Исторические заметки. Сергиев день в 1965 году

В годы Хрущева началась большая антирелигиозная кампания. В 1958-ом было принято постановление ЦК КПСС «О мерах прекращения паломничества к так называемым святым местам». Однако это не ослабило потока людей, стремившихся поклониться Преподобному. 

   

Яркие впечатления от поездок в Лавру в 1960-е годы мы находим в дневниках Анастасии Дуровой. Девочкой она была увезена из России во Францию. А в 1960-е вернулась в Москву для работы во французском посольстве. Первый раз она побывала в Загорске в одно из декабрьских воскресений 1964 года. Ее поразил тогда убогий вид города. Но вот она вошла в Троицкий собор:

«В этой маленькой темной церкви, в колеблющемся свете бесчисленных свечей, толпы паломников подходят поклониться мощам преподобного Сергия. Плотная бесконечная река не иссякает с 5 утра до 10 вечера. Неустанно читаются молитвы и прошения к великому святому Земли Русской. Странный речитатив на однообразный и завораживающий напев. Здесь люди всех сословий, но больше всего бедных, бедных в полном и прямом смысле слова. Их лица отражают душевное спокойствие, просветленность и чистоту души, уверенность, которую придает им молитва: “Радуйся, преподобие Сергие, служителю Бога Живаго!” Пройдя сквозь страдания, богооставленность и презрение окружающих, эти несчастные находят в этом святом месте тихую мирную гавань, которую так искала их душа. И, правда, в этой молитвенной атмосфере перестаешь чувствовать свое тело и не замечаешь ни времени, ни усталости. Как трудно вырвать себя из этого созерцания, как больно снова погрузиться в серую действительность, которая заставляет страдать и больно ранит!»

Вышло так, что накануне летнего Сергиева дня она приехала поздно вечером и впервые оказалась в монастыре ночью.

«Мне кажется, я никогда не видела ничего подобного. На западе небо еще совсем светлое, облака развеялись и робко зажигались звезды. Влажный воздух пахнет липой и цветами. В садах и во дворах Лавры царит необыкновенное оживление. Женщины в белых платочках, мужчины в поношенной одежде с палками в руках, молодежь, привлеченная таинственными службами. Все ходят туда-сюда под сводами старинных укреплений. Женщины крестятся и целуют фрески с изображением преподобного Сергия.

Я пошла в Успенский собор. Паломники окончательно устроились на ночлег. Одни уже спят, примостившись к стене храма, другие ужинают. Пахнет черным хлебом и огурцами...

В саду паломники разбились на группы. Люди сидят на скамейках и надгробиях, едят, пьют, обмениваются впечатлениями. В другой церкви спящие на полу люди выглядят еще более впечатляюще. Лучшие места занимают дети. Люди устроились, как могли: на газетах и плащах, положив под голову руку или сумку с провизией. Центральная аллея свободна. По ней идут поклониться образу преподобного Сергия, перед которым горит целый куст свечей. Несколько человек поют литании, и все подхватывают припев. Аромат ладана перебивает запахи толпы. Молодая женщина в черном поет сильным и твердым голосом молитвы преподобному Сергию, следя за текстом по маленькой записной книжке. Она учит им нескольких женщин, которые образуют вокруг нее тесный кружок.

В семь утра во дворе Лавры уже царит оживление. Незабываемое зрелище! Это глубинная Россия, Россия вечная, что молится отцу Сергию, защитнику Земли Русской. Первую литургию служили в пять ура, семичасовая служба уже началась, и теперь ждут 10 часов, когда литургию будут служить в Троицком соборе у раки святого. У церкви стоит стометровая очередь. Все ждут, когда придет их черед приложиться к мощам.

В десять часов зазвонили во все колокола. Сначала зазвучал большой колокол, потом раздался праздничный трезвон. Святейшему сослужат два епископа, двадцать священников и четыре диакона. Хор просто великолепен. Храм полон. Народу собралось больше, чем на Пасху. После службы икону святого перенесли к чудотворному источнику. Считается, что именно на этом месте стояла первая келья основателя монастыря. Толпа нас буквально вынесла из церкви. Площадь черна от народа. Люди облепили ступени, перила и даже деревья. Клир поет молебен перед иконой. Когда запели величание, снова зазвонили колокола, и перезвон продолжался до бесконечности».

Т.В. Смирнова

Газета “Маковец”, № 12 (61), 2012.

Источник: STSL.Ru
18 июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.