Преподобный Сергий Радонежский и богослужебное пение

Преподобный Сергий Радонежский и богослужебное пение

Образ преподобного Сергия в музыке неотделим прежде всего от богослужения и богослужебного пения.

В Житии преподобного Сергия, написанном Епифанием Прему­дрым, говорится о явном чуде, свершившемся ещё до рождения свя­того: во время одной из воскресных литургий младенец «восклик­нул» трижды, будучи ещё во чреве матери. Случилось это в моменты наибольшей молитвенной сосредоточенности верующих: после Трисвятого и перед чтением Евангелия — «среди всеобщей тишины и бла­гоговейного молчания», потом во время пения Херувимской — «при­том уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви» и, наконец, в третий раз, когда священник возгласил «Вонмем! Свя­тая святым».

Сам преподобный Сергий описывается в Житии в одном из сво­их посмертных чудес поющим вместе с братией: некий инок Игна­тий, сподобившись за добродетельную жизнь чудного видения, видел «святого на всенощном бдении: Преподобный стоял на своем месте и пел вместе со всеми. Игнатий рассказал о том братиям, и все, услы­шав об этом, возрадовались великой радостью»[1].

Богослужебное пение Православной Церкви является одной из форм богослужения» [2]. Его основное назначение — «быть выраже­нием молитвы» [3]. При этом молитвенные тексты поются без сопро­вождения каких-либо музыкальных инструментов. «В "словесном служении" ...только человеческий голос, одушевленный чувством и разумом, способен соединить слово и напев» [4]. Искусство церковное «всегда символично», «оно приоткрывает нам мир горний, говорит о иной, неземной реальности», «пение церковное есть образ ангель­ского славословия, песнь Ангелов, незримо сослужащих в храме» [5].

Поэтому «никакая церковная мелодияне существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы» [6].

Итак, музыка в Церкви, как и иконопись, призвана изображать ноуменальный, сверхчувственный мир. Так, в православном понима­нии икона есть, прежде всего, выражение достоверного знания о ду­ховной реальности, «окно в горний мир», через которое надмирная святость являет себя миру. «И созда, яко икону, песнь»,— говорит богослужебный текст. Песнопение — это звучащая икона [7].

«Необычайное богатство ...песнопений имеет общую связующую основу — осмогласие, упорядоченное к IX веку великим византий­ским песнотворцем святым Иоанном Дамаскиным» [8]. Осмогласие (цсл., восьмигласие) — система гласов, служащая для певческого оформления богослужения

Святой преподобный Сергий Радонежский канонизирован в сере­дине 15 века. Считается, что первым автором службы, как и жития, был Епифаний Премудрый. Затем в середине XV в. ее переработал писатель Пахомий Логофет.

В рукописи последней четверти XV в. Кирилло-Белозерского со­брания, содержатся два тропаря Сергию.

К тропарю «От юности восприял еси» имеется указание «Епифаниево»; к тропарю «Иже добродетелей подвижник» — «Пахомия Сербина» [9].

Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подви­га конкретного святого, прославляет его житие и святость. Испол­няется тропарь преподобному Сергию 4-м гласом. Это один из наи­более употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строе­ние доступно всем. Тихими и мягкими переходами тонов он сооб­щает покой душе...

Другой тропарь и кондак (песнопение, в котором развивается, до­полняется основная тема тропаря) Преподобному поются 8-м гласом.

По моим личным ощущениям, церковная музыка спокойная, исполняется в минорной тональности. В процессе пения модулируется в мажорную тональность и тем самым меняет свое на­строение. Нет резких переходов от одной октавы на другую, а плав­ный переход по всем нотам октавы.

В богослужебном пении выделяются стихиры — песнопения, на­писанные стихотворным размером. Стихирам посвящено исследова­ние специалиста по изучению древнерусского певческого искусства Натальи Семёновны Серегиной «Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества».

Из этой работы я узнала, что «во второй половине XVII в. служ­бы Сергию становятся едва ли не самым масштабным циклом песно­пений из всех русских служб» [10].

Под пение одной из важнейших стихир («Приидитевсе иноче­ствующие») на службу приходил сам царь и прикладывался к иконе праздника [11].

В одном из списков над словами этой стихиры сохранились не­сколько фит (фита — символ для обозначения мелодического фраг­мента, распеваемого на небольшое количество слогов), что говорит об особой высокой торжественности праздника. Интересно, что, по мнению исследовательницы, в этом случае можно говорить об авторе данного распева — выдающемся русском композиторе-роспевщике 16 века Федоре Крестьянине [12].

По мнению автора статьи, «основной корпус песнопений Сергию Радонежскому сформировался и бытовал на протяжении двух веков — с конца XV по XVII в.» В XVIII веке состав стихир уменьшается [13].

Но жизнь не стоит на месте, житие Преподобного Сергия про­должает вдохновлять композиторов и певцов. В конце 20 века жил замечательный церковный композитор Сергий Зосимович Трубачев, написавший многочисленные церковно-певческие произведения, создавший гармонизации монастырских и древнерусских напевов.

Гармонизация — это написание аккордов для разных голосов, исполняющих мелодию.

Однако особенной популярностью сейчас пользуется песнопение «О сладкого Твоего гласа» с подзаголовком «Из Жития преподоб­ного Сергия»: это молитва к Божией Матери, текст которой заим­ствован из жития святого [14].

Таким образом, хотя сегодня мы празднуем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия, хотя с момента его канонизации прошло более 5-ти с половиной веков, образ святого продолжает вдохновлять композиторов на создание музыки, раскрывающей кра­соту и величие его подвига.


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 


ПРИМЕЧАНИЕ


[1] Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным

[2] Корнышева И.Р. «Музыкальная эстетика» православного бо­гослужения (автореферат диссертации).

[3] Сергий Трубачёв, диакон. Избранное: ст. и исслед./ ди­акон Сергий Трубачёв. Сост. игумена Андроника (Трубачева),1 М.С. Трубачевой, О.С. Никитиной. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 520. '

[4] Там же, с. 519.

[5] Там же, с. 518.

[6] Там же, с. 520.

[7] Корнышева И.Р. Там же.

[8] Сергий Трубачёв, диакон. Избранное... С. 521.

[9] Серегина Н.С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Диакон Сергий Трубачёв Полное собрание богослужебных песнопений в 2-х томах. М.: Благо, 2011, т. 2 с. 326, ноты с. 61—92.


STSL.Ru


8 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.