Познай себя – и спасешься

Познай себя – и спасешься

Игум. Виссаорион (Великий-Остапенко) [*]

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Мы же стремимся с Господом примириться. Потому что как шаг – так и грех, как день – так и грех, а с грехом надо борьбу вести – укорять себя, осуждать себя, не доверять себе. У святых отцов сказано: «Познай себя и спасешься». Оказывается, чтобы спастись, надо познать себя: какие мы лукавые, какие мы ленивые, нерадивые. Сам уже живу на грани смерти – и все нерадение, и леность, и осуждение – словом, делом, помышлением, раздражением. Самый первый грешник – это я.

Иже веру имет и крестится – спасен будет, кто не имеет веры – осужден будет [1]. Поэтому веру надо иметь, и веру надо хранить, а себя укорять, осуждать, ругать.

Мне кажется, что я плохо спасаюсь. Мне кажется, что я не выполняю тех требований, которые [указаны в Евангелии]. Смерть приближается, а грехи – они же еще не оплаканы, – и словом, и делом, и помышлением, раздражением, нерадением. Нет любви к Господу Богу, нет любви к ближним.

Если помочь вам – хоть маленькую пользу принести советом своим... Так какой же я [помощник?] – самый грешный, самый окаянный, самый нерадивый, самый ленивый. Прошу святых молитв. Прошу вашей любви. Простите меня, окаянного. Может быть, последний день живу...

Как [раньше] спасались, как наследовали Царствие Небесное – подражали старцам, постникам...

Ой, дай Господи, чтобы не потерять веру. Иже веру имет и крестится – спасен будет, кто не имеет веры – осужден будет.

Бог гордым противится, а смиренным дает Свою благодать [2]. Чем гордиться? – Человеку нечем гордиться. Как шаг, так и грех. Как день, так и грех. И если будем это сознавать и себя укорять, себя осуждать, себе не верить: бойся себя – бойся греха; и постоянно просить: «Господи, ими же Ты веси судьбами, спаси меня, грешника», – вот это, я думаю, будет полезно. Какими только знаешь судьбами. Гордеца спасает смирение – а гордиться-то нечем. Бойся себя – то есть, себе нельзя верить. Укорять, осуждать, не любить себя – да. Просите, и дастся; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется. Короче говоря – читай книги, и спасешься.

Мы же не совершенные, на каждом шагу падаем... А не познаем себя – и не спасемся. Познай свою немощь, свою любовь к стяжанию, к грехам, к греховному. Если чистосердечно, то – как шаг, так и грех, как день, так и грех. Но нет такого греха, чтобы Господь не простил. Только нам самим надо стараться. Просите, и дастся; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется. Укорять, осуждать, не любить себя. Ненавидеть себя. Если будем поступать так, то [будем спасаться]. Конечно, не сами мы спасаемся, а Господь нас спасает. А Бог есть Любовь. Вот это помните: Бог есть Любовь. И Любовь сильно держит нас в Своих руках, Любовь не отпускает нас от Себя.

Познаем, что мы слабые, немощные, что мы очень легко можем попасть в сети. Поэтому не зря же сказано: непрестанно молитесь. Непрестанно молитесь. А мы вот монахи. А разве мы, монахи, непрестанно молимся? Сколько ошибок делаем? Поэтому мы и нуждаемся все [в покаянии] – идем на исповедь. Когда хотим причащаться, идем на исповедь, и всегда себя виним, укоряем, осуждаем.

Слушаем мы, какие же подвиги несли святые! Какие ж подвиги совершали. И не один день, а много лет. А я – я еще не начинал. Мои годы уже к концу приближаются – и не одного доброго дела нет. Если послушаешь, какие подвиги совершали святые – необыкновенные! И может быть, это для того написано, чтобы мы познали и свои недостатки, и нерадение, и падения, и высоту подвигов, о которых сейчас читали. Так что – нечем похвалиться. Когда мой послушник читает, слушаю – ну, нечем похвалиться. Я живу в келии, меня не ругают, никто меня не обижает, молчат... В общем, я блаженствую. Я здесь блаженствую. Вопрос – а зачем? Зачем блаженствовать, когда предстоит смерть, когда предстоит за все отвечать. А я блаженствую. Вот в таком положении я нахожусь в данный момент. Никто меня не трогает, никто не обижает меня.

Бог гордым противится,
а смиренным посылает благодать

Сколько у нас недостатков – нет любви, ничего нет доброго. Познай себя и спасешься. Надо себя укорять и плакать. А если не плачем, не туда ведет дорожка. Бог гордым противится, а смиренным посылает благодать. Почему так сказано: «Познай себя и спасешься»? Действительно, если мы далеки от Бога, то тем более Он далек от нас. Если мы стремимся к Господу Богу, то познаем себя, какие мы есть, и укоряем себя, и осуждаем, и себе не доверяем. Бойся себя – бойся греха. Тут и молчание...

Мы преступники

– Батюшка, как не гордиться? Какую мысль иметь?

– Не гордиться... Сознавать, что мы окаянные, что мы великие грешники, что мы великие преступники.

Смири, Господи, нашу гордыню

Познай себя – и спасешься. Познать себя надо сначала, чтобы спастись. Гордость – временная. Зло старается победить добро. А у нас есть возможность, наоборот, не злом победить добро, а добром победить зло. Смирением можно победить гордость.

– А как достичь смирения?

Просите и дастся вам, ищите и обрящете [3]. Так что проси́те.

– Батюшка, а как надо просить?

– О-о, спаси меня Господи! Я окаянный, неразумный, лукавый, хитрый. Ты, Всемогущий Господь, помоги мне своей добротой, своею любовию! Потому что не зло вечно, а Господь! Любовь вечна. Смири, Господи нашу гордыню! Мы же гордые, а Бог гордым противится, а смиренным благодать посылает.

Иисусе Сладчайший, пощади

Познай себя – и спасешься. Познать надо, какой я грешный, нерадивый, ленивый, какой я противный. Иисусе Сладчайший, пощади меня грешного, спаси меня окаянного. И только об этом помышлять, чтобы никакие другие слова не лезли в голову. Чтобы только это [иметь в уме] – познай себя и спасешься. Только этого держаться. А всякие шутки, прибаутки, разговоры – все это не спасительно и не спасает нас. Я могу сказать и про себя – я же окаянный, да я еще и не начинал спасаться. Очень я далек от этого.

О самоукорении

Иисусе Сладчайший, Сыне Боже,
сыне Давидов, пощади мя падшаго

Читали преподобного Исаака, и Батюшка плакал.

Преподобный Исаак Сирин. Слово 20. Ежедневное напоминание о том, что всего нужнее, и что весьма полезно пребывающему в келии своей и решившемуся быть внимательным к одному только себе.

«Некто из братий написал сие и всегда полагал это пред собою, напоминал об этом себе и говорил: «Неблагоразумно изжил ты жизнь свою, человек посрамленный и достойный всякого зла; остерегись же хотя в этот день, оставшийся от дней твоих, прошедших напрасно без дел добрых и обогатившихся делами худыми. Не спрашивай ни о мире, ни о жизни в нем, ни о монахах, ни о делах их, ни о том, как они живут, как велико их делание, не заботясь ни о чем подобном. Таинственно исшел ты из мира, и считаешься как бы мертвым о Христе; не живи более миру и тому, что в мире, да предварит тебя упокоение, и будешь жить во Христе. Будь готов и вооружись терпением против всякого поношения, всякой обиды, осмеяния и порицания от всех. И все это принимай с радостью, как действительно того достойный; переноси с благодарением всякий труд и всякую скорбь, и всякую беду от демонов, которых волю исполнял ты; мужественно сноси всякую нужду, и что приключится естественно, и все горести. В уповании на Бога терпи лишение того, что необходимо для тела и вскоре обращается в гной. Желай все сие принимать в надежде на Бога, не ожидая ни откуда более ни избавления, ни чьего-либо утешения. Возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54, 23), и во всех искушениях своих осуждай сам себя, как виновного во всем этом. Ничем не соблазняйся, и не укоряй никого из оскорбляющих тебя; потому что и ты вкусил с запрещенного древа, и ты приобрел разные страсти. С радостью принимай горести, пусть они потрясут тебя немного; зато впоследствии усладишься. Горе тебе и смрадной славе твоей! Ибо душу свою, которая исполнена всякого греха, оставил ты, как неосужденную, а других осуждал словом и мыслию. Довольно, довольно с тебя этой, свиньям приличной пищи, какой доныне питаешься ты. Что общего с людьми у тебя, скверный, и не стыдишься оставаться в их обществе, проводя жизнь так неразумно? Если обратишь на сие внимание, и сохранишь все это, — может быть, и спасешься при содействии Божием. В противном же случае, отойдешь в страну темную и в селение демонов, которых волю исполнял ты с бесстыдным лицом. Вот засвидетельствовал я тебе о всем этом. Если Бог праведно подвигнет на тебя людей воздать тебе за обиды и порицания, какие держал ты в мысли и изрекал на них [4] во все время своей жизни, то целый мир должен быть занят тобою. Итак, перестань отныне, и претерпи находящие на тебя воздаяния». Все это напоминал себе брат каждый день, чтобы, когда придут на него искушения или скорбь, быть ему в состоянии претерпевать это с благодарностью и с пользою для себя. О, если б и нам с благодарением претерпевать постигающие нас бедствия и извлекать из них для себя пользу, по благодати человеколюбца Бога! Ему слава и держава во веки! Аминь».

– Батюшка, а вы что думаете?

– Я тоже согласен с написанным.

– Батюшка, это пример самоукорения? Поэтому вы советуете читать с самоукорением: «Я скотоподобный, я звероподобный, я бесоподобный», и думать, что «я хуже всех, грешнее всех», и себя ненавидеть, себя не любить?

Батюшка плачет.

– Батюшка, а вот святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что иноки какую-то часть времени посвящали этому деланию – самоукорению. Можно ли по четочкам читать: «Я скотоподобный, я звероподобный, я бесоподобный»? Это тоже умное делание? Это тоже молитовка?

– Да-да. И просить Господа, чтобы Господь нам дал и терпение, и смирение, и самоукорение.

– Батюшка, иногда видишь свои грехи, но не считаешь, что это такие уж сильные прегрешения – ну, как все; все согрешают, и я тоже. Что же я – святая, что ли? То не так, и это не так. А вот как, Батюшка, осознать, что ты грешник, что ты пред Богом грешник, что это мерзко и Господь скорбит о тебе? И как это прочувствовать? Одно дело просто произнести «я скотоподобный, я звероподобный, я бесоподобный», а другое – чтобы это действительно прочувствовать. Надо ли так?

– Надо! До слез!

– Крепко себя поругать, поукорять?

– Да.

– А Вы говорили «ненавидеть себя» – это то же, что сильно укорять себя?

– Ну, конечно, я думаю, что другого пути нет. Постоянно надо просить у Господа Бога: «Господи, смири мою гордыню». И это, мне кажется, не тщеславие. Познай себя и спасешься. То есть, себя укорять, себя осуждать, себе не доверять – это наш долг. У меня иногда так бывает – хочется посокрушаться, поплакать, а не всегда получается.

Слезы о грехах всегда нужны, необходимы. А их-то зачастую и нет. А когда бывают слезы, не допускать мысли, что ты уже чего-то достиг...

Нужна постоянная молитва,
постоянный плач

– Батюшка, у кого-то читали: «Кого мы любим, о том и думаем, и помышляем». Это значит, что по своим помыслам мы можем познать себя – кого мы любим. Если Господа любим – помышляем о Господе, тогда и непрестанная молитва есть у нас. А как такой навык стяжать, чтоб все время помышлять о Господе? Стяжать память Божию?

– Понуждать себя. Ну́ждницы (слав. – употребляющие усилие) наследуют Царствие Небесное.

– Батюшка, относится ли к познанию себя, когда мы повторяем и укоряем себя «я скотоподобный, я звероподобный, я бесоподобный»?

– Да, это так. Я помню эту молитовку. Надо, чтобы она постоянно была.

– А Иисусова молитва?

– Понуждать себя постоянно творить Иисусову молитву.

– Батюшка, то есть попеременно читать то Иисусову молитву, то себя укорять?

– Да, чтобы спасти душу, нужна постоянная молитовка, постоянный плач. А мы не плачем. Я про себя хочу сказать – что я не плачу. Мы забываем, что плакать надо. Постепенно забываем. А забывать никак нельзя. Забываем молитовку – забываем Бога.

– Батюшка, при монашеском постриге вручают четки и заповедуют постоянно творить Иисусову молитву. За это отвечать надо будет?

– Да, учитывая все это, надо подражать тем старцам, которые молились непрестанно, постоянно себя укоряли и осуждали. Бойся себя – бойся греха. А мы забываем об этом, и становимся не монахом плаксивым – потому что [монаху] надо постоянно плакать, укорять себя, осуждать себя. Забываем – и я забываю, и многие из нас. Забываем, что надо плакать.

«Бойся себя – бойся греха» – это забываем. А сначала ведь и старались, и приучали себя бояться себя и греха. А зачем и кому это сказано? И для чего это сказано? Для кого? Вспоминаю свои первые годы, первые дни в монастыре – мы боялись себя, боялись греха. А потом постепенно это забывается. Быстро забывается. Мы должны постоянно напоминать себе об этом и не выпускать из памяти – бояться себя. И как трудно, как трудно удержать себя. Помоги нам Господи помнить всегда: «Бойся себя – бойся греха».

Как себя не любить

– Батюшка, а как себя не любить? Вы разве себя не любите?

– Ну, плохо люблю.

– А как плохо?

– Ругаю себя, осуждаю, недолюбливаю.

– А как, чтобы не завидовать?

– Я как научусь, так скажу тебе... Себя укорять, себя не любить, ругать себя.

– И это поможет, чтобы зависти не было?

– Конечно, поможет. Если мы будем себя любить чрезмерно, то это не поможет. А если до нашего сознания дойдет, что мы нерадивые, ленивые, осуждаем, ближних не любим, а себя очень любим, [это ном поможет]...

Ругать себя по четкам

– Батюшка, Вы говорите, что можно ругать себя по четкам, – как это делать? Как правило исполняем по четкам, так и себя ругать?

– Я окаянный, я грешный, я недостойный, я самолюбивый, нет такого человека на свете, как я. Не четки молятся, а мы молимся. А четки только напоминают нам, чтобы мы молились, трудились в молитве, себя осуждали.

– Батюшка, чтобы приблизиться к Богу, надо себя укорять?

– Возненавидеть.

– Как же так: то Божественная Любовь, а себя возненавидеть? Себя считать за ничто?

– Да, да. Помысел пришел, что я лучше других, а потом стал познавать, что и там, и сям есть у меня недостатки. По милости Божией у меня находятся мысли и себя ругать, и себя осуждать.

– Батюшка, как нам поближе быть к преподобному Сергию?

– Просите и дастся, ищите и отверзется. Будем просить, будем молиться, будем прибегать с верой к преподобному Сергию, и он тоже нас не оставит. Помоги нам Господи.

Всех люби и всех беги

– А как Вы думаете, Батюшка, как исправиться?

– Глазами вниз. Не подниматься высоко, а себя укорять, осуждать, себе не доверять, бойся себя - бойся греха. А это, конечно, молодым особенно, тяжеловато.

– И так постоянно?

– Враг же постоянно душу хочет погубить. Поэтому надо смотреть вниз – бойся себя, бойся греха. А иначе враг может каждый день находить себе чад. Помоги Господи. «Очи в землю опусти, о грехах своих грусти». Если постоянно укорять себя, осуждать себя, то можно из прелести выйти. Прелесть – это же бесовское. Если чувствуешь – что я же слабая, я немощная, еще не уверенна в себе и на каждом шагу могу ошибаться. Надо помнить всегда и никогда не забывать: бойся себя, бойся греха.

– А ты, чадо, как живешь?

– Нерадиво, лениво я живу, Батюшка.

– Нерадиво – это я только [так живу]. А мне хочется, чтобы ты спаслась.

– А как спастись?

– Всех люби и всех беги. А себя укоряй, себя осуждай, себя недолюбливай.

– Батюшка, я еще люблю сладенькое покушать.

– А я как раз не любитель.

– А что же мне делать?

– Укорять себя.

– Можно кушать сладенькое и укорять себя?

– Да. Я окаянная, сластолюбивая, нерадивая, непослушная, гордая, немирная, [непрестанно согрешаю] и словом, и делом, и помышлением, и раздражением, и непослушанием.

– Батюшка, а если я буду кушать сладенькое и укорять себя, я буду тогда спасаться, исправляться?

– Дай Господи, чтобы ты спаслась.

– Если буду укорять себя, то отстану от этого сластолюбия?

– Да. Для меня в данный момент это очень легко. Вообще, если честно сказать, не имею привязанности к сладкому. А может, я ошибаюсь?

– А что же делать?

– Мне легко в данный момент – я не имею этих сладостей и не имею от них никакой радости.

Не своевольничать

Я считаю, что надо просить Господа Бога, чтобы Господь помогал. Не своевольничать. Своеволия избегать.

– А в чем здесь своеволие?

– Захотелось купить – и купил, захотелось покушать – покушал.

– Это своеволие?

– Да, своеволие. А надо избегать своеволия. Если, допустим, предложили что-нибудь вкусненькое – [принять], только с целью, что мы не хотим своевольничать.

– Батюшка, если предложили, то можно утешить их, а для себя стараться не покупать?

– Мы себя даже не знаем – [а сказано:] познай себя, и спасешься. А мы сами себя не знаем. [И надо] себя укорять, себя осуждать, себе не доверять, себя не любить, не своевольничать. Если, допустим, батюшка предложил что-то скушать – это уже не своя воля, а воля батюшки.

– От пирожных лучше уклоняться?

– Да. Сказано: привычка – второй грех. Бойся себя, бойся греха. То есть, нельзя своевольничать. Поэтому себя, свою волю – в сторонку.

Бессребреники

Бессребреники... Нет, вы ничего не знаете. Много у меня грехов и недостатков много.

– Нет, Батюшка, все равно у вас порядок. Вы одной рукой взяли, а другой стараетесь отдать. Вы все время проверку в келии делаете, чтоб у Вас лишнего ничего не было. Из продуктов стараетесь все раздать, чтобы не пропало, – просто кому-то отдать. А я принесу в келию, положу и забуду, потом еще положу и опять забуду.

– Я даже не удивляюсь, потому что привык к вашему стяжательству. Надо не прельщаться: ой, как бы и мне это [иметь]! А я не прельщаюсь. Наоборот, хочется, чтобы поменьше всего было, побольше отдать, побольше раздать. Помоги Господи.

– А почему, Батюшка, мне хочется, чтобы у меня побольше было? Думаешь: это тому пригодится, а это там понадобится. Особенно книги духовные. Хочется, чтобы у меня были все книги. Думаешь: и это прочитаешь, и то прочитаешь.

– Просите и дастся. Господь видит и желание наше, и недостатки наши. Помоги Господи. У каждого есть недостатки. Мы все немощные.

– Надо вести с этим борьбу?

– Бороться-то, конечно, надо. Потому что не сегодня-завтра расстанемся с этими вещами, и некоторых будут осуждать. Помоги вам Господи! Ну, познай себя – и спасешься. Мне почему-то не хочется много запасаться. Наоборот, хочется побольше раздать. Если хочешь, чтобы у тебя ничего не было, так старайся, заставь себя, чтоб у тебя ничего не было – оно же само не улетит.

– Чтобы в келии ничего из вещей не было?

– Да.

Не приобретать

– Батюшка, как надо жить, чтобы душу спасти?

– Действительно, с какой трудностью, с какой опасностью приобретается спасение! А мы мало думаем о своем спасении.

– А как надо думать?

– «Познай себя, и спасешься», – сказано. Действительно, накоплений всяких много, много лишнего и чего только нет у нас.

– Надо все лишнее раздать?

– У меня тоже не без ошибок. Но с Божией помощью можно взять себя в руки. Не приобретать то, что нам не нужно. Еще ведь есть сознание, что лишнее – это не полезно, не спасительно.

– А духовные книги?

– Да, они то же постепенно накапливаются. Прочитал – и отдай.

О помыслах

Они же не мои!

Помыслы, они же не мои, значит, легко их отогнать. Они ж не мои! А в голову лезут. По милости Божией они не мои.

– Батюшка, и как надо с ними поступать?

– С ними бороться не трудно, потому что они не мои.

– Батюшка, знаете, эти помыслы начинают запутывать. И ты запутываешься, а потом начинаешь расстраиваться. И думаешь, ну что же это такое? Это же не мое, а почему я причастна всему этому? Получается, что не отсекла сразу, стала размышлять, и все-таки оказалась причастна этим помыслам?

– Да, частично. Допустили мы [их в себя].

– Согрешаем все-таки?

– Это борьба. Мы же еще не побороли врага.

– Расстраиваться от этих помыслов или нет?

– Если они не мои, если я – не участник...

– То есть если Вы с ними не соглашаетесь?

– Да. И в таком случае бывает легко.

– То есть, мало ли что в голову придет? И вы их – в сторонку? А как Вы с ними, Батюшка, поступаете? Противоречите или внимания не обращаете?

– Внимания не обращать.

– То есть если помыслы приходят, но они не наши, что и думать об этом?

– Да-да.

О борьбе с помыслом чревоугодия

Я уже сыт был, поэтому больше не хотелось вкушать. Но потом еще другое блюдо принесли. И началась борьба: может быть, покушать, что принесли? а другой помысел говорил: ты уже досыта поел, и это тебе будет лишнее. Вот такая борьба была. Но я с Божией помощью не вкусил. Добрый помысел победил. А желание было покушать. Но я думал: я же сыт. Колебался до конца, но не поддался искушению, боролся. Один помысел говорил: только попробуй, а другой: ты ведь уже ел, ты можешь переесть. А переедать не хотелось.

– А почему переедать грешно?

– Господь заповедал, чтоб мы ко всему относились с любовью. Можно поесть лишнего, и от этого будет плохо, может рвота открыться. А это никому не угодно – ни Богу, ни нам... С Божией помощью я устоял. Внушение было попробовать, но я воздержался. Сначала враг внушает попробовать, а потом может внушить и покушать. Но я чувствовал, что сыт, а иначе мог бы не удержаться и попробовать.

Легко не осуждать, а осуждаем

Легко других осуждать; а себя – себя труднее осуждать. Я думаю: вроде бы не тяжело... Не судите, да не судимы будете [5], – будто бы легко [это исполнить], но кто знает... Допустим, я в этом не виновен, не грешен. Но один Бог без греха. Может быть, я как раз сугубо согрешаю, но не замечаю за собой грехов. Желательно не судить: не судите, да не судимы будете.

– Как это исправлять?

– Познай себя, и спасешься. Осуждение есть, нерадение есть, самолюбие есть, лукавство есть... Познаем себя, и оказывается, что мы окаянные, сугубо окаянные.

В мире скорбны будете.
Нуждницы наследуют Царствие Небесное

Бойся себя – бойся греха. Когда я с вами нахожусь и о скорбях слышу, так хочется избавить вас от скорбей... Но ведь не зря же сказано: в мире скорбни будете [6]. Мир этот – для скорбей. Иногда и хочется помочь, чтобы вы не скорбели, а радовались. Хотя сам я в несколько раз вас хуже... Но как сказано: нуждницы наследуют Царствие Небесное – те, кто понуждает себя. Понуждать надо себя, укорять... Не зря же сказано: бойся себя – бойся греха. И когда вы рассказываете свои скорби, так не хотелось бы, чтобы вы скорби терпели, я лучше хотел бы сам поскорбеть. В мире скорбны будете – это удел наш, но не надо отчаиваться.

– То есть когда упадешь, не отчаиваться – вставать надо, да?

– Да, падения – это наш крест. Действительно, всегда жалко вас. Я и сам не безгрешный. И были такие [скорби], попускал Господь и пострадать. Так что «в мире скорбни будете» – это сказано для всех нас. Не сказано же, что вот именно ты будешь скорбящая, или я буду скорбящий. Были и у меня ошибки. Ну, и слава Богу, Господь помогает. В мире скорбни будете, но Господь помогает претерпеть скорби. Претерпевый до конца, тот спасется [7]. Вот и не надо отчаиваться. Это надо запомнить и мне, и вам. Помоги Господи.


Источник: игум. Виссарион (Великий-Остапенко). «Исповедайтеся Господеви…»: духовные беседы. – Сергиев Посад, 2018. C 22-34.


Примечания

[*] Здесь приводится фрагмент из брошюры «Исповедайтеся Господеви…», содержащей молитвенные воздыхания, поучения и краткие беседы отца Виссариона. Они представляют собой расшифровку аудиозаписей бесед с Батюшкой, записанных в последние годы его жизни. Эти беседы чаще всего происходили непосредственно в келье о. Виссариона.

[1] Ср. Мк. 16, 16.

[2] Пет. 4, 6; Иак. 4, 6.

[3] Мф. 7, 7.

[4] В греч. тексте сказано: «на Него». Перевод: «на них» взят из прп. Паисия.

[5] Мф. 7, 1.

[6] Ин. 16, 23.

[7] Ср.: Мф. 10, 22; Мк. 13, 13.


17 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.