Преподобный Сергий и афонская монашеская традиция

Преподобный Сергий и афонская монашеская традиция

Одно из основных свойств монашеской традиции Афона и духовной школы преподобного Сергия - она не подавляет индивидуальности человека, а дает ему развиваться в рамках Предания. Это есть неповторимое творчество. В разные исторические эпохи афониты и духовные преемники Радонежского игумена воплощали святоотеческие идеалы и находили формы, созвучные особенностям периода. Поразительное сходство Сергия Радонежского и святогорских подвижников в их общем духовном опыте, лежащем в основе православного богословия и аскезы.

Интересно, что монахи Великой афонской Лавры называют себя «афанасиане», по имени основателя монастыря. Как к своему отцу относятся к преподобному Афанасию и иноки основанных его учениками монастырей. Подобную роль сыграл в истории русского монашества «игумен земли Русской» преподобный Сергий. Троицкая Лавра стала образцовым монастырем и духовной школой, давшей расцвет созерцательного подвига на всей территории северо-восточной Руси. Цепь духовной преемственности афонских старцев не прекращается уже больше тысячи лет. В свою очередь, личность Сергия была примером для сотен учеников, которые сохранили и продолжили его живое духовное наследие. Одна из наиболее известных духовных ветвей выглядит следующим образом: Сергий Радонежский – Кирилл Белозерский – Паисий Ярославов – Нил Сорский – целая плеяда заволжских старцев.

Важной характеристикой монашеской традиции является ее исихастский характер. Пути распространения исихазма были многообразными – через славянских учеников Григория Синаита (1255-1346), паломников Афона, и даже через особых посланцев – подобных тем, которых направил в Византию Сергий Радонежский специально для ознакомления с умным молитвенным деланием восточных отцов.

Как и подавляющее большинство церковных деятелей XV века, взгляды и деяния Сергия примыкали к руслу исихастской традиции. По свидетельству его жизнеописателя Преподобный творил непрестанную молитву. Также в «Житии» мы находим рассказ о явлении нетварного Божественного света, окружившего священнодействующего святого.

Построенная Сергием деревянная церковь была освящена в честь Святой Троицы, это едва ли не первый подобный храм на Руси. На Святой Горе в этот период появляются храмы в честь Живоначальной Троицы. Выбор русского аввы не случаен и свидетельствует о серьезном влиянии богословия исихазма. 

В житии преподобного Сергия Радонежского существуют сведения о его личной переписке со святогорцем патриархом Константинопольским Филофеем. После смерти своего учителя, святителя Григория Паламы, святитель Филофей стал руководителем монашеского возрождения, затронувшего весь православный мир.

Известный греческий ученый профессор Панагиотис Христу полагает, что «святой Сергий хорошо знал о духовных свершениях современных ему афонских монахов из рассказов митрополита Московского Алексия, который, в свою очередь, соприкоснулся с исихастами из круга патриарха Филофея и познакомился с самим патриархом в Константинополе. Два великих исихаста – митрополит Алексий и игумен Сергий - явились родоначальниками новой эпохи духовного возрождения ослабевшего единства Руси». С этими словами трудно не согласиться.

Афонская монашеская республика всегда была духовным центром не национального, а вселенского значения. Это утверждение вполне можно отнести и к Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Сергий консолидировал русских князей на борьбу с внешним врагом, по словам профессора Ключевского, «вдохнул в современников силу нравственную, чувство бодрости и духовной крепости».

Другой особенностью монашеской традиции Афона и Лавры всегда была открытость миру. Монастыри стали настоящим духовным оазисом для людей всех социальных слоев. Сергий, по словам его жизнеописателя, «для всех был как бы источником благопотребным. Многие приходили к нему из дальних городов и стран, все получали великую пользу и спасение души от назидательных его дел».

Еще одним из свойств монашества является независимость от светских властей, равноудаленность, а точнее равноприближенность ко всем, вне зависимости от общественного положения.

Однако влияние афонской традиции не означало простого копирования при отсутствии собственного взгляда. Русский духовный тип отмечен своими характерными чертами. Монашеское делание таково, что обеспечивает возможность творчества и развития каждого инока и на национальном уровне.


Афанасий Зоитакис, кандидат исторических наук




19 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.