Неделя Всех святых – престольный праздник Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой Лавры

Неделя Всех святых – престольный праздник Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой Лавры

Празд­ник из­ве­стен с кон­ца IV – на­ча­ла V ве­ков. Су­ще­ству­ет про­по­ведь свт. Иоан­на Зла­то­уста на па­мять «всех свя­тых, по все­му ми­ру по­стра­дав­ших», в ко­то­рой уже ука­зы­ва­ет­ся день празд­но­ва­ния ана­ло­гич­ный су­ще­ству­ю­ще­му в на­сто­я­щее вре­мя. Сре­ди пес­но­пе­ний прп. Еф­ре­ма Си­ри­на есть упо­ми­на­ние о празд­но­ва­нии в честь всех свя­тых.

Сту­дий­ский, а за­тем и Иеру­са­лим­ский Ти­пи­ко­ны окон­ча­тель­но по­ме­ща­ют празд­ник в честь всех свя­тых на первую неде­лю (вос­кре­се­ние) по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы. Та­кая по­сле­до­ва­тель­ность празд­ни­ков об­на­ру­жи­ва­ет их ло­ги­че­скую связь: свя­тые про­си­я­ли хоть и в раз­ное вре­мя и раз­лич­ны­ми по­дви­га­ми, но по бла­го­да­ти еди­но­го Свя­то­го Ду­ха, из­лив­ше­го­ся на Цер­ковь в день Пя­ти­де­сят­ни­цы.

В го­до­вом бо­го­слу­жеб­ном кру­ге пра­во­слав­ной церк­ви День всех свя­тых яв­ля­ет­ся по­гра­нич­ным:

  • За­кан­чи­ва­ет­ся пе­ри­од ис­поль­зо­ва­ния за бо­го­слу­же­ни­ем пес­но­пе­ний Цвет­ной Три­о­ди и на­чи­на­ет­ся пе­ри­од пе­ния Ок­то­и­ха.
  • На утрене Дня всех свя­тых на­чи­на­ет­ся чте­ние «стол­па» – по­сле­до­ва­тель­но­сти 11 вос­крес­ных Еван­ге­лий, рас­ска­зы­ва­ю­щих о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.
  • В по­не­дель­ник по­сле празд­ни­ка всех свя­тых на­чи­на­ет­ся чте­ние на ли­тур­гии По­сла­ния к Рим­ля­нам и Еван­ге­лия от Мат­фея (в пас­халь­ный пе­ри­од чи­та­лись Де­я­ния свя­тых апо­сто­лов и Еван­ге­лие от Иоан­на)
  • В этот же по­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся Апо­столь­ский пост, сме­ня­ю­щий сплош­ную (то есть без пост­ных сре­ды и пят­ни­цы) сед­ми­цу по Пя­ти­де­сят­ни­це.

На ве­черне празд­ни­ка чи­та­ют­ся три па­ре­мии, со­дер­жа­щие вет­хо­за­вет­ные ука­за­ния на сла­ву свя­тых: Ис. 43:9-14; Прем. 3:1-9; Прем. 5:15-6:3.

Чи­та­ю­щий­ся на ли­тур­гии от­ры­вок из По­сла­ния к Ев­ре­ям (Евр. 11:33-12:2) про­слав­ля­ет вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и на­зы­ва­ет их «об­ла­ком сви­де­те­лей», а со­став­ное еван­гель­ское чте­ние (Мф. 10:32-33; Мф. 10:37-38; Мф. 19:27-30) ука­зы­ва­ет на необ­хо­ди­мые при­зна­ки свя­то­сти («Кто ис­по­ве­да­ет Ме­ня пред людь­ми, то­го ис­по­ве­даю и Я пред От­цем Мо­им Небес­ным…Кто не бе­рет кре­ста сво­е­го и сле­ду­ет за Мною, тот не до­сто­ин Ме­ня…Вся­кий, кто оста­вит до­мы, или бра­тьев, или се­стер, или от­ца, или мать, или же­ну, или де­тей, или зем­ли, ра­ди име­ни Мо­е­го, по­лу­чит во сто крат и на­сле­ду­ет жизнь веч­ную»).

Гим­но­гра­фия празд­ни­ка изоби­лу­ет по­э­ти­че­ски­ми обо­ро­та­ми: свя­тые на­зы­ва­ют­ся «непре­лест­ны­ми све­ти­лами» (ка­нон утре­ни, песнь 3), «бо­же­ствен­ным об­ла­ком» (там же, песнь 6), «на­чат­ка­ми есте­ства» (кондак), «тер­пе­ли­во­душ­ны­ми» (сти­хи­ра на ли­тии); их кро­вью Цер­ковь укра­ша­ет­ся «баг­ря­ни­цею и вис­сом» (тро­парь); они «уяс­ня­ют цер­ков­ное небо» (ка­нон утре­ни, песнь 8), «доб­ро­де­те­лей свет­ло­стью» де­ла­ют зем­лю небом (сти­хи­ра на хва­ли­тех).

День Всех святых, отмечаемый в этом году Православной Церковью 23 июня, является престольным праздником Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой Лавры.


Тропарь Собору Всех святых, глас 4

Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Кондак Собору Всех святых, глас 8

Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
14 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.