Почитание преподобного Сергия Радонежского в Ростовской земле XVI–XVII вв.

А.Г. Мельник (Ростов)

Особый интерес представляет история почитания преподобного Сергия Радонежского на его родине, в Ростовском земле, территория которой в XVI–XVII вв. соответствовала Ростовскому уезду. Имеющиеся достоверные источники умалчивают о подобном почитании в данной местности в XV в. Гораздо больше сведений по указанному вопросу до нас дошло от XVI–XVII вв. Одним из важнейших признаков устойчивого почитания любого святого в том или ином регионе является сооружение и функционирование посвященных ему храмов. Характерно, что в самом Ростове ни в XVI–XVII вв., ни в предшествовавшее время не возникло ни одной церкви во имя Сергия Радонежского. Совсем иная картина в данном отношении наблюдалась в окрестностях города.


Фото: ПМО "Спас"

Здесь имелось два значительных центра почитания преподобного Сергия – Троице-Варницкий и Борисоглебский монастыри. Первый из них согласно позднему преданию был основан на месте рождения святого. В обители, кроме соборного Троицкого храма, имелась и церковь Сергия Радонежского. Второй, по сообщению «Повести о Борисоглебском монастыре», составленной в середине XVI в., основан при непосредственном участии св. Сергия. Во второй половине XVI в. в монастыре существовала посвященная Преподобному церковь, очевидно, деревянная. Тогда особое почитание св. Сергия, посредством вкладов в эту церковь, зафиксированных в монастырской Вкладной и Кормовой книгах, демонстрировал московский думный дворянин Роман Михайлович Пивов.

Свидетельством того, что активное почитание Преподобного в том же монастыре продолжалось и в XVII в., стало строительство в 1679 г. над его Святыми воротами большой каменной пятиглавой церкви во имя Сергия Радонежского, которая явно доминирует в общей композиции ансамбля. Именно ее, в первую очередь, видит всякий, кто подъезжает к монастырю со стороны Ростова.

По данным писцовых книг и других документов в XVI–XVII вв., самостоятельные и придельные храмы Сергия Радонежского существовали в следующих селах и погостах Ростовского уезда: село Воронино, Воскресенский погост на реке Сотьме, село Ильинское, село Мосейцево, погост на Гоньковском вражке, село Погост на реке Луге, село Подцубное. Это последнее принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. Владельцами Мосейцева были представители московского знатного рода Сабуровых, Воронина – князья Трубецкие, Ильинского – князья Хованские, Погоста на Луте – Татищевы, земель погоста на Гоньковском вражке – клир его церкви и вотчинники Шамшевы и Молчановы, Воскресенского погоста, – преимущественно, клир его церквей.

Как видим, большинство перечисленных владельцев относилось к московской знати. Надо полагать, именно они являлись инициаторами строительства Сергиевских церквей в своих вотчинах. Из сказанного следует существенный вывод: в качестве важнейшего проводника почитания преподобного Сергия в Ростовской земле выступала московская знать, рассматривавшая его как «своего» святого.

Важным источником по истории почитания святых являются их иконописные и другие изображения. Целый ряд подобных памятников свидетельствует, что в первой трети XVI в. в Ростове и его окрестностях сложилась своеобразная традиция совместного почитания ростовских и московских святых. Она активно развивалась вплоть до конца XVII в. На указанных иконах, фресках, шитых церковных облачениях представлены в различных сочетаниях единой группой ростовские и московские святые. Среди последних, как правило, изображался преподобный Сергий. И хотя формально он считался не московским, а радонежским святым, тем не менее в представлении ростовцев он выступал как представитель именно московской святости.

Источник: V Международная конференция. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России / Тезисы докладов. – Сергиев Посад, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, 2006.


31 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.