О времени рождения преподобного Сергия

В год «Ахмыловой орды» [1], как говорит «Житие препо­добного Сергия», в семье ростовского боярина Кирил­ла родился сын Варфоломей. Потому одной из воз­можных дат рождения преподобного Сергия считается 1322 год, отмеченный в летописях как год появления на Руси посла Ахмыла. Но на самом деле год рождения преподобного Сергия представляет собой историческую загадку, не разре­шенную, а лишь загаданную пространным витиеватым пове­ствованием Епифания Премудрого. Написанное Епифанием «Житие...» нельзя рассматривать как протоколирование жиз­ни преподобного Сергия. Не называя точного времени, Епифаний использует различные хронологические привязки, которые не согласуются между собой. Так, о рождении Сер­гия он пишет, что произошло оно в царствование императо­ров византийских и цареградских патриархов. Однако даты пребывания их на престолах и кафедрах не могут быть даже близко соотнесены с детскими годами Преподобного. Ошиб­ка исправлялась как раз привязкой к правлению русских кня­зей и митрополитов, историческим событиям, в которых Епифанию было запутаться сложнее, чем в датах царствования и патриаршества лиц, весьма далеких от него территориально и во времени. Все это дает повод для ученых разномыслий относительно года рождения Сергия Радонежского.

img_128 - копия.jpg

Крещение младенца Варфоломея. Рукописное лицевое "Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI в.

Разночтение в определении дат рождения Преподобного основано в первую очередь на разногласии источников. Епифаний Премудрый работал над двумя повествованиями о жиз­ни троицкого игумена. Более раннее, законченное около 1412 года, называлось « Похвальное слово Сергию Радонежскому» [2]. Второе (1418 г.) — собственно «Житие...». Житие доведе­но Епифанием только до середины. Закончено оно было уже младшим современником Епифания — Пахомием Логофетом (работа над продолжением «Жития...» началась в 1438 г.).

В «Похвальном слове...» сказано, что преподобный Сер­гий прожил семьдесят лет. Но в «Житии...» встречается дру­гое число — семьдесят восемь лет. Соответственно, используя точную дату преставления преподобного Сергия (25 сентября 1392 г.), и определяют год его рождения — либо 1322-й (если принять, что он прожил семьдесят лет), либо 1314-й (если более достоверным считать срок его земной жизни в семьде­сят восемь лет).

Выбрать из двух источников наиболее «авторитетный» сложно. С одной стороны, «Похвальное слово...» написано рань­ше, и приоритет мог бы быть отдан ему. Но рукописи «Похваль­ного слова...» дошли до нашего времени в списках более позд­них, чем законченное Пахомием Логофетом «Житие...». Здесь чаши весов уравниваются. К тому же именно «Житие препо­добного Сергия» в редакции Пахомия зафиксировано церков­ной традицией.

Вообще, механический подход — «чем древнее, тем и вер­нее» — весьма условен. Церковное творчество, в том числе и агиографическое, соборно. В церковной среде погрешно­сти первописателя могут быть скорректированы его млад­шими современниками, получившими и другие более точ­ные или пространные сведения от иных очевидцев событий. Поэтому строго принять какую-то одну точку зрения сложно. К примеру, автор фундаментальной «Истории Русской Церк­ви» митрополит Московский Макарий (Булгаков) не дерз­нул выбрать один из двух вариантов и осторожно написал, что преподобный Сергий родился «около 1320 года» [3].

Данные Епифания могут быть сопоставлены с параллель­ными историческими сведениями. Так, он ссылается, как уже упоминалось, на год прихода «Ахмыловой рати», т. е. 1322-й. Однако теперь сложно понять, была ли эта хронологиче­ская привязка основана на воспоминаниях людей, поведав­ших преподобному Епифанию о детстве Варфоломея, или же его собственной догадкой. Родные могли помнить, что в год рождения Варфоломея приходила некая орда. А Епифаний мог уже сам соотнести эти сведения с одним из самых извест­ных татарских нашествий на Русь, украсив, таким обра­зом, повесть историческими подробностями. Об этом можно судить по тому, что при упоминании Ахмыловой орды Епифаний уточняет: рождение преподобного Сергия пришлось на время пребывания на кафедре константинопольского патри­арха Каллиста. В действительности же годы патриаршества Каллиста никак не сопоставимы с годами младенчества Вар­фоломея: 1350—1353 (первое патриаршество) и 1355—1362 (второе патриаршество). И упоминание Епифанием о време­ни правления «благочестивого императора Андроника» ниче­го не проясняет. Императоры Андроник II и Андроник III пра­вили последовательно с 1282 по 1328 год и с 1328 по 1341 год. Можем только определенно сказать, что преподобный Сергий родился в годы правления Андроника II. При этом патриарх Каллист взошел на Цареградскую кафедру уже после смерти обоих императоров.

img_130 - копия.jpg

Крещение младенца Вафоломея. Рукописное лицевое

"Житие преподобного Сергия Радонежского". XVI в.

Учеными предпринимались попытки выяснить причины такой несуразицы в тексте. Высказано предположение [4], что Епифаний пользовался источником, в котором в годы правле­ния Каллиста при буквенной записи закралась ошибка, и 6858 год стал 6828 (е заменилась на к), т. е. писатель мог заблуж­даться в том смысле, что, по его неверным сведениям, Каллист патриаршествовал с 1320 (6828) года. Однако попытки эти сложно признать до конца удовлетворительными, посколь­ку ученые явно стремятся «подогнать» ошибку под искомый ответ и не видят более естественной причины.

Справедливости ради следует заметить, что ошибка с года­ми правления патриарха Каллиста с очень малой долей веро­ятности могла быть плодом заблуждения самого преподобно­го Епифания Премудрого. Для Епифания патриарх Каллист не был абстрактной фигурой легендарного прошлого, о кото­рой он знал исключительно из испорченных переписчика­ми книг. Епифаний — его младший современник. И второе патриаршество Каллиста (1355—1362) он застал уже во впол­не сознательном возрасте. Имя патриарха Каллиста возгла­шалось за каждым богослужением и пройти мимо Епифания незамеченным не могло. Кроме того, он путешествовал по хри­стианскому Востоку. Существует предположение, что Епифаний был автором Троицкой летописи [5] — одного из самых полных источников по русской истории того времени. Лето­пись постоянно обращается к византийским событиям, обна­руживая соответствующую осведомленность ее автора. Сле­довательно, Епифаний не был хронистом-дилетантом. Все это говорит о том, что сам Епифаний не мог так сильно ошибаться и принять практически современное ему лицо за деятеля «древности». Логичнее было бы предположить, что эта ошиб­ка, а следовательно, и все остальные хронологические разъяс­нения и аналогии исходят от позднего правщика текста.

Учеными были выдвинуты версии согласования возрас­та преподобного по «Житию...» — семьдесят восемь лет — с семьюдесятью годами, фигурирующими в «Похвальном слове». Так, высказано предположение, что семьдесят восемь лет получились в результате ошибки переписчика одного из первых списков: союз «и», следовавший за датой 70, был при­нят за цифру — «и восьмеричное», т. е. й. Ошибка была рас­тиражирована в последующих редакциях «Жития...». Однако другие исследователи вполне резонно возражают, что таким же образом можно объяснить появление редакций с числом лет преподобного — 70, т. е. обратным путем первоначальное «и восьмеричное» стало союзом «и». Причем фраза читается в любом из вариантов без каких-либо логических изъянов.

Год рождения — 1314-й, получаемый вычитанием возраста в 78 лет из даты смерти Преподобного — 1392 год, также мож­но сопоставить с параллельными событиями — татарскими набегами. Летописи говорят, что в этот год тоже была татар­ская рать: приходил посол именем Аракчи [6].

Есть веские причины считать годом рождения преподоб­ного Сергия 1318-й. Такого мнения придерживался в сво­ем труде «Житие преподобного Сергия» архиепископ Никон (Рождественский). Он основывался на некоторых списках, согласно которым число лет святого Сергия было семьде­сят два, предлагая при этом собственную теорию появления в прочих списках числа семьдесят восемь путем трансфор­мации в него — по извиняющим невнимательных переписчи­ков причинам — схожести буквенного написания двух цифр. Такого же мнения придерживался и лаврский архимандрит Леонид (Кавелин), который, описывая бытие Лавры, указы­вает годом рождения 1319-й [7]. При этом он ориентируется на данные более раннего Епифаниевого труда — «Похвальное слово Сергию Радонежскому».

От себя же можем добавить: весьма вероятно, что рожде­ние преподобного Сергия пришлось именно на 1318—1319 годы, поскольку косвенно это подтверждается и другими дан­ными. Так, в 1318 году в Ростов тоже приходила татарская рать, предводительствуемая, правда, не Ахмылом, а «послом» Кончей. Причем приходила она именно в Ростов и нику­да больше, взяв его штурмом, как можем видеть из Троиц­кой летописи. Посещение Кончи запало в память ростовцам сильнее «Ахмыловой рати» уже потому, что Ахмыл [8] ограни­чился лишь сожжением дальнего пригорода Ростова — Ярос­лавля, пощадив при этом саму метрополию. Конча же «убил 120 человек у Костромы и потом взял весь Ростов ратью» [9]. В пользу 1318 года может быть и внутренняя хронологическая логика «Жития...». Варфоломей, согласно ему, был пострижен в монашество двадцати трех лет от роду (т. е. на двадцать чет­вертом году жизни). Между тем, как будет показано ниже, постриг не мог состояться ранее 1342 года. 1342 минус 24 — получаем 1318 год.

Житие преподобного Сергия дает возможность опреде­лить и день его рождения [10]. Если считать, что имя ему было наречено по святому, память которого праздновалась в день, когда над младенцем совершено крещение, то датой креще­ния следует считать день памяти святого апостола Варфоло­мея, вспоминаемого Церковью 11 июня.

«Житие...» говорит, что крещен младенец был по истече­нии шести недель после рождения, что соответствует прави­лу о крещении ребенка через сорок дней по рождении. По раз­ным системам подсчета эта дата приходится либо на 1-е, либо на 3 мая. Однако предпочтительнее говорить все же о 1 мая, поскольку это как раз шесть полных недель, соответствую­щих сорока дням по так называемому «исключительному» счету, когда срок начинает исчисляться со дня, последующе­го расчетной дате, и включает в себя полные, в данном слу­чае, сорок дней. Крещение же происходит по истечении пол­ных сорока дней — на сорок первый. То есть речь идет именно о шести неделях — 42 днях, включающих как дату рождения, так и дату крещения. Кроме того, более ранняя дата рождения логически предпочтительней еще и потому, что тогда и дата зачатия (минус девять месяцев) приходится не на дни Успен­ского поста, начинающегося 1 августа, хотя такие расчеты довольно условны.


Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. - М., Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.  


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] «Хощу же сказати времена и лета, в ня же преподобный родися: в лета благочестнваго преславнаго дрежавнаго царя Андроника, самодерж­ца гречьскаго, иже в Цариграде царьствовавшаго, при архиепископе Конь- стянтина града Калисте, патриарсе вселеньском, в земли же Русстей в кня­жение великое тферьское при великом князи Димитрии Михайловиче, при архиепископе пресвященнем Петре митрополите всея Руси, егда рать Ахмулова» (Клосс Б.М. Указ. соч. С. 297).

[2] См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 272-283.

[3] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Рус­ской Церкви. Кн. 3. - М„ 1995. С. 108.

[4] См.: Аверьянов К.А. Когда родился Сергий Радонежский // История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 2003 г. - Ростов, 2004. С. 241. Автор ссылается на работы М.В. Бибикова.

[5] См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 242-255.

[6] См.: Троицкая летопись. С. 355.

[7] См.: Никон (Рождественский), архим.//Жшш и подвиги преподобно­го и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//СТСЛ. 1904. С. 242.

[8] Некоторая путаница в соотнесении года рождения преподобного Сергия с приходом Ахмыловой орды может быть связана с тем, что поход Ахмыла упоминается в русских летописях также и под 1318 г. Составитель «Жития...» мог иметь в виду именно это обстоятельство.

Архиепископ Никон (Рождественский) в своем жизнеописании препо­добного Сергия указывал 1318-й как год его рождения именно по этой при­чине, хотя появление Ахмыла на Руси в этот раз не было связано с набегом, а потому не могло называться «ратью» или «ордой». Тем не менее это дает основание для предположений о возможности допущения поздними редак­торами текста «Жития...» ошибки, связанной с годами прихода на Русь посла Ахмыла.

[9] Троицкая летопись. С. 356.

По ростовским источникам имя посла было Кочка: «В лето 6826 прииде посол на Рус лют, именем Кочка, и уби у Костромы 100 и 20 человек и отто­ле шед, пограби Ростов и церкви разграби, а люди плени» (Полное собрание русских летописей. Т. XXIV. Языки русской культуры, 2000. С. 108; далее: ПСРЛ).

[10] См.: Аверьянов К.А. Когда родился Сергий Радонежский... С. 241.


STSL.Ru


10 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.