Храм преподобного Сергия Радонежского у источника преподобного Сергия (возле д. Взгляднево)

От Малинников проселочная дорога ведет к источнику преподобного Сергия у д. Взгляднево (водопад Гремячий). По дороге в Киржач преподобный Сергий со своим учеником преподобным Романом ос­тановился на этом месте. По молитве преподобного Сергия на склоне горы забил источник.

 
Храм преподобного Сергия Радонежского у деревни Взглядово

Родники были в запустении и не обустрое­ны когда сюда впервые пришёл в 1954 г. Вла­димир Николаевич Епанечников (1896-1980?). Он очень лю­бил это место. Источ­ник взрывали, но Вла­димир Николаевич всё восстановил, устроил подходы. Он родился в г. Александрове Владимирской губернии в семье весьма уважаемого в городе Николая Васильевича Епанечникова, с 1912 г. купца II гильдии, и его жены Елены Ивановны. В семье было 10 детей. Николая Васильевича пре­дупредили заранее, что его собирается арестовать и расстрелять ЧК. Он отвечал, что ни в чём не виноват, у него большая семья, и он не верит, что его могут арестовать. Николай Васильевич был арестован и после утверждения приговора губернским ЧК расстрелян в 1918 г. Обвинительным документом в деле был его послужной список-длин­ный перечень должностей, которые Николай Васильевич исполнял безвозмездно: член попечительного совета богадельни, попечитель церковно-приходской школы. Он активно работал в земстве: был глас­ным уездного земства, членом ревизионной комиссии уездного зем­ства, уездного по воинской повинности присутствия, раскладочного по промысловому налогу присутствия, членом уездного Общества трезвости, многих комитетов и попечительств по помощи армии во время Первой мировой войны. В 1993 г. реабилитирован и признан жертвой политических репрессий. После расстрела мужа Елена Ива­новна Епанечникова переехала в г. Сергиев к своей сестре Анне Ива­новне (ул. Бульварная, 7), а после её смерти - к своей дочери Алек­сандре в Москву. В Москве же обосновался и Владимир Николаевич. До революции он учился в Москве, в Коммерческом институте имени цесаревича Алексея. Жил он недалеко от Даниловского кладбища на улице Лестева. С детства был глубоко верующим и веру сохранил до самой смерти. Веры не скрывал, носил на груди большой крест, за что и пострадал при советской власти. В его квартире в Москве, в районе Шаболовки, через окно были видны разноцветные огоньки лам­падок, которые затепливал Владимир Николаевич перед иконами. Он был прихожанином храма на Даниловском кладбище, на этом клад­бище по его просьбе и похоронен. В церкви постоянные прихожане знали его любимое место, где он обычно стоял во время богослуже­ния - напротив алтаря у колонны. Он часто ездил в Троице-Сергиеву Лавру, был в молитвенном общении с её монахами. Выйдя на пен­сию, он все свои силы посвятил святому источнику. До 1971 г., то есть 17 лет, пока возраст и болезни не лишили его физических сил, он работал над благоустройством источника. Целебную силу воды от­сюда испытала его мать. У Елены Ивановны началось рожистое вос­паление ног. К врачам она обращаться не хотела. Лечил её сын свя­той водой из источника. Болезнь быстро прошла. Невдалеке от ис­точника стоит часовня, у которой Владимир Николаевич часто отды­хал. Он был учёным, ещё до войны закончил геологоразведочный и железнодорожный институты. Как специа­лист, изучал свойства воды, за свой счёт сде­лал её химический анализ. В ней оказалось много радона, больше, чем в воде извест­ных источников Пятигорска. Владимир Ни­колаевич обращался в Минздрав с предло­жением построить здесь здравницу. Голос его не был услышан, а его деятельность по воз­рождению в людях памяти об источнике Пре­подобного Сергия вызвала гнев властей и из­девательскую статью «Святоша с Торгоши» в одной из центральных газет. После выхо­да статьи Владимира Николаевича лишили пенсии, он бедствовал. Ему помогала пле­мянница, москвичка Нина Михаиловна Даманина (написанное здесь основано на воспоминаниях её, а также двоюродной сестры Влади­мира Николаевича Фаины Сергеевны Чернышевой, проживающей в г. Александрове, и публикуется впервые). В.Н. Епанечников до самой кончины продолжал приезжать на источник. Он привозил своим зна­комым бидончики с водой. Кончина его была тихой и мирной. Боля­щая женщина, которой он привёз воду из источника рассказывала: «...был вечер. Владимир Николаевич по­дошёл к дереву, ему стало плохо, он опу­стился на землю... Я вызвала скорую, но она была уже не нужна...».До недавнего времени на источник приходили только бо­гомольцы. Ныне он стал популярен. Большое количество машин, мусор. Летом толпы людей в трусах и купальниках, многие по­нятия не имеют о святости этого места. Но о святом начале источника напоми­нают построенные недавно у источника часовня и деревянный храм Препо­добного Сергия Радонежского.

Источник: Протоиерей Олег Пенежко. Город Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Покровский Хотьковский монастырь и монастырские подворья. - Владимир, 2007.

Фото: А.И. Севастьянов.

Смотрите также: - Поездка на Гремячий ключ (фотогалерея)


31 июля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.