О семье и роде преподобного Сергия

Житие упоминает о двух братьях преподобного Сергия: старшем Стефане, и младшем Петре. Если про Петра мы можем определенно говорить, что это крещальное имя, то со Стефаном такой уверенности нет. Стефан был рядом с преподобным и в монастыре, где его знали именно под этим именем. Соответственно, оно вполне может быть монашеским, и, скорее всего, именно так оно и есть.


Миниатюра из Лицевого жития преподобного Сергия Радонежского

<...> Синодики церквей Ростова дают нам более широкое, хотя и несколько смутное представление о семье и родственниках преподобного Сергия. Синодики ростовских храмов — Воскресенского и святого апостола Иоанна Богослова — имеют раздел «Род преподобного Сергия», в котором поминаются четыре имени: «схимонаха Илинарха, князя Андрея, Кирилла, Марии». Список этот почитается наиболее ранним и оригинальным. Высказывается предположение, что схимонах Илинарх — отец преподобного Кирилла и соответственно дед преподобного Сергия. Князь же Андрей — младший сын Ивана Калиты, в удел которого входил Радонеж. Однако сложно установить, какое непосредственное отношение упомянутые помимо Кирилла и Марии люди имели к преподобному.

Синодик Троице-Варницкого монастыря более пространен. Но, к сожалению, дошедший до нашего времени список относится лишь к началу XIX века. В роду преподобного Сергия этим синодиком упомянуты: схимонах Кирилл, схимонахиня Мария, Стефан, Климент, архиепископ Феодор, Петр, Матфа (Матвей), Екатерина, Анна, епископ Афанасий. С привычными именами Кирилла и Марии, Стефана и Петра все прозрачно, за исключением упоминания схимонашества. Вероятно, если сведения синодика точны, то можно предполагать, что Кирилл и Мария — крещальные имена, поскольку при пострижении в великую схиму обычно давались имена, тождественные крещальным. Остальные упомянутые лица требуют комментариев. Архиепископ Феодор — младший сын Стефана, при крещении получивший имя Иоанн. Климент также назван Епифанием как старший сын Стефана. Архиепископ Никон (Рождественский) полагает, что Екатерина — жена младшего сына Кирилла Петра, а Матвей — их сын. Анна —дочь Кирилла и Марии, жена Дюденя, упомянутого Епифанием в числе переселившихся с Кириллом из Ростова. В самом «Житии...» сестра Варфоломея упомянута косвенно — в списке переселившихся в Радонеж сказано, что «Дюдень — зять Кириллов». Б. М. Клосс, опираясь на описание хранившейся в Хотьковском монастыре древней семейной иконы Божией Матери «Знамение», полагает, что Екатерина и Анна — жены соответственно Петра и Стефана.

Остается епископ Афанасий. Известны два современных преподобному Сергию русских архиерея, носивших имя Афанасий, — волынский владыка, рукоположивший в Переяславле преподобного Сергия в игумены, и епископ Коломенский. Вероятно, имеется в виду Афанасий Владимиро-Волынский. Весьма неожиданно встретить его имя среди родственников преподобного Сергия. Во всяком случае, сложно объяснить присутствие его в этом списке среди прочих лиц, ни одно из которых не может служить поводом для сомнений в прямых родственных связях с боярином Кириллом. Логика поминального списка не дает оснований считать, что в него были внесены для помина, помимо родичей, имена благодетелей Преподобного, людей, сыгравших важную роль в его жизни. Полностью исключать такое положение нельзя. Но о епископе Афанасии Владимире-Волынском скажем несколько ниже, когда речь пойдет о рукоположении Сергия Радонежского в игумены.

Имя епископа Афанасия не единственный раз встречается рядом с именем преподобного Сергия и топонимами, с ним связанными. Собор Троице-Варницкого монастыря имеет придел святителей Афанасия и Кирилла. Освящение престолов одновременно в честь двух самых знаменитых предстоятелей Александрийской церкви IV-V веков не уникально для Руси, тем более что память их празднуется одновременно как единая «славословная» служба. Однако такое совпадение если и случайно, то примечательно. Например, древний кладбищенский храм в Радонеже тоже был освящен в память Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских. Если с уверенностью можно говорить, что освящение храма в память святителя Кирилла Александрийского связано с тем, что он был небесным покровителем отца преподобного Сергия, то особое почитание памяти святителя Афанасия в местах, где жил преподобный Кирилл Радонежский, может заключать в себе интригу.

Источник: Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.


6 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».