О Царстве Божием

О Царстве Божием

Братья и сестры, в прошлый раз мы беседовали о Евангелии от Матфея [*]. Я поручил тогда вам прочитать его, чтобы возобновить в памяти содержание этой священной книги. Не спрашиваю, выполнили вы это или нет, потому что привык, что студенты обычно редко выполняют задания, которые им даются, но если прочитали, то для душевного спасения хорошо, и это важно.

Напомню, что первые беседы наши были о том, как в целом евангелист Матфей изложил священное повествование о том, чему учил и что совершил Господь Иисус Христос. Говорили о том, как построено Евангелие, каков его план, последовательность повествования. Говорили о вводной части, в которой дается как бы общее содержание всего того, что впоследствии раскрывает евангелист Матфей. Говорили о той первой основной повествовательной части – учительной – о Нагорной проповеди, которая содержится в главах 5-й, 6-й и 7-й. И оставили на следующую беседу, то есть на сегодня, самую большую и, можно сказать, центральную, важную, важнейшую часть – учение о Царствии Божием, которое содержится в главах с 8-й по 25-ю. И поскольку год мы с вами завершаем этим последним воскресным богослужением, то я хотел бы и завершить коротко обзор Евангелия для того, чтобы на будущий год, Бог даст, оставить нам рассмотрение отдельных мест, которые требуют более глубокого в них проникновения. Итак, учение о Царствии Божием.

Вы помните, я говорил вам, что вторая половина 4-й главы содержит как бы общую характеристику того, что совершил, ради чего пришел Господь в мир: и ходил Иисус по городам и селениям, уча и проповедуя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие, Царство Небесное» (см.: Мф. 4, 17). Евангелист Матфей в отличие от других евангелистов употребляет выражение «Царство Небесное», в то время, как и Марк, и Лука, и Иоанн, и апостолы в своих писаниях чаще употребляют «Царствие Божие». Почему? Да потому, что евангелист Матфей писал свое Евангелие для иудеев. А для иудеев, в их высокомерном представлении, земное царство и являлось тем именно Царством Бога на земле, и никакого другого быть не могло. И вот для того чтобы избежать с самого начала повествования двоемыслия, евангелист Матфей и употребляет тождественное выражение – Царство Небесное. Вспомним, как в молитве Господней, которую записал евангелист Матфей со слов Самого Спасителя, мы молимся: «Да приидет Царствие Твое»; но это Царство искомое, а не данное. И высокомерное мнение иудеев ветхозаветных, что они уже находятся в Царствии Божием, возможно было лишь в том случае, если они исполняли закон Божий. Но Господь о них сказал: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23,13).

Итак, учение о Царстве Небесном, о Царстве Божием является центральной и главной темой, существом благовестия Христова, чтобы восстановить некогда созданное и осуществленное в прародителях – Адаме и Еве – то Царство Божие, ради которого и созданы человек и весь мир. Как же проповедовал это учение Господь? Напомню, как удивлялись те, кто слушал Его, ибо учил Он не яко же книжники и фарисеи. Что это значит? Книжники и учители еврейского народа фарисеи учили по читанному, по усвоенному, по-книжному. Господь же говорил Сам, давая людям Новый Завет. И Господь по Своему Божественному слову не только учил, но и совершал, ибо, как говорили очевидцы и слушатели, никогда человек не учил, как этот Человек, о Царстве Божием, пришедшем в силе (см.: Мф. 7, 29; Мк. 9,1): то были не слова, не призывы, а осуществление делом. И потому евангелист Матфей 8-ю главу своего повествования посвящает этой теме. Я еще раз оговариваюсь, что главы – это позднейшее деление. Евангелист Матфей не разбивал свое повествование на эти рубрики, но мы уже привыкли их так употреблять, чтобы удобно было цитировать.

Итак, 8-я глава о Царствии Божием. Начинается она с чуда. И дальше идут подряд несколько чудес: исцеление прокаженных, исцеление бесноватых, исцеление тещи апостола Петра, затем исцеление дочери начальника синагоги, исцеление слуги сотника – исцеления, чудеса, изгнания бесов. Для чего? Да, для грешного, для слабого человека, прежде всего, нужно доказательство того, что слово и дело неразделимы. Много было учителей в израильском народе, но часто многие из них оставались только словесными учителями. И вот потому в последних главах, в последних обличительных речах Господь говорит: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы возлагаете на людей бремена тяжелые и неудобоносимые; сами же не хотите поддержать хотя бы пальцем тяжесть их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо вы сами вожди безумные и слепые! А что получится, если слепой ведет слепого? Не оба ли упадут в яму (см.: Мф. 23, 13-33)? Итак, то, что проповедовал Господь, и то, что записали святые апостолы, было осуществлением Его благовестия, ибо Царство Божие явилось в силе. Первое, на что обращает наше внимание в своем повествовании евангелист Матфей, это то, что слова Господни были неразделимы с делом.

Напомню вам такой острый момент. Когда Христос в субботу исцелил человека с парализованной рукой и когда книжники и фарисеи, лицемеры, возроптали на Него за нарушение правила субботы («ничегонеделания»), Господь сказал им: лицемеры, вы запрещаете труд в субботу, а разве вы не нарушаете этого запрета ради ваших житейских нужд: отвязываете вола и осла и ведете напоить водой? Здесь же мог находиться и Закхей, начальник мытарей (которому Христос сказал, что и он – сын Авраамов) (см.: Лк. 19, 9), и женщина, которая была исцелена в субботу. Таким образом, Господь свидетельствует о Себе, говоря, что Сын Человеческий – господин субботы (Мф. 12, 8); Он утверждает Царство Божие Своим учением и деяниями; вот – новый закон, согласно которому все должно быть подчинено не мертвящей букве, а благу человека.

Второе, на что обращает внимание евангелист Матфей, – это исцеление расслабленного. Тот много лет страдал параличом и не мог ни подняться, ни позаботиться о себе. Близкие его, узнав, что чудотворец Иисус из Назарета находится в доме, взяли расслабленного на подстилке войлочной, на которой он лежал, втащили его на крышу (потому что через дверь пройти было невозможно) и через проделанное ими отверстие в кровле (она состояла из глины, камешков, прутьев, толченой травы) спустили подстилку с больным в дом. И Господь исцелил его со словами: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2); возьми постель твою, и иди (Мф. 9, 6). И вот тогда зароптали на него эти мнимые праведники. «Как это так: человек, и вдруг он говорит: прощаются тебе грехи твои. Как может человек прощать грехи?» И Господь сказал им: «Лицемеры, что проще сказать расслабленному: прощаются грехи или поднимись и иди? Ни то, ни другое не в вашей силе, но Я избрал именно это – сказать прощаются грехи, и потому встань. Вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, что Я не чудотворец только». Я расширяю слова Господа, что Он не только чудотворец и исцелитель, но и имеет власть прощать грехи. И это второе, что евангелист Матфей побуждает нас усвоить в строках этого повествования: что осуществление Царства Божия непосредственно связано с другим духовным действием – прощением грехов, исцелением человека, прежде всего внутреннего, а потом уже, как следствие, внешнего.

Итак, мы утверждаем, что Царство Божие пришло в силе, Царство Божие осуществлялось и в словах, и в делах Господа Иисуса Христа, Царство Божие было связано непосредственно с исцелением душевного устроения человека. Далее, когда вы будете читать, обратите внимание на то, как евангелист Матфей очень последовательно развивает свое изложение учения Спасителя после призвания Господом двенадцати учеников. В этом тоже особый и значительный смысл. Ранее Господь, подобно сеятелю, сеял зерна учения, щедро рассыпал Слово Божие. И вокруг Него собралось множество парода. Он накормил тысячи людей немногими хлебами. Он наставлял учеников, чтобы послать их на проповедь, со словами: идите и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 7-8). Он передает уже Свою силу ученикам: бесов изгоняйте, но ничего не берите за это – даром приняли, даром и раздавайте.

Итак, двенадцать учеников, названных апостолами (что по-гречески значит «посланники»), отправились с проповедью. Они пришли и радостно говорят: «Господи, по имени Твоему, только произносимому, и бесы нам повинуются». Христос им сказал: «Этому ли вы радуетесь, внешнему эффекту? Нет, радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Значит, не только сила, не только убедительные очевидные свидетельства дороги для тех, кто вступает в Царство Небесное. Важно то, что человек, таким образом, приобщается к Богу, действительно становится членом, гражданином, частью этого Царства.

И после этого Господь спрашивает их: «Ну, вот вы ходили по городам и поселкам, вы слышали мнение и обо Мне, и о себе; за кого же считают Меня, за кого принимают Меня люди?» Ученики, смутившись, отвечают: «Да по-разному: одни говорят, что Ты – Илия или кто-нибудь из древних пророков». – «А вы?» Еще большее смущение овладело учениками, они еще не отрешились от древнего иудейского представления, они ждали Мессию в славе, в величии, в блеске. А тут перед ними такой же, как и они, изможденный трудом, переходами, бессонными ночами их Учитель. И тогда Петр, старший по возрасту из первопризванных учеников, воскликнул: «Учитель! Ты – Христос, Который был нам обещан». И Господь ему сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не ты это сказал, но Отец Небесный внушил тебе эту мысль, это исповедание. И Я тебе скажу в ответ на это исповедание, которое ты произнес по внушению Отца Небесного, что на этом исповедании, на камне веры, создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Ты же назван будешь Петром, ты – часть этой каменной скалы» (см.: Мф. 16, 17-18).

Так совершилось первое исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим и первое Его утверждение, что Церковь Божия, как осуществление Царства Небесного, пришедшего в силе, утверждает новый порядок жизни, и новый мир, и новые отношения между людьми. И этот порядок нерушим и вечен, ибо нет силы, которая могла бы прекратить существование Церкви.

Мысль апостола Матфея постепенно возводит нас к изумлению от величия того, что происходит. Поистине, евангелист Матфей был глубокий и духовно опытный педагог. Он говорит людям о том, что более всего их убеждает и поражает, – о силе Царства Небесного. Начиная с 13-й главы, он раскрывает, что же такое Царство Божие, Царство Небесное. Разве это сила и мощь, которая все сокрушает, сметая все на своем пути, вербуя себе сторонников, создавая из них какое-то избранное отдельное общество? Нет. В 13-й главе, которая называется у богословов «главою притч», раскрывается тайна Царства Небесного. Царство Небесное, – говорит Господь ученикам, – подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-32). Это горчичное дерево на Востоке подобно по плодам нашему кавказскому инжиру, но инжир – дерево сравнительно небольшое, а горчичное дерево по кроне, по силе, по своему размеру подобно развесистым дубам с широкой кроной, только семечко у них маленькое. Господь далее постепенно раскрывает, что же есть Царство Божие. Он сравнивает Царство Божие с закваской, которую женщина, взяв маленькую часть, кладет в сосуд с мукой, и тесто вскисает, и получается хлеб. Он уподобляет Царство Божие сокровищу, скрытому на поле, морскому неводу, книжной сокровищнице; но преобладает все же образ прорастающего семени, из которого таинственно вырастает колосящаяся пшеница.

Таким образом, Царство Божие – это не физическая сила и не внешнее могущество, а внутренний органический рост, который становится доступен человеку, когда он трудится. Многие из нас видели на лубочных картинках сеющего человека, который идет с лукошком по взрыхленной пашне, бросая веером семена. Это своего рода иллюстрация к глубокомысленной евангельской притче о сеятеле, рассказанной Господом. Одно из семян попадает на камень или на каменистую почву; солнце пригревает, оно быстро проклевывается – и тут же погибает, потому что не имеет корня. Другое падает при дороге, где всегда летают птицы, склевывая все то, что оставляют путешественники; и это семя тоже погибает. Третье попадает в сорную траву, которая растет быстрее и сильнее, – и сорняки заглушают робкий росток. Когда же семя попадает в рыхлую влажную борозду, оно приносит плод и в сто, и в тридцать, и в пятьдесят крат, в зависимости от плодоносности почвы. И когда ученики, тогда еще мало подготовленные к проповеди, просили раскрыть смысл притчи, Христос им объяснил. Каменистая почва – это жестокое сердце, которое гордо воспринимает все и не принимает чужого мнения. Семя, упавшее при дороге, – это человек рассеянный, живущий многими заботами, второстепенными увлечениями. Приходит враг и похищает это посеянное семя. Семя, посеянное среди сорняков, – это грешное сердце, в котором так много всякой нечисти, что попавшее туда доброе семя заглушается очень быстро и гибнет. А семя, попавшее на благодатную почву, – это человек с сердцем добрым и благим, который воспринимает спасительную весть евангельскую и приносит плод в терпении.

Вот что важно, что особенно дорого нам. Господь не только показал силу Царства Небесного и вечность Церкви. Он указал, что не нужно обольщаться внешними знаками, не надо искать каких-то видимых удостоверений и знамений, чтобы тотчас по нашей молитве (как было обещано тем, кто имеет даже малое зерно веры) могли совершаться чудеса. Чудесный плод созидается в терпении сердцем добрым и благим. Вот в чем величие тайны Царствия Божия. И слава, и могущество человеческие временны, они проходят. Но сердце доброе и совершенное, сердце благовоспитанное, через трудолюбие духовное усовершенствованное до высокой степени, – такое сердце приносит достойный плод, приводит человека к Царству Небесному. Не силой и властью, не могуществом и блеском внешним – достойный плод созидается в терпении.

Перед крестными страданиями Господь произносит еще несколько речей, посвященных Царству Небесному, Царству Божию. Почему? Это речи, предупреждающие учеников. В этих беседах Христос обличает фарисеев и лицемеров: горе вам, что вы учите, не усваивая это жизнью. Он укрепляет учеников в вере Своим личным примером и явлением благодатной силы.

Возвращаясь утром после ночной молитвы, Господь был голоден и подошел к смоковнице, на которой должны были висеть прошлогодние плоды (см.: Мф. 21,19-21; Мк. 11, 20-23). Кто бывал в Крыму, знает, что инжир на голых ветвях сохраняет свои плоды; распускаются новые листья, а прошлогодние плоды еще висят. И вот подходит Он к смоковнице, чтобы найти прошлогодний (увядший, но еще сладкий) плод, а на ней нет ничего, только пышная листва. И тогда Господь изрек: отныне да не будет на тебе плода никогда. Конечно, Христос не хотел «наказать» это древо. Он лишь хотел показать ученикам, что слово Его и дело неразделимы, что бесплодное дерево недостойно жизни, что только тот, кто плод творит в терпении, тот приносит плод для спасения.

И дальше Господь продолжает предупреждать. Вспомним притчу о десяти девах (см.: Мф. 25, 1-13). Десять дев были высланы навстречу жениху, чтобы светильниками осветить ему дом брачного пира. Жених запоздал, вовремя не приехал. И эти девы, участницы праздничного торжества, как были в белых одеждах, в венках, со своими светильниками и лампадами, так и уснули, устроившись где-то у порога дома или у кустов, окружающих дом. Но пять из них оказались мудрыми и запасливыми. Они предусмотрительно взяли с собой по пузыречку масла (глупым и ленивым было все равно). Девы спали, а светильники горели. И вдруг в полночь в темноте раздался крик: «Жених, жених едет!» Встали мудрые девы, оправили свои светильники, подлили в них масла – и те вспыхнули ярким пламенем... А глупые говорят: «Слушайте-ка, у нас угасают светильники, коптить начинают; дайте нам масла вашего». – «Нет уж, – отвечают им мудрые девы, – если мы вам дадим, ни нам, ни вам недостанет на весь брачный пир; идите за маслом, пока еще не закрыты лавки». Но пока те ходили, пока купили и принесли, оказались закрыты двери брачного дома. Итак, сердцем добрым и благим совершаются добрые дела, они приносят плод в терпении, бесплодная смоковница подлежит уничтожению.

Ленивый и лукавый раб не войдет в Царство Небесное. Об этом сказано в притче о талантах. Хозяин, уходя из дома, оставил слугам (можно сказать, дал взаймы) для приумножения богатства таланты (слитки серебра или несколько пригоршней монет); одному слуге – пять, другому – два, третьему – один (см.: Мф. 25, 14-30). Те, которым хозяин дал пять и два таланта, приумножили их, запустив деньги в оборот; они принесли хозяину прибыль. А тот, который получил один талант, проявил нерадивость – спрятал его, опасаясь растратить и оказаться с голыми руками. Вернувшись, хозяин наградил двух слуг за предприимчивость, приумножившую его достояние. Нерадивый же слуга, возвративший хозяину свой единственный оставшийся под спудом талант, был наказан хозяином. Другую притчу, подобную этой, о разумном домоправителе, рассказанную евангелистом Лукой, Господь заключает следующими словами: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12, 47).

Итак, пусть эти слова послужат и для нас, братья и сестры, предупреждением. Мы все (кто от рождения, кто в зрелом возрасте), придя в Церковь, знаем волю Господа, Который ждет от нас сердца доброго и благого; Он ждет, что мы будем плод творить в терпении, что мы приумножим дар, который получили от Бога, – дар Святого Духа. А если кто ленится и не приносит плодов, тому будет худо.

Этими притчами завершается важный раздел, который мы называем учением о Царстве Божием. Далее следуют евангельские главы (26-27), повествующие о крестных страданиях Господа, Который принес Себя в Жертву; Он не только учил, но и делом подтвердил справедливость Своего учения. О страданиях мы говорим часто, и на Пассии, поэтому я не стану останавливать ваше внимание на пересказе этих событий: ни о Тайной Вечере, ни о суде во дворе первосвященника, ни о суде у Пилата. Не буду сейчас говорить и о Воскресении Христовом – краеугольном камне нашей веры и нашей жизни.

Кратко коснусь 28-й главы, которой завершается Евангелие от Матфея.

Ангел Господень возвещает женам-мироносицам о Воскресении Спасителя, сопровождая эту весть призывом: скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите (Мф. 28, 7).

Затем Сам Господь является мироносицам: Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не боитесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28, 9-10).

Пришло время проститься Господу со Своими учениками. Событие это совершилось на горе Елеонской. Сейчас там стоит на вершине горы русский монастырь, у которого самая высокая колокольня во всей Святой Земле. На колокольне этой висит колокол, пожертвованный из России и поднятый руками богомольцев на высокую крутизну без дороги по тропинкам.

И вот одиннадцать учеников в последний раз получают благословение от Христа перед Вознесением Его с Елеонской горы. Он благословил их со словами: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 18-20). Аминь.

Вот этими словами я и закончу.

27 декабря 1987 года


Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 287-296.


ПРИМЕЧАНИЕ

[*] Приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».


16 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.