Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в тридцать седьмую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня последнее чтение из годичного круга евангельских чтений. В нем говорится о призвании Господом мытаря Закхея.

Богатый начальник сборщиков податей в Иерихоне — Закхей — прослышал о великом Учителе из Назарета — Иисусе — и, поко­ренный Его духовной силой, хочет хотя бы взглянуть на Него. Когда Иисус проходит Иерихоном, Закхей устремляется за Ним, но из-за своего малого роста, за множеством народа, не может видеть Госпо­да. Тогда Закхей забывает о своей важности, о приличиях, о богат­стве, бежит вперед и влезает на смоковницу и ждет прихода Учите­ля. Господь останавливается у смоковницы, провидев ищущую душу Закхея: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». [1] Раскрылась под Божиим зовом душа Закхея, и соверши­лось ее оправдание: «Ныне пришло спасение дому сему»[2]

Zacheu.jpg

Конечно, в этом евангельском рассказе первая и главная мысль — о Божием призыве, утешительная мысль о том, что Божий зов мо­жет коснуться самой грешнейшей души, такой ничтожной, что она сама по себе не может видеть Божия лика. Не только ради этой главной мысли читается рассказ о Закхее. Мысль о зове внедрялась в нас многими Божиими словами в течение года. Ныне на первое место выдвигается другая значительная мысль. Здесь не только призыв, здесь призыв обращается в посещение и спасение. Призыв столкнулся с какой-то иной силой (взглянул, увидел), и эта сила ускоряет спасение человека: «Сойди скорее, ибо сегодня Мне на­добно быть у тебя». Евангелие открывает нам, что это сделала встречная призыву сила — сила человека, который совершил порыв своей волей и душой навстречу Богу.

«Сойди скорее, Я вижу, для Меня место готово, и Мое посе­щение обеспечено». Так человеческая воля вынудила Божественную волю. И Господь как бы сказал: «Мне надобно прийти к тебе и со­вершить спасение твоей души».

Не ясно ли, что в рассказе о Закхее на первое место выдвигается другая мысль — о человеческой душе, улавливающей Божий при­зыв и следующей ему вплоть до его исполнения и спасения человека.

Каково должно быть состояние человеческой души, чтобы ей от­крылся Бог и совершил ее спасение? Внимательнее посмотрим на обращение Закхея. Прежде всего, Закхей жив, у него живая душа. Она не погрузилась в какую-то внешнюю ценность и не замерла в сладостном самоудовлетворении: вот я достиг, чего хотел; душа, почивай! У Закхея ведь были немалые земные ценности: знатное положение, власть, почет. Разве эти ценности не влекут к себе мил­лионы людей? А разве, обладая ими, миллионы людей не погибают в самоусладительных довольствах? И разве многие люди не закостеневают своими душами, обладая гораздо меньшим довольством? Сытно поесть, хорошо одеться или удовлетворить какую-то другую мелкую страстишку — вот обычные масштабы человеческих вожде­лений. Обладая этим, человек живет счастливой удовлетворенно­стью, и душа его наполнена до краев. Она сладко почила в обладаемом, и ничего ей не нужно. Это — мертвые души, братья и сестры. И они — кругом!

Закхей не таков. Хорошо богатство, приятна знатность, но она не наполняет его душу. Это — отрава жизни, а душа Закхея живая, и она имеет свой живой мир, который и проявляется в поисках. По­иски, искания — вторая отличительная черта Закхея. Поиски Божией правды дали свои плоды — приход к нему Господа и спасение. При этом Божественная помощь и спасение как бы «вынуждаются» ак­тивностью такой живой души, как у Закхея. Он, рассказывает Еван­гелие, отвечает Христу уже как ученик, готовый ответить не только словами, но и делами: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо»[3] Так началась новая жизнь во Христе. Человек пошел за Христом по пути спасения.

Дорогие братья и сестры! Выводы из всего этого просты, ясны, но и ответственны. Остерегайтесь делать Бога виновником неудач жизни и вашего спасения. Остерегайтесь думать, что Богу нет до вас дела и что Бог прошел мимо. Пристальней вглядитесь в свои души! Исправны ли они? Готовы и способны ли они принять зов Божий? Или, быть может, души мертвы и отдались благодаря своим маленьким приобретениям? Или, может быть, души ваши парализо­ваны и неспособны подняться навстречу Богу?

Последуйте маленькому Закхею. Явите жизнь своих душ! Бе­гите от порабощения «землей» и ищите Божию правду! Добрыми делами пойдите навстречу Богу, поднимитесь над землей, чтобы увидеть Его, и тогда с вами совершится то, что пережил Закхей: Господь остановится у вашей души, и она в трепете и в радости узна­ет о Божием приходе. «Сегодня Мне надобно быть у тебя... ныне пришло спасение дому сему».

Торопитесь приготовить свои души! Господь идет по дороге! «Се, стою у двери (нашего сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною»[4] Аминь.


Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лк. 19, 5.

[2] Лк. 19, 9.

[3] Лк. 19, 8.

[4] Откр. 3, 20.


STSL.Ru



14 февраля 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.