Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать шестую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В прочитанном Евангелии мы вы­слушали разъяснение Господа, как практически выполнить заповедь любви. Оно дополняет более ранние Господни слова о любви к Богу и ближним, как к самому себе, и даже о любви к врагам. Это сло­во Божие особенно впечатляет тем, что вполне приложимо и к на­шей жизни.

197.gif

Один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» [1] Так и мы, как законники, подходим к Христу и спрашиваем, как же нам спастись. Мы спрашиваем, не искушая, а лукавя. Прикрывая свое малодушие, свою духовную леность, тянущие нас в сторону от Христова пути, мы готовы наивно спрашивать, как же спастись, лукавя и прикрыва­ясь тем, что жизнь сложная и невольно толкает на компромиссы. Мы знаем Божий закон и его требование, мы знаем, как исполнить его в жизни, но, вступая в сделку с совестью, углубляя пропасть между собою и Богом, мы успокаиваем себя, разводим руками и, ссылаясь на неизбежность, недоуменно спрашиваем: как тут исполнить волю Божию и как же возможно спастись? Это вопрос самооправдания и лукавства.

Господь заставляет законника признать, что ему известно все необходимое для спасения. «В законе что написано? Как чи­таешь?» [2] — спрашивает Господь законника, и тот должен был назвать хорошо известные ему заповеди закона о любви к Богу и ближнему. Господь просто, без укора, указывает ему на его долг: «Так поступай, и будешь жить»[3]

Этот ответ относится и к нам. Что лукавить? Что наивничать, будто не знаем пути спасения для сегодняшнего дня? Божий за­кон один, и эти две заповеди остаются непреложными и для нас, как два якоря жизни: «Возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею... и ближнего твоего, как самого себя»[4] Но законник не сдается и начинает выискивать лазейки для самооправдания. Он как бы не понимает: кто же тот ближний, ко­торого он должен любить. Такое же упорство характеризует и нас. Стремление успокоить себя и самооправдаться так в нас сильно, что и мы изыскиваем для этого всевозможные лазейки. Такие лазейки находятся очень легко, ибо, действительно, заповеди о любви к Богу и ближнему так широки и глубоки, что невольно поднимаются во­просы об их жизненном приложении.

Вот хотя бы любовь к ближнему. Если мы воспримем ее, как заповедал Христос, как излучение Бога любви, то возникнут много­численные вопросы. Считать ли человека в состоянии греховного несовершенства совершенно неспособным к христианской любви? Подходить ли к делам любви лишь в процессе христианского очище­ния или попытаться творить любовь вне забот о своем совершенство­вании? Какие ступени любви соответствуют ступеням совершенство­вания в Боге? И многие, многие другие!.. Среди них, конечно, могут быть вопросы лукавые, для самооправдания, но могут быть и ис­кренние — вопросы недоумения. Снисходя к человеческому несовер­шенству, Господь поэтому дает новое назидание о любви. Он отвеча­ет законнику, кто его ближний, и этим самым дает и нам указание, каково практическое приложение заповеди о любви. Господь ответил законнику притчей о милосердном самарянине. Эта притча общеиз­вестна, и мы не будем ее повторять. Заключительная и вместе с тем центральная мысль притчи изложена в последних словах Господа: «Иди, и ты поступай так же» [5], т. е. и ты на своем пути твори добро всякому нуждающемуся в нем, невзирая ни на происхождение человека, ни на общественное положение, ни на все другое. Пусть он будет близок, дорог тебе, и ты для него станешь ближним.

Значит, близость определяется не степенью внешней взаимной связи — принадлежностью к одной нации, роду, общине, — не слу­жебной и общественной взаимозависимостью и прочим, а способ­ностью откликнуться на чужую жизнь и чужое горе. Чем больше у тебя такой способности, чем больший круг людей она охватит, тем больше у тебя ближних. Так как идеалом твоего внутреннего роста в отношении людей является: «Будьте сынами Всевышняго» [6], то, следовательно, через богоотцовство все люди, как дети Божии, — твои ближние, включая и врагов, и ненавидящих, и обидящих тебя. Так определяется ближний притчей о самарянине, которая отвеча­ет и сегодняшнему нашему дню. Ее ответ такой простой и ясный: «Иди, и ты поступай так же», т. е. иди и твори добро, и ты ис­полнишь заповедь о любви. Это значит, что, хотя заповедь любви является очень возвышенной, нельзя забывать главного — началь­ного и конечного вместе: делай добро, делай добро, делай добро от всего сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, и ты будешь исполнять заповедь о любви и спасешься. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2014


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лк. 10, 25.

[2] Лк. 10, 26.

[3] Лк. 10, 28.

[4] Лк. 10, 28.

[5] Лк. 10, 37.

[6] Пс. 81, 6.


STSL.Ru


29 ноября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.