Пасха. Светлое Христово Воскресение. История праздника

Пасха. Светлое Христово Воскресение. История праздника

Пасха Христова — торжество из торжеств. В своем Слове на Пасху св. Еиифаиий Кипрский говорит: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он сос­тавляет для всего мира ТОРЖЕСТВО ОБНОВЛЕНИЯ И СПАСЕНИЯ. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзаю­щей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Св. Григорий Богослов в своем 45 Слове на Пасху го­ворит: «Ныне спасение миру, — миру видимому и неви­димому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершае­мые, сколько солнце превосходит звезды».

Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветно­го праздника Пасхи, который, в свою очередь, так наз­ван был от еврейского слова «пасах» («проходит мимо»), для обозначения того события, когда при исходе евреев из Египта и египетского рабства, Ангел, погубивший еги­петских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» полу­чило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:

«...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия»1.

В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад - «яко восхотел», нисп­ровергнул смерть - «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.

Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессме­ртным и славным, имеющим жить вечно новой, духов­ной, небесной жизнью. Сломив смерти врата (тверды­ню), Христос проложил стезю, показал путь к жизни и открыл дверь бессмертия...


История праздника

Праздник Пасхи установлен уже в Апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествую­щую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреб­лялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, то есть Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти на­именования считаются вышедшими из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седми­цы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А За­падная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый день пос­ле весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существо­вали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на кото­ром было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля [1], чтобы христиа­нская Пасха всегда праздновалась после иудейской.


Цит. (в сокращении) по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике для 3-го класса. - Загорск. Лавра. Академия, 1984. С. 355-392.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Пасха. Светлое Христово Воскресение. Избранные статьи, лекции. Издание второе. - М., Самшит-издат, 2004. 


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Здесь и далее даты приводятся по старому стилю.


STSL.Ru


19 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.