Епископ Василий Родзянко: всю свою жизнь он служил людям

Епископ Василий Родзянко: всю свою жизнь он служил людям
17 сентября 1999 года перешел от мирских трудов к жизни вечной Епископ Василий (Родзянко). Молитвенная память о нем никогда не иссякнет у тех, кому Господь даровал радость видеть и слышать его, а благодаря фильмам, аудиозаписям и книгам о его духовном подвиге смогут узнать и те, кто не знал его при земной жизни, и эта встреча даст им утешение и укрепит в вере. 

Русский человек, нашедший свою вторую родину в Сербии, но потом изгнанный из нее, гражданин королевства Великобритании, будучи в течение 20 лет епископом Американской Автокефальной Церкви, он всегда оставался патриотом своей Родины и, где бы не жил, всюду сеял семена просвещения, добра, любви. 

Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. 

Владыка всю жизнь как бы чувствовал вину за деда перед Россией. Он рассказывал о последних годах жизни Михаила Родзянко, о том, как он переживал за Россию, как на его рабочем столе все время стояла фотография императора. Бывший председатель Государственной Думы часто молча сидел перед нею и молился. 


Будучи в Царском селе, в Федоровском соборе, владыка Василий ясно выразил то, что его тяготило всю жизнь. Эта проповедь, наверное, запомнилась всем, кто ее слышал. Она очень короткая, так что ее можно привести полностью: 
«Мой дед хотел только блага для России, но, как немощный человек, он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется за себя и за своего сына, а когда узнал это, то горько заплакал, сказав: “Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла”. Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но все-таки грех. И вот сейчас в этом святом месте я прошу прощение за своего деда и за себя перед Россией, перед ее народом и перед царской семьей и, как епископ, властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от этого невольного греха». Эти слова владыка произнес за год до своей кончины. 

В 1920 году семья эмигрировала в Югославию. Они плыли в трюме корабля, где на каждый квадратный метр приходилось по две-три семьи беженцев. То плавание запомнилось Володе Родзянко как сущий ад, как и карантин в Салониках, как и путешествие на волах через разрушенную войной Сербию. Адом называл владыка и то, что было с ним в шесть лет, когда его гувернер, русский офицер, ненавидевший деда – Михаила Родзянко, вымещал все зло на его внуке, бил ежедневно его ремнем по 50 ударов и больше, а потом еще ставил его на кукурузу до тех пор, пока на его коленях не выступали капли крови. Владыка вспоминал об этом безо всякого осуждения. Он говорил: «Промысел Божий показал мне с самого начала, что значит ад, для того, чтобы потом ясно почувствовать через отца Иоанна, через его любовь, доброту, что есть другой мир – светлый, чистый, райский; и этот мир есть храм Божий. Не будь того, что случилось со мною в детские годы, не стал бы я тем, кем являюсь сейчас». 

В 1925 году десятилетний Володя поступил в Первую классическую сербско-русскую гимназию в Белграде. Владыка так вспоминал об этом периоде своей жизни: «В 1925 году, тогда мне было 10 лет, мой отец попросил о. Петра (Беловидова) взять меня алтарником. Я тогда не понимал ничего. Пришел по Промыслу Божьему». Володя часто прислуживал в алтаре русской Троицкой церкви в Белграде. Здесь он познакомился с молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), будущим архиепископом Шанхайским и Сан-Францисским, прославленным впоследствии в лике святых. Отец Иоанн, очень любивший детей, стал осторожно врачевать душевные раны Володи. Владыка Василий вспоминал: «Он сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь...» 
Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а также глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). 

В 1938 году Владимир Родзянко вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой и через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом «за превышение дозволенной религиозной пропаганды». 

Отец Владимир усердно молился Господу, чтобы Он позаботился о жене и детях, когда он был в лагерях. И вот однажды в карцере, когда он после поклонов лег на пол и забылся зыбким сном, к нему явился дивный старец. Отец Владимир узнал его. Это был преподобный Серафим Саровский. Он был таким, как изображают его на иконах. Преподобный коснулся рукой головы узника и сказал явственно: «Тебе не нужно беспокоиться и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье». А через некоторое время пришло письмо от матушки, что к ней в такой-то день приходил Серафим и утешал. Жизнь матушки изменилась. К ней пришли родители ее бывших учеников и попросили преподавать английский язык частным образом. Она стала зарабатывать денег значительно больше, чем это было раньше, когда она работала в школе. А родом матушка Мария была из города Курска. Она пела в церковном хоре храма, который построили родители преподобного Серафима Саровского. 

Отсидев в лагерях два года, пройдя шесть тюрем, отец Владимир вышел на свободу. В 1951 году он был выслан во Францию, откуда переехал с семьей в Англию. С 1955 года в течение 26 лет он вел религиозные передачи радиостанции Би-Би-Си на Россию. В 1978 году владыка овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством. 

Владыка привлекал к себе людей всюду, где бы он ни был: в России, Югославии, Америке. Мало кто знает, что в последние годы он обратил в Православие более 3 тысяч человек. А было это так. Однажды обратилась к владыке группа молодых людей. Они были протестанты и занимались изучением древних конфессий: эфиопской Церкви, григорианской, коптской и других. Они попросили владыку прочитать курс лекций по Православию. Владыка Василий согласился, его семинары стали постоянными; они привлекали все большее количество людей. Слушатели владыки посетили Россию, побывали в Греции, в Иерусалиме, на Афоне. Через два года круг изучающих Православие расширился до 3 тысяч человек, и в один прекрасный момент они обратились к владыке с просьбой, чтобы он присоединил их к Православию. И так было не единожды. 

С 1984 года, живя на покое, владыка Василий все свои силы и весь незаурядный духовный опыт отдавал служению России. По благословению патриарха Алексия II почти полгода жил в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, читая лекции и работая в библиотеке. Он стал почетным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской в Москве, а в последние годы жизни – деканом богословско-философского факультета Академии Натальи Нестеровой.

Про владыку говорили: «Он — священник от Бога». В фильме «Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба» он произносит слова, которые являются наставлением молодым священникам: «Пастырь добрый… пойми, что твой первый шаг — это исповедь. Бойся ее, страшись, потому что от того слова, которое ты скажешь на исповеди предавшейся тебе всецело душе человеческой, пришедшей под твою епитрахиль, зависит так много для этой души. Смотри, чтобы не было никакого давления на душу, чтобы не было никакой устрашающей угрозы, не пугай, не страши и не дави на совесть и на душу человека, но отдай ему всего себя. Отсеки свою собственную волю для начала, чтобы показать, дать пример, и спасай любовью того, кто пришел к тебе каяться. Старцы никого не порабощали, никогда и ни в чем. Они спасали своего ученика, свое духовное чадо, свою «овцу заблудшую» только любовью, а любовь всегда в свободе и с одной и с другой стороны. Свобода и есть любовь, любовь и есть свобода…» 

Однажды, зная, что он будет епископом, он спросил у своего духовника, митрополита Антония Сурожского, который постригал его в монашество и готовил к епископскому служению в Америке: «Как же я буду исполнять монашеский обет послушания, если я буду епископом и сам буду руководить, меня будут слушать… у кого мне быть в послушании?» И тогда владыка Антоний сказал ему: «Всякий человек, который окажется на твоем пути, вот у этого человека ты и будь послушником, если, конечно, он не будет требовать от тебя чего-то противного воле Божией». И владыка Василий, слушая своего духовника, был именно таким прилежным послушником всякого человека, с которым встречался. Это был действительно владыка, архиерей Божий. Единственной силой его власти была бесконечная, удивительная, просто поражающая любовь. Выходец из знатнейших родов России, удивительный богослов, он полностью отдавался в послушание любому человеку, с которым встречался. Его речь, осанка порой не соответствовали манерам, принятым среди архиереев в советскую эпоху. В нем можно было узнать не просто человека старой России и эмигранта, но русского интеллигента, посвятившего свою жизнь служению Церкви. 

В 1991 году нынешнему наместнику Московского Сретенского монастыря архимандриту Тихону владыка Василий Родзянко прислал телеграмму, в которой благословлял его на постриг и несколько загадочно добавлял: "Вам предстоит встреча с Патриархом Тихоном". Когда наместник Донского монастыря архимандрит Агафадор, постригавший молодого инока, нарек ему имя Тихон, все поняли, что именно эта "встреча" была предсказана владыкой Василием. Однако никто тогда не подозревал, что главная "встреча" была впереди.

Все началось с трагического события. 18 ноября 1991 года по окончании вечерней службы в Малом храме Донского монастыря произошел пожар. Пожар длился минут 15-20, но разрушительная сила огня была такова, что храм пришлось закрыть на длительный ремонт, а в нем находилась великая святыня Русской Православной Церкви - гробница святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, примыкавшая к южной стене храма… 

Владыка Василий никогда не был в юрисдикции Зарубежного Синода Русской Церкви только потому, что не был согласен с непримиримой позицией зарубежников в отношении Московской Патриархии. Поэтому и удивительно, что он стал руководителем Православной Церкви в Америке. Впервые приглашали священника из-за границы для того, чтобы он стал епископом в Америке. Это было событие огромной важности. Ведь за всю историю Православной Церкви в Америке такими приглашенными были лишь два архиерея – архиепископ Петр (Л’Юилье) и будущий владыка Василий. 

Владыка Василий жил на Западе, жителей которого часто обвиняют в том, что они бездуховны. Но, познакомившись с его жизнью, уже не можешь оправдываться тем, например, что тяжело, потому что живешь в бездуховной Америке, или сложно, потому что живешь в постсоветской России. Он сам, примером своей жизни показывал нам путь, которым нужно идти. Владыка Василий был первым священнослужителем, который доставил из Иерусалима в Россию Благодатный огонь. Святейший Патриарх Алексий II очень уважал владыку Василия и с любовию его принимал. Он наградил его орденом Святителя Иннокентия за миссионерскую просветительскую деятельность.

Скончался епископ Василий в ночь на 17 сентября 1999 года от сердечного приступа. Его отпевание совершил митрополит Феодосий в сослужении трех архиереев в Свято-Никольском соборе в Вашингтоне. Он похоронен в Вашингтоне на православном участке кладбища «Rock Creek». 


17 сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.