Иконография святого преподобного Сергия Радонежского в контексте духовно-нравственной культуры России

Закономерно, что начало расцвета русской иконописи относится к эпохе преподобного Сергия Радонежского (1314-1392). С именем этого всероссийского святого связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавший духовный подъем русского народа, его житие дает яркий пример пути человека к святости, а его запечатленный на иконах лик ‒ нравственный идеал.

Самым первым образом святого Сергия Радонежского, сохранившим его портретные черты, считается надгробный покров, исполненный в период игуменства преп. Никона Радонежского около 1422 г., когда были открыты нетленные мощи преподобного.

Этот покров выполнили в великокняжеской светлице. Возможно, мастерицы помнили облик св. Сергия или руководствовались его прижизненным изображением. Они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву.

Древний покров св. Сергия Радонежского стал первым произведением церковного шитья как жанра надгробного покрывала. С одной стороны, его появление в XV в. связано с принятием на Руси Иерусалимского устава, установившего правило изнесения плащаницы и положения ее на «Гроб Господень» посреди храма в предпасхальную службу; с другой, ‒ с началом формирования самобытной линии в русской иконописи, отражавшей настроение эпохи.


Преп.Сергий. Шитый покров середины XV века

«Первое, что поражает в этом изображении ‒ захватывающая глубина и сила скорби: это ‒ не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами… Трудно найти другой памятник нашей старины, где бы так ясно обнаружилась та духовная сила, которая создала русскую иконопись» [2, с. 115].

Покров стал вкладом вел. князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского и крестника преп. Сергия Радонежского, в Троице-Сергиев монастырь.

В 1452 г. Русская Православная церковь причислила преп. Сергия Радонежского к лику святых. С этого времени начинает активно развиваться его иконография.

Персональные иконы святого Сергия Радонежского не претерпевали изменений. В иконописном подлиннике В.Д. Фартусова содержится описание преподобного, которое соответствует его возрасту накануне кончины и может применяться как к иконам XV века, так и последующих столетий: «Святый преподобный Сергий Радонежский. Старец 78 лет, из боярского русского рода, среднего роста, худой, с седой жидковатой бородой средней величины и жидковатыми волосами на голове; лоб у него ‒ открытый, брови ‒ поднятые, нос ‒ средний. Одежда на нем ‒ подрясник, перепоясанный парамантом, присланным Константинопольским патриархом, мантия, схима на плечах и епитрахиль, как у пресвитера» [3]. Русские иконописцы, за редким исключением, изображали святых в преклонном или зрелом возрасте, раскрывая тем самым назидательные функции иконы.

В отличие от других жанров живописи икона рассчитана на диалог между молящимся и Первообразом. Показывая святых «старцами» или «средовеками», иконописец указывал на их духовный и жизненный опыт, которым должен руководствоваться человек на пути к Истине.

Еще одна укоренившаяся в московской школе иконописи на рубеже XV-XVI веков иконография представляет нам св. Сергия Радонежского в рост. Пропорции его фигуры, как правило, вытянуты, что указывает на его устремленность в Царствие Небесное, руки распростерты в стороны, а мантия занимает большую часть средника иконы. Такая иконография знаменует покров святого Сергия Радонежского над Россией и его неустанное заступничество за народ и потому последовательно утверждает патриотическую идею «Святой Руси».

Уникальным можно назвать исполненный в середине XVII века ярославский извод «Сергий Радонежский в житии» с 24-ю клеймами и историческими сюжетами, включенными композицию средника.


Сергий Радонежский в житии

Преп. Сергий, облаченный в мантию, с распростертыми руками, запечатлен на фоне гористого пейзажа, а на его отрогах помещены сцены из русской истории конца XV ‒ начала XVII веков ‒ периода, следующего после эпохи преподобного.

Эти сцены фиксируют сюжеты, раскрывающие посмертные чудеса святого, а равно напоминают нам о непрестанном заступничестве преп. Сергия за Россию. Среди них: «Приезд Софии Палеолог на моление в Троице-Сергиев монастырь», «Осада города Опочки», «Присоединение горных черемис и постройку города Свияжска», «Взятие Казани», «Осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы поляками».

Композиции средника и клейм изобилуют изображениями архитектуры, переданной с максимальной достоверностью так, что зритель без труда распознает очертания колокольни Ивана Великого, Спасской башня и Успенского собора Московского Кремля.

Во второй половине XVII в., к 300-летней годовщине Куликовской победы, эту икону надставили внизу новой доской, на которой написали многофигурную лентообразную композицию «Сказание о Мамаевом побоище». Она развернута на приставной доске и разделена на два регистра. В верхнем широком регистре показаны сцены: слева ‒ сбор ратников со всей Руси в Москве, которая, так же как и в среднике иконы, выделяется документальным изображением памятников; в центре ‒ Куликовское сражение и поединок Пересвета с Челубеем; справа ‒ ставка хана Мамая и шествие татар к Куликову полю. В нижнем узком регистре помещены сюжеты: возвращение русских ратников домой, погребение погибших, бегство и гибель Мамая в Кафе.

Все выше перечисленные компоненты ярославского извода указывают на расширение моленной и дидактической функции иконы и допустимость использования некоторых иконографий в качестве исторических документов, отражающих нравственное восприятие народом событий своего прошлого.

В некоторых житийных изводах над головой святого Сергия Радонежского в центре верхнего горизонтального поля иконы помещали клеймо с образом Пресвятой Троицы, которое знаменовало об основании Свято-Троицкой обители, задуманной в качестве образца для жизнеустройства людей вообще. Примером может служить храмовый образ из Троице-Сергиева Варницкого монастыря второй половины XVII в.

Один из самостоятельных иконографических сюжетов жития преп. Сергия «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами преп. Сергию Радонежскому» возник в Троице-Сергиевом монастыре и практически не видоизменялся. Вариации касались только присутствующих в композиции персонажей второго плана. Например, на пядничном образе из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (XVI в.) вместо Михея показан преемник преп. Сергия ‒ будущий преп. игумен Никон со свитком в руке, обозначающим духовное преемство. Оба подвижника изображены в молитвенном предстоянии Божией Матери, Которая благословляет опущенной вниз десницей, обещая тем самым покров и защиту Троицкой обители, а левую руку с открытой ладонью протягивает к преп. Сергию в знак его приятия. В верхней части иконы изображена Пресвятая Троица, осеняющая это событие. Нередко на таких изводах Богоматерь держит в руке игуменский посох, который в данном случае знаменует благословение Божией Матери преп. Сергия на игуменство по всей Русской земле ‒ неустанное попечительство о России и молитвенное заступничество за ее народ.


Явление Богоматери преп.Сергию

Образ преп. Сергия Радонежского может входить в сюжеты «Избранные святые», «Собор Ростовских чудотворцев», «Спас Смоленский», где преп. Сергий представлен припадающим ко Господу вместе с преп. Варлаамом Хутынским».

Наибольшее распространение получил извод «Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы». К нему в разные времена обращались: иконописцы В. Гурьянов и монахиня Иулиания (Соколова), скульптор А. Логановский, живописцы В. Соковинин, А. Кившенко, Ю. Пантюхин, Ю. Ракша, П. Рыженко и др.



П.Рыженко. Благословение Сергия

Именно этот сюжет позволял художникам развить мысль о том, что только в духовном и национальном единстве заключена необоримая сила России, что русский народ непобедим тогда, когда сплотит все духовные и физический силы, принесет соборную молитву ко Господу и единой мощью двинется на врага.

В рассматриваемой иконографии особое значение приобретают две пары деталей: куколь, надетый на голову преп. Сергия, и стоящий на земле великокняжеский шлем; поднятый вверх крест в руках преподобного и опущенный меч Дмитрия Иоанновича. Они обозначают, что духовная сила и сила молитвы выше земного противостояния.

В многофигурных композициях эта идея поддерживается в изображении двух стоящих друг против друга групп: старцев-иноков, головы которых покрыты куколем (за спиной святого Сергия), и ратников, с непокрытыми головами (позади князя Дмитрия). Как правило, ратники представлены при оружии и с хоругвями, иноки ‒ с иконами. Только два монаха ‒ Александр Пересвет и Андрей Ослябя ‒ могут держать в руках мечи.

Большое внимание живописцы уделяли пейзажу, на фоне которого изображали преп. Сергия Радонежского. Вид среднерусской природы, по их замыслу, должен был отразить гармонию души святого и утвердить идею о том, человек призван в мир для его возделывания и преображения. Эту идею последовательно развивали В. Васнецов, М. Нестеров, С. Ефошкин.

Глубокое смысловое значение имеет еще одна иконография преп. Сергия Радонежского со слетающей к нему стаей голубей ‒ «Чудо о птицах», изобразительно раскрывающая предание.


С.Ефошкин. Преп.Сергий. Чудо о птицах

«Однажды, поздно вечером, стоя у себя в келии, как обычно, на молитве, он услышал голос: «Сергий!»

Преподобный помолился и отворил оконце келий. Дивный свет льется с неба, и в нем Сергий видит множество прекрасных, неизвестных ему раньше птиц. Тот же голос говорит:

‒ Сергий, ты молишься о своих духовных детях: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом ‒ видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы.

А птицы летают в свете и необычайно сладостно поют.

‒ Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют» [1, с. 51].

Это предание нашло не только изобразительное выражение в конкретном сюжете, но и оказало влияние на сложение иконографии многих русских святых ‒ учеников, последователей и собеседников преп. Сергия Радонежского, основателей русских монастырей, духовных первооткрывателей русских земель. Среди них преподобные: Димитрий Прилуцкий, Савва Сторожевский, Афанасий Серпуховской, Григорий Голутвинский, Роман Киржачский, Ферапонт Боровский, Ферапонт Белозерский, Кирилл Белозерский, Павел Обнорский, Нил Сорский, Андроник Московский, Андрей Рублев и многие другие.

Гусакова Виктория Олеговна,
докторант РГПУ имени А.И. Герцена, кандидат искусствоведения

Литература:

Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. ‒ М., 2004.
Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. ‒ Париж, 1965.
Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. ‒ М. 1910. ‒ Репринт. М.: «Русскій Хронографъ», 2002.

Источник: Русская народная линия

8 мая 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.