Образ преподобного Сергия в церковном искусстве Казанского края XVI-XIX веков

Участие Троице-Сергиева монастыря в присоединении Казани к Московскому государству в середине XVI века известно как «царское богомолие». Подмосковный монастырь как один из крупнейших землевладельцев  прилагал большие усилия для скорейшего духовного «освоения» новых восточных земель государства.

Троицкие святыни были принесены в русскую крепость Свияжск (Ивангород Свияжский) летом 1551 года. Одна из первых привезенных на казанскую землю икон, ставшая чудотворной, - храмовый образ преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре Свияжска, список с иконы из Троице-Сергиевой лавры (ныне в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани). 

Образ преподобного Сергия Радонежского из Свияжского Троице-Сергиева монастыря, 
церковь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани

Летом 1552 года, перед взятием Казани, царь Иван Васильевич останавливался на несколько дней в Свияжске. В четверг 18 августа он посетил собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы и после литургии приложился к храмовой иконе и «к чюдотворному образу Сергия чюдотворца». Казанские походы способствовали созданию многих икон преподобного Сергия Радонежского, в том числе особого свойства, таких, упоминание о которых расширяет наше представление об иконных изводах и формах почитания святого в основанном им монастыре. Известно, что перед взятием Казани 2 октября 1552 года царь в своей палатке молился «чюдотворцову образу стоящу, еже з живаго светилника Сергиа начертана» - т.е. перед иконой, которая была создана (или скорее всего повторяла) прижизненный образ преподобного. К сожалению, судьба ее неизвестна, возможно, она вернулась вместе с царем в столицу, не оказав непосредственного влияния на почитание преподобного в Казани.
До наших дней дошла лишь чудотворная свияжская икона преподобного Сергия, а также письменные и изобразительные данные о том, как выглядел ее старинный убор. Память об участии Троице-Сергиева монастыря в деле покорения и освоения Казанского края отразилась хотя бы отчасти в чудесах преподобного, явленных местным племенам еще до строительства крепости в Свияжске (согласно сведениям «Казанской истории»). Из писцовых описаний Казани и Свияжска 1560-х годов известны и другие изводы, связанные с образом преподобного, например, «Пречистая Сергиево видение», пядничные иконы преподобного Сергия, иконы с изображением преподобного Сергия и Николая Чудотворца «на одной иконе». Иконы с изображением преподобного Сергия находились и в деревянных храмах во имя преподобного Сергия Радонежского и Святой Троицы, поставленных Троице-Сергиевым монастырем на территории казанской крепости; позднее судя по описи Троице- Сергиева монастыря 1641 года, видимо, при перестройке церквей в камне изменился и состав храмовых икон в т. ч. с образом преподобного Сергия. Однако среди его икон судя по прикладу продолжала находиться как чтимая святыня икона преподобного, написанная по всей видимости еще в середине XVI века и украшенная с особым благоговением после взятия Казани.
Среди памятников чрезвычайно важности следует отметить два небольших фресковых «ансамбля»: композицию Святой Троицы с преподобными Сергием и Никоном по сторонам на внешней стене теплой каменной церкви во имя преподобного Сергия в Свияжском Троицком монастыре (сохранилась внутри пристроенной каменной двухэтажной паперти с лестницей XVIII века), видимо, созданную при перестройке храма в камне в 1604 году; и похожую по иконографическому составу роспись в каменной церкви Сергия в казанском Кремле, видимо, созданную уже позднее.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского Свияжского Троицкого монастыря

Для казанской земли в более позднее время особое значение сохраняла чудотворная икона преподобного Сергия из Сергиевской церкви Троице-Сергиева монастыря в Свияжске. С конца XVIII века на его территории расположился женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи. Монахини создавали в иконописной мастерской повторения чудотворной иконы, чрезвычайно близко к стилю и образу середины XVI века. Известна одна такая икона-копия, хотя не исключено, что их могло быть создано немало, поскольку монастырь имел иконописную мастерскую. Сама же чудотворная икона продолжала оставаться святыней и сокровищем в женском монастыре, как прежде была в мужском и стала одной из поклонных икон в новом каменном соборе во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости (освящен в 1906 году). При восстановлении собора уже в начале XXI века ее место заняла современная икона-копия, воспроизводящая икону из собрания Троице-Сергиева монастыря.

М.А. Маханько
Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. - М.: МАКС Пресс, 2013. С. 65-68


22 января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.