Непостижимость Божества

Непостижимость Божества

В старых книгах есть такое сказание: к одному ве­ликому подвижнику в пустыне пришел гордый мудрец и сказал: «Тебя зовут пророком и чудотворцем, о тебе говорят, что ты беседуешь с Богом. Покажи мне своего Бога». – «Хорошо, – отвечал пустынник, – но, прежде чем видеть Бога, взгляни на одно из Его бесчисленных творений – посмотри прямо открытыми очами на это солнце». Мудрец взглянул и тотчас же закрыл глаза, которые залились слезами. «Не могу, – сказал он, – смотреть на солн­це». – «Как же ты желаешь видеть Самого Бога, – заметил ему подвижник, – когда вот не можешь взглянуть на одно из дел Божиих из опасения, чтобы тебе не потерять зрения? Но солнце есть только слабый отблеск славы Божией. Иди же и кайся в своей гордости».

Как не может человек телесными очами прямо смо­треть на сияющее солнце, так не может он и умом своим постигнуть существо Бoжиe. Как солнце, отражаясь в малой капле вод, может быть доступно и нашему сла­бому зрению, так и Бог, являясь в образах, подобиях, видениях, открывал Себя свв. праотцам и пророкам. Но это были только образы, а не самое Существо Божие, непостижимое не только для ума человеческого, но и ангельского.

О блаженном Августине повествуется, что однажды он, утомленный трудом (он писал тогда сочинение о Пресвятой Троице), вышел на морской берег подышать вечернею прохладой. Погруженный в размышление о глу­бочайшей тайне Пресвятой Троицы, Августин вдруг заметил на берегу отрока необыкновенной красоты, который небольшою серебряною ложкою черпал воду из моря и выливал в маленькую ямку. «Что ты делаешь?» – спросил его Августин. – «Хочу вычерпать это море, – отвечал отрок, – и поместить его вот в эту ямку». – «Но это не­возможно!» – воскликнул Августин. – «Разумеется, невозможно, – сказал отрок, – но скорее я вычерпаю моею лож­кою эта море и вмещу его в эту ямку, чем ты своим умом проникнешь недоведомую тайну Пресвятой Троицы и вместишь ее в твою книгу»... Так сказал отрок и стал невидим. Так непостижима тайна Существа Божия для ума сотворенного.

Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 5 (65) май. – Аньер (Франция), 1953. С. 19-20.


26 июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.