«Он явился многим…»

«Он явился многим…»

После Своего Воскресения из мертвых Христос «явился Кифе, потом – Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили; затем явился Иакову, потом всем апостолам; а после всех явился и мне, словно недоноску» (1 Кор. 15:5–8), – писал ап. Павел. Упомянутые здесь получили от Господа преимущественный опыт – действительное, физическое явление Воскресшего Христа. Когда они увидели Воскресшего Христа, они узнали в Нем того же Иисуса из Назарета, за которым они (за исключением Павла) следовали до Его Распятия, и все поверили. Таким образом, они смогли подтвердить свидетельство женщин, обнаруживших пустую гробницу, и восприняли апостольскую миссию идти и проповедовать Воскресение Христа из мертвых.

Относительно Павлова списка тех, кому явился Воскресший Христос, отсутствие женщин представляется поразительным фактом. Все четыре Евангелия особо упоминают Марию Магдалину, наряду с присутствовавшими с нею женами, как первую, кто обнаружил пустую гробницу и встретил Воскресшего Христа. Это, несмотря на то, что ее имя и имена других жен не включены в начальную керигму [1], наиболее полный список свидетелей явлений Христа после Воскресения, который мы имеем.

Наиболее вероятная причина их отсутствия в керигме – это то, что она была написана в форме официального документа, официального изложения центральных событий жизни Христа, и таким образом требовала официальных свидетелей. В то время, когда она писалась, такими свидетелями должны были быть мужчины, а не женщины. Составление керигмы соответствовало юридическим требованиям того времени, которые исключали женщин из списка юридически приемлемых свидетелей [2]. В этом случае мы можем предположить, что эти имена были опущены не потому, что Воскресший Христос им не являлся, и не потому, что апостол Павел не знал о посещении ими гробницы в первый день Пасхи, но потому, что ранняя Церковь выбрала среди свидетельств лишь те, к которым не было бы претензий с юридической точки зрения. Хотя женщины не упоминаются в керигме, на их свидетельства ни в коем случае не бросается какая-либо тень сомнения, не умаляется достоверность и правдивость сообщений Евангелий, которые предоставляют женщинам выдающуюся роль в событиях первого воскресного дня Пасхи.

В сообщении ап. Павла упоминаются два важных имени – Петра (Кифы) и Иакова – и затем Павел добавляет свое собственное. Петр, как представитель учеников, был первым, исповедавшим то, что Иисус является Мессией, или Христом (Мк. 8:27–30), и Петр же был первым среди них, кто стал официальным свидетелем Воскресения. Основополагающее утверждение «Он явился Кифе» (1 Кор. 15:5) подтверждается Евангелием от Луки, в котором в части, называемой «Евангелием Воскресения» записаны события «первого дня недели» (Лк. 24:1). Два ученика, после того, как они видели Христа по дороге в Эммаус, вернулись в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать и тех, что с ними, которые говорили, что «Господь действительно восстал и явился (ὤφθη) Симону» (Лк. 24:34). Роль руководителя, которую играл ап. Петр в ранней христианской общине в Иерусалиме, не имела бы разумного объяснения, если бы ему не явился Иисус. Петр отрицался Христа, но явление ему, согласно некоторым отцам, ознаменовало окончание его отчаянного положения. Христос явился Петру, чтобы утешить его. Как древние, так и современные толкователи указывают, что власть Петра в ранней Церкви не была результатом его собственной силы и прямодушия, но коренилась в его встрече с Воскресшим Христом.

Иаков, который следует за Петром как глава Церкви в Иерусалиме, подобным же образом получил это положение не силой своей личности, но потому что Христос явился также и ему. Этот Иаков даже не был из числа двенадцати. Он известен нам как «брат Господень», а во время общественного служения Иисуса Его «братья» (или двоюродные братья) даже не верили в Него (Ин. 7:5). Вне свидетельств керигмы в 1 Кор. 15:7 у нас нет подтверждений явлений Христа Иакову.

Третьим человеком, который упоминается в изложении керигмы, является сам Павел. Христос явился ему «последнему», и так как случай Павла отличается от других, мы рассмотрим природу, характеристики и значение этого явления в следующей главе.

После явления Петру Христос открылся одиннадцати, как об этом неоднократно свидетельствуют Евангелия (Лк. 24:36–53; Ин. 20:19–23; Мф. 28:16–20). Затем Он явился «свыше чем пятистам братиям» (1 Кор. 15:6), о чем мы не имеем никаких других ссылок. Некоторые толкователи думали, что это явление представлено в Деян. 2, в рассказе о Пятидесятнице, но это предположение является чисто умозрительным. Единственный общий элемент между явлением после Воскресения пятистам и Пятидесятницей – это большое количество людей, вовлеченных в оба эти случая. Более того, никакие сообщения о явлениях после Воскресения не предполагают, что свидетели имели харизматический опыт, напоминающий опыт, сопровождавший схождение Святого Духа на Пятидесятницу. Отсюда мы должны предположить, что 1 Кор. 15:6 и Деян. 2 являются не двумя разными сообщениями об одном и том же событии, а относятся к двум разным событиям периода после Воскресения.

Уникальна роль Петра и других, которым явился Христос и которые стали официальными апостольскими свидетелями Воскресения. Никто не может отнять у них это преимущественное положение. Им была вверена апостольская миссия, и все, принявшие и уверовавшие по их свидетельству, разделяли с ними ту же веру.

Источник: Кесич. В. Перв. день нов. творения. Воскресение и христ. вера. К.: Пролог, 2006. – С. 93-97.

Примечания

[1] Слово κήρυγμα означает возвещение, извещение, объявление, а также приказ, распоряжение. Все это в древних обществах объявлялось правителями через глашатая (κῆρυξ). В новозаветной литературе оно традиционно переводится как «проповедь». Однако его первоначальный смысл затемнился ассоциациями с «проповедью» как наставлением, поучением, поэтому при таком использовании представляется более уместным буквальное употребление этого термина.

[2] В иудаизме женщина не была уполномочена свидетельствовать, так как из Быт. 18:15 делалось заключение, что она лжец. Ее показания были приняты лишь в нескольких исключительных случаях, и именно в тех случаях, когда приемлемыми были и свидетельства рабов из язычников. В противоположность такому фону можно оценить существенно отличное отношение к женщинам, которое демонстрирует Спаситель.


24 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.