Преподобный Сергий Радонежский и развитие духовных начал русской государственности

Одна из несомненных заслуг преподобного Сергия Радонежского перед Отечеством заключается в том, что он делом и словом раскрыл таинственное действие Пресвятой Троицы в историческом устроении Русского государства как мировой державы, проникнутой началами православной духовности и включающей в себя многие добровольно входящие народы.

В пространном житии преподобного, написанном его учеником преподобным Епифанием Премудрым в начале XV века, постоянно и разнообразно отмечается удивительная связь между душою святого Сергия и Богом, Единым в Трех Лицах. Согласно житийному повествованию, преподобный Сергий – «троичный ученикъ», «ученикъ Святыя Троица».

Главное дело преподобного Сергия – строительство, строение, устроение жизни вокруг себя по образу Божественного Триединства, причем эта деятельность благодаря помощи свыше расходится расширяющимися волнами: трудами подвижника в пустыни возникает храм во имя Пресвятой Троицы, вокруг храма – монастырь, вокруг монастыря – новые храмы и монастыри (трудами самого Сергия и его учеников, последователей, духовных преемников). Волны этой соборной работы несут в себе чин и лад прочного триединого устроения бытия, силу жизнетворения, питаемую Самой Живоначальной и Животворящей Троицей, и потому волны этого русского православного мироустройства могут расширяться бесконечно, раздвигая пределы обустроенной Святой Руси все дальше и дальше в пространстве и времени.

1_021.jpg

На молитве с прп. Сергием. Худ. Е. Н. Ефошкин

Преподобный Епифаний повторяет излюбленную мысль о святом Сергии как богоданном строителе всей Святой Руси. Преподобный Сергий отнюдь не первым начал строить Святую Русь как обитель Пресвятой Троицы. Однако именно через преподобного Сергия это троицкое соборное строительство, осуществлявшееся силами всего народа со времен Крещения Руси, достигло высшей степени самоосознанности, и именно через радонежского подвижника троицкое храмоздание возродилось с небывалой мощью после тяжкого упадка, охватившего весь XIII век, когда страна, раздираемая братоубийственной рознью, пригнулась еще и под игом иноземного нашествия. Преподобный Сергий в XIV веке и на будущие века всеми своими делами и проповедью показал, что внешняя разруха стала следствием и проявлением разрухи духовной, а именно, следствием нарушения заповеди любви, смирения и согласия, явленной людям во образе Пресвятой Троицы.

Эта проповедь любви раздавалась поначалу в небольшом храме во имя Пресвятой Троицы, воздвигнутом святым Сергием совместными с братом Стефаном трудами около 1340-1345 годов. Молясь перед иконой Пресвятой Троицы после поставления игуменом, преподобный Сергий, как свидетельствует его житие, обращает внимание на главный урок, который люди могут получить при созерцании образа Божественного Триединства: знание о бесконечной любви Божией, нисходящей в мир и взывающей к ответной любви людей.

Именно о жертвенной любви учил святой Сергий, когда благословлял святого благоверного князя Димитрия, своих монахов и весь народ русский не щадя живота защищать родную веру и землю. Свидетельства о делах и словах преподобного Сергия, собранные в его житии, стали основой русского богословия Пресвятой Троицы, неразрывно связанного с государственным строительством.

Наряду с храмоздательным почитанием Пресвятой Троицы преподобный Сергий благословил и образно-иконописное почитание Триединого Бога. Опять же, он не был первым в этом делании, но он существенно развил, богословски обосновал и утвердил иконное почитание Пресвятой Троицы в том виде, как оно распространилось и сохранилось вплоть до настоящего времени.

Для понимания путей троического устроения русской жизни важно отметить, что именно Пресвятой Троице посвящены две лавры, существующие в современной России и являющиеся одновременно двумя главными средоточиями высшего богословского образования: это Свято-Троицкая Лавра близ Москвы, основанная как раз преподобным Сергием Радонежским, и Александро-Невская Свято-Троицкая лавра в Санкт-Петербурге.

В начале XXI века мы переживаем счастливую эпоху возрождения троицкого храмоздания, а значит, и укрепления государства российского. Особо знаменательно, что и Южный полюс планеты теперь охраняется русским православным храмом Святой Живоначальной Троицы, воздвигнутым в 2004 году рядом с российской станцией «Беллинсгаузен» в Антарктиде. С этого времени там служат священники из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Великое освящение храма состоялось 14 февраля 2014 года.

Таким образом, для русского общественного самосознания важно понятие государственности, неизменной в своих постоянно обновляемых началах под защитою Пресвятой Троицы.

А. В. Моторин

Источник: Научный альманах «Палеороссия». СПб.: Изд-во СПбДА, 2014. Вып. 2. - С. 191-196.


20 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.