь в том и блаженство — встретить Христа не как доказательство, что Он есть, но как долгожданного Гостя, по Которому истомилось сердце и без Которого невозможно жить.

Поэтому — блажен Фома, наконец увидевший и уверовавший, и блаженны все не видевшие, но тоже уверовавшие и ждущие в на­дежде Царства Небесного. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. СТСЛ, 2014 год


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ин. 20, 25.

[2] Ин. 11, 14-15.

[3] Ин. 11, 16.

[4] Ин. 20, 27.

[5] Ин. 20, 28.

[6] Ин. 20, 29.


STSL.Ru


8 мая 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.