День памяти святителя Мартина I, исповедника, Папы Римского

День памяти святителя Мартина I, исповедника, Папы Римского

Свя­ти­тель Мар­тин Ис­по­вед­ник, Па­па Рим­ский, был уро­жен­цем Тос­кан­ской об­ла­сти в Ита­лии. Он по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние и по­сту­пил в клир Рим­ской Церк­ви. По­сле смер­ти Па­пы Фе­о­до­ра I (642–649) пре­сви­тер Мар­тин был из­бран на пре­стол.

В то вре­мя мир Церк­ви был на­ру­шен ере­сью мо­но­фе­ли­тов, по­лу­чив­шей ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

Бес­ко­неч­ные спо­ры мо­но­фе­ли­тов с пра­во­слав­ны­ми про­ис­хо­ди­ли во всех сло­ях на­се­ле­ния. Им­пе­ра­тор Кон­станс (641–668) и Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Па­вел II (641–654) так­же бы­ли при­вер­жен­ца­ми ере­си мо­но­фе­ли­тов. Им­пе­ра­тор Кон­станс из­дал ере­ти­че­ский «Об­ра­зец ве­ры» (Ти­пос), обя­за­тель­ный для все­го на­се­ле­ния. В нем за­пре­ща­лись вся­кие даль­ней­шие спо­ры.

Этот ере­ти­че­ский «Об­ра­зец ве­ры» был по­лу­чен в Ри­ме в 649 го­ду. Свя­той Па­па Мар­тин, твер­дый по­бор­ник пра­во­сла­вия, со­звал в Ри­ме По­мест­ный Со­бор, ко­то­рый осу­дил мо­но­фе­лит­скую ересь. Свя­ти­тель Мар­тин од­новре­мен­но по­слал Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу по­сла­ние с уве­ща­ни­ем вер­нуть­ся к Пра­во­слав­но­му ис­по­ве­да­нию. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал во­е­на­чаль­ни­ку Олим­пию до­ста­вить свя­ти­те­ля Мар­ти­на на суд. Но Олим­пий, при­быв в Рим, по­бо­ял­ся ду­хо­вен­ства и на­ро­да, со­шед­ше­го­ся на Со­бор, и по­до­слал во­и­на, чтобы тай­но убить свя­то­го Па­пу. Ко­гда убий­ца при­бли­зил­ся к свя­ти­те­лю Мар­ти­ну то неожи­дан­но ослеп. Ис­пу­ган­ный Олим­пий по­спеш­но уехал в Си­ци­лию и вско­ре был убит в сра­же­нии.

В 654 го­ду им­пе­ра­тор по­слал в Рим с преж­ней це­лью дру­го­го во­е­на­чаль­ни­ка, Фе­о­до­ра, ко­то­рый предъ­явил свя­ти­те­лю Мар­ти­ну тяж­кие об­ви­не­ния в тай­ном об­ще­нии с вра­га­ми им­пе­рии – са­ра­ци­на­ми, ху­ле­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и нека­но­ни­че­ском вступ­ле­нии на пап­ский пре­стол. Несмот­ря на предъ­яв­лен­ные рим­ским ду­хо­вен­ством и ми­ря­на­ми до­ка­за­тель­ства пол­ной невин­но­сти свя­то­го Па­пы, во­е­на­чаль­ник Фе­о­дор но­чью с от­ря­дом во­и­нов схва­тил свя­ти­те­ля Мар­ти­на и от­пра­вил его на один из Цик­лад­ских ост­ро­вов (Нак­сос) в Эгей­ском мо­ре. Це­лый год то­мил­ся свя­ти­тель Мар­тин на этом по­чти без­люд­ном ост­ро­ве, тер­пя ли­ше­ния и оскорб­ле­ния от стра­жи. За­тем из­му­чен­но­го ис­по­вед­ни­ка на­пра­ви­ли на суд в Кон­стан­ти­но­поль.

Боль­но­го стар­ца при­нес­ли на но­сил­ках, но судьи гру­бо при­ка­за­ли ему под­нять­ся и от­ве­чать стоя. По­ка шел до­прос, во­и­ны под­дер­жи­ва­ли осла­бев­ше­го от бо­лез­ни свя­ти­те­ля. На су­де вы­сту­пи­ли лже­сви­де­те­ли, окле­ве­тав­шие свя­то­го в из­мен­ни­че­ских свя­зях с са­ра­ци­на­ми. При­страст­ные судьи не ста­ли да­же слу­шать оправ­да­ний свя­ти­те­ля. В глу­бо­кой скор­би он ска­зал: «Гос­по­ду из­вест­но, ка­кое ве­ли­кое бла­го­де­я­ние ока­же­те вы мне, ес­ли ско­ро пре­да­ди­те смер­ти».

По­сле та­ко­го су­да свя­ти­те­ля в разо­дран­ной одеж­де вы­ста­ви­ли на из­де­ва­тель­ство тол­пы, ко­то­рую за­став­ля­ли кри­чать: «Ана­фе­ма Па­пе Мар­ти­ну!» Но те, кто знал, что свя­той Па­па стра­да­ет невин­но, со сле­за­ми ухо­ди­ли. На­ко­нец, са­кел­ла­рий, по­слан­ный им­пе­ра­то­ром, по­до­шел к во­е­на­чаль­ни­ку и огла­сил при­го­вор – ли­шить Па­пу са­на и пре­дать смерт­ной каз­ни. По­лу­на­го­го свя­ти­те­ля за­ко­ва­ли в це­пи и по­во­лок­ли в тем­ни­цу, где за­клю­чи­ли с раз­бой­ни­ка­ми. Они бы­ли бо­лее ми­ло­серд­ны к свя­ти­те­лю, чем ере­ти­ки.

Меж­ду тем им­пе­ра­тор при­шел к уми­рав­ше­му Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу и рас­ска­зал ему о су­де над свя­тым Мар­ти­ном. Тот от­вер­нул­ся от им­пе­ра­то­ра и ска­зал: «Го­ре мне! Еще но­вое де­я­ние к мо­е­му осуж­де­нию», – и про­сил пре­кра­тить му­че­ния свя­ти­те­ля Мар­ти­на. Им­пе­ра­тор опять по­слал к свя­ти­те­лю в тем­ни­цу но­та­рия и дру­гих лиц для до­пол­ни­тель­но­го до­про­са. Свя­ти­тель от­ве­чал им: «Ес­ли да­же и раз­дро­бят ме­ня, не бу­ду в об­ще­нии с Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью, по­ка она пре­бы­ва­ет в зло­ве­рии». Му­чи­те­ли бы­ли по­ра­же­ны му­же­ством ис­по­вед­ни­ка и за­ме­ни­ли смерт­ную казнь ссыл­кой в от­да­лен­ный Хер­со­нес Та­ври­че­ский.

Там свя­ти­тель и скон­чал­ся, из­ну­рен­ный бо­лез­нью, нуж­дой, го­ло­дом и ли­ше­ни­я­ми († 16 сен­тяб­ря 655). Он был по­гре­бен вне го­ро­да во Влахерн­ской церк­ви во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Ересь мо­но­фе­ли­тов бы­ла осуж­де­на на VI Все­лен­ском Со­бо­ре в 680 го­ду. Мо­щи свя­то­го ис­по­вед­ни­ка Па­пы Мар­ти­на бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а по­том в Рим.

Тропарь святому Мартину Исповеднику, Папе Римскому, глас 4

Истинных повелений устне распространил еси, / зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, / святителю всечестне, / поминай нас, угодниче Христов, / еже к Нему ходатайствы твоими, / да в мире устроиши живот наш.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
27 апреля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.