День памяти преподобного Иоанникия Великого

День памяти преподобного Иоанникия Великого

Пре­по­доб­ной Иоан­ни­кий ро­дил­ся в Вифин­ской об­ла­сти, в се­ле­нии, но­сив­шем на­зва­ние Ма­ри­ка­ти. От­ца его зва­ли Ми­ри­три­ки­ем, а мать – Ана­ста­си­ею. Ко­гда Иоан­ни­кий стал под­рас­тать, ро­ди­те­ли по­ру­чи­ли ему па­сти до­маш­ний их скот. На­у­кам он хо­тя и не обу­чал­ся, од­на­ко пре­вос­хо­дил ра­зу­мом мно­гих учё­ных, потому что изу­чил за­по­ве­ди Гос­под­ни. Сле­дуя вну­ше­ни­ям вра­зум­ляв­ше­го его Ду­ха Свя­то­го, он был весь­ма доб­ро­де­те­лен, кро­ток, сми­ре­нен, тер­пе­лив и послушлив, а к мо­лит­ве имел та­кое усер­дие, что ча­сто, оста­вив­ши свое ста­до, по це­лым дням сто­ял в ка­ком-ли­бо уеди­нён­ном ме­сте и усерд­но мо­лил­ся Бо­гу. Когда же он уда­лял­ся на мо­лит­ву, то осе­нял свое ста­до крест­ным зна­ме­ни­ем, и ста­до его ни­ку­да не рас­хо­ди­лось, его не рас­хи­ща­ли ни зве­ри, ни во­ры, и блаженный от­рок, воз­вра­ща­ясь к ве­че­ру из сво­е­го уеди­не­ния, при­го­нял ста­до до­мой.

Так про­во­дил жизнь свя­той до тех пор, по­ка не всту­пил в юно­ше­ский воз­раст. В то вре­мя в Гре­ции цар­ство­вал нече­сти­вый Лев, сын Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма, зара­жен­ный ико­но­бор­че­скою ере­сью. Этот царь стал со­би­рать со всей им­пе­рии в свое вой­ско мо­ло­дых лю­дей, от­ли­чав­ших­ся кра­со­тою и храб­ро­стью. Посланные им для про­из­вод­ства это­го на­бо­ра при­шли и в Вифин­скую об­ласть. По­се­тив­ши то се­ле­ние, где жил Иоан­ни­кий, они уви­де­ли, что сей юно­ша был кра­сив, имел вы­со­кий рост, креп­кое те­ло и был спо­со­бен к во­ен­ной служ­бе; по­се­му они взя­ли его с со­бою и за­чис­ли­ли его в экс­ку­ви­то­ры. С то­го вре­ме­ни Иоанни­кий на­чал во­ен­ную служ­бу и был стра­шен сво­им му­же­ством вра­гам, а по кро­то­сти и сми­ре­нию сво­е­му – лю­бе­зен сво­им со­то­ва­ри­щам; все­го же при­ят­нее был он Бо­гу, так как тща­тель­но со­блю­дал Его свя­тые за­по­ве­ди. Но диа­вол из за­ви­сти к та­кой доб­ро­де­тель­ной жиз­ни Иоан­ни­кия увлек его в ико­но­бор­че­скую ересь. Эта ересь в то вре­мя про­из­во­ди­ла боль­шое сму­ще­ние в Церк­ви Бо­жи­ей: из хра­мов Гос­под­них вы­бра­сы­ва­лись свя­тые ико­ны, а те, кто по­кло­нял­ся им, подвер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям. И так обо­льщен был Иоан­ни­кий тою ере­сью, что да­же и слы­шать не хо­тел ни­че­го о свя­тых ико­нах. Но Бог, хо­тя­щий всем спасения, спас и его от та­ко­го обо­льще­ния сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

По устро­е­нию Бо­жию Иоан­ни­кий был по­слан с сво­им от­ря­дом на во­сток и на воз­врат­ном пу­ти от­ту­да про­хо­дил чрез го­ру Олимп, на ко­то­рой в то вре­мя жил один инок, от­ли­чав­ший­ся осо­бою про­зор­ли­во­стью. Сей инок, узнав­ши от Ду­ха Бо­жия, что ми­мо него идет с от­ря­дом Иоан­ни­кий, вы­шел из сво­ей пу­стын­ной кел­лии и ска­зал ему:

– Ча­до Иоан­ни­кий! Ес­ли ты на­зы­ва­ешь­ся хри­сти­а­ни­ном, то по­че­му пре­зи­ра­ешь ико­ну Хри­ста? Все твои по­дви­ги в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни на­прас­ны, ес­ли ты не име­ешь пра­виль­ной ве­ры.

Услы­шав сие, Иоан­ни­кий уди­вил­ся, что его на­звал по име­ни тот, кто его не знал, и что о его де­лах зна­ет че­ло­век, ни­ко­гда его не ви­дав­ший. По­няв­ши, од­на­ко, что го­во­рив­ший с ним ис­пол­нен Ду­ха Бо­жия и что он узнал все его де­ла в си­лу сво­ей про­зор­ли­во­сти, Иоан­ни­кий упал пред ним на зем­лю, кла­ня­ясь ему и про­ся у него про­ще­ния. Он го­во­рил, что со­гре­шил по неве­де­нию, и обе­щал­ся воз­да­вать по­до­ба­ю­щую честь и по­кло­не­ние иконе Хри­ста и изо­бра­же­ни­ям всех свя­тых. С это­го вре­ме­ни бла­жен­ный Иоан­ни­кий на­чал усерд­но по­чи­тать свя­тые ико­ны и глу­бо­ко рас­ка­и­вал­ся в том, что по неве­же­ству сво­е­му пре­зи­рал их. Же­лая загладить свой грех, он стал из­ну­рять се­бя по­стом и раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми умерщ­влять свою плоть. Пре­бы­вая в се­нях цар­ско­го двор­ца, он ло­жил­ся на го­лую зем­лю, мо­лил­ся по це­лым но­чам, вку­шая очень немно­го пи­щи; од­на­ко, ко­гда ему при­хо­ди­лось бы­вать на об­щей тра­пе­зе с во­и­на­ми, он ста­рал­ся скрыть от них свое пост­ни­че­ство.

Ко­гда он про­вел це­лых шесть лет в та­ко­вых по­дви­гах, на гре­ков опол­чи­лись с боль­ши­ми си­ла­ми бол­га­ры и ста­ли опу­сто­шать Фра­кию. Царь гре­че­ский вы­шел про­тив них со всем сво­им вой­ском, в ко­то­ром на­хо­дил­ся в то вре­мя и бла­жен­ный Иоан­ни­кий. Ко­гда оба вой­ска, сой­дясь, на­ча­ли сра­же­ние и бол­га­ры ста­ли одоле­вать гре­ков, то Иоан­ни­кий по­ка­зал чрез­вы­чай­ную храб­рость, по­ра­жая ино­пле­мен­ни­ков, как но­вый Да­вид; он пред ли­цом са­мо­го ца­ря спас свой от­ряд от вра­же­ских ме­чей, му­же­ствен­но от­ра­жая на­па­де­ние вра­гов и по­се­кая их, как трост­ник. Он из­ба­вил так­же од­но­го знат­но­го гре­че­ско­го вель­мо­жу, всту­пив­ше­го в бой с бол­га­ра­ми, ко­то­ро­го те уже за­хва­ти­ли бы­ло в плен: бро­сив­шись на них, Иоан­ни­кий од­них за­ру­бил ме­чем сво­им, дру­гих разо­гнал и, та­ким об­ра­зом, освободил пле­нен­но­го вель­мо­жу. Царь, об­ра­тив вни­ма­ние на его храб­рость, спро­сил о его оте­че­стве, про­ис­хож­де­нии и име­ни и по­ве­лел всё это за­пи­сать в памят­ную кни­гу, чтобы по окон­ча­нии сра­же­ния мож­но бы­ло по­чтить та­ко­го храб­ро­го во­и­на вы­со­ким са­ном и дру­ги­ми по­дар­ка­ми. Меж­ду тем Иоан­ни­кий, увидев­ши од­но­го бол­га­ри­на, страш­но­го ви­дом, по­доб­но Го­лиа­фу, – ко­то­рый за­го­ро­дил путь гре­кам и уби­вал их, – устре­мил­ся на него и тот­час обез­гла­вил его. Та­ко­во бы­ло му­же­ство бла­жен­но­го Иоан­ни­кия в борь­бе про­тив вра­гов ви­ди­мых; оно пре­ду­ка­зы­ва­ло со­бою его бу­ду­щую борь­бу с вра­га­ми неви­ди­мы­ми и по­бе­ду его над ни­ми.

Воз­вра­ща­ясь по­сле вой­ны ми­мо го­ры Олим­пий­ской, Иоан­ни­кий вспом­нил о том ино­ке, ко­то­рый, вый­дя к нему из пу­сты­ни, об­ли­чил его в ико­но­бор­че­ской ере­си. Вспом­нив об этом, он ре­шил в уме сво­ем оста­вить всё и, по­се­лив­шись на той го­ре, жить в без­мол­вии, как инок, пре­бы­вая в об­ще­нии с од­ним толь­ко Бо­гом. Свое ре­ше­ние он вско­ре ис­пол­нил. Ибо ко­гда он при­шел в цар­скую сто­ли­цу и за ока­зан­ное им в бо­ях му­же­ство дол­жен был по­лу­чить здесь по­чёт­ное зва­ние и по­дар­ки от ца­ря, то всё сие он пре­зрел, по­чи­тая за уме­ты. Уда­лив­шись от сво­их то­ва­ри­щей по ору­жию, он по­шел к ино­кам на два­дцать пя­том го­ду сво­ей во­ен­ной служ­бы, чтобы на­чать но­вую брань – про­тив «ду­хов зло­бы под­не­бес­ных» (Еф. 6, 12). При­быв в мо­на­стырь Ав­гар­ский и бу­дучи хо­ро­шо при­нят жив­ши­ми там ино­ка­ми, Иоан­ни­кий от­крыл игу­ме­ну Гри­го­рию свое на­ме­ре­ние ид­ти в пу­сты­ню и жить там в оди­но­че­стве и без­мол­вии. Игу­мен сна­ча­ла одоб­рил его ре­ше­ние, но по­том ска­зал:

– Хо­тя и доб­рое ты за­мыс­лил, воз­люб­лен­ный, но я не со­ве­тую те­бе из­би­рать пря­мо пу­стын­ный об­раз жиз­ни и уда­лять­ся от лю­дей, преж­де чем ты не привыкнешь к ино­че­ским уста­вам и обы­ча­ям. Итак, по­жи­ви сна­ча­ла с доб­ро­де­тель­ны­ми и опыт­ны­ми ино­ка­ми, узнай от них, в ка­кие ча­сы и как долж­но совершать мо­лит­ву, на­учись сми­рен­но­муд­рию, по­слу­ша­нию и кро­то­сти, а за­тем уже ты мо­жешь ид­ти в пу­сты­ню. Опа­сай­ся, ча­до, чтобы, на­чав­ши ве­сти та­кую жизнь без на­уче­ния, не быть те­бе са­мо­му уязв­лен­ным и по­беж­ден­ным от вра­га, вме­сто то­го чтобы уяз­вить и по­бе­дить его.

Иоан­ни­кий, вняв се­му по­лез­но­му со­ве­ту, на вре­мя оста­вил свое на­ме­ре­ние и стал жить с бла­го­че­сти­вы­ми му­жа­ми, чтобы при­учить се­бя к их доб­ро­де­тель­но­му жи­тию. Он при­смат­ри­вал­ся к ино­че­ским уста­вам и жиз­ни в трех мо­на­сты­рях и сна­ча­ла учил­ся в мо­на­сты­ре Ав­гар­ском, а по­том по­шел в дру­гой мо­на­стырь, назы­вав­ший­ся Уто­те­лас и, бу­дучи че­ло­ве­ком некниж­ным, на­чал там учить­ся гра­мо­те. Уви­дев же, что мо­на­стырь тот ча­сто по­се­ща­ет­ся ми­ря­на­ми и что из-за них на­ру­ша­ет­ся ино­че­ское без­мол­вие, он ушел от­сю­да и при­шел в тре­тью оби­тель, Ан­ти­ди­е­ву, где и про­жил два го­да. Он изу­чил там трид­цать псал­мов Да­ви­до­вых и по­лу­чил мно­го поль­зы для ино­че­ской жиз­ни от та­мош­них ино­ков.

По ис­те­че­нии двух лет Иоан­ни­кий сно­ва воз­го­рел­ся же­ла­ни­ем жить в пу­стын­ном без­мол­вии и воз­на­ме­рил­ся взой­ти на близ­ле­жав­шую го­ру и, по­се­лив­шись там в уеди­не­нии, на­чать пу­стын­ное жи­тие. Но пе­ред этим он семь дней про­был в по­сте и усерд­но мо­лил­ся Бо­гу, чтобы Он был ему ру­ко­во­ди­те­лем на пу­ти, ко­то­рой он из­би­рал. В седь­мой день сей но­вый Мо­и­сей услы­шал свы­ше го­лос, по­веле­вав­ший ему ид­ти на ту го­ру. Иоан­ни­кий вы­шел из Ан­ти­ди­е­ва мо­на­сты­ря и по­спе­шил к неда­ле­ко от­сто­я­щей от­ту­да го­ре. Взо­шед­ши на нее, он стал ис­кать там ме­сто для оби­та­ния. И вот он уви­дел двух ино­ков пу­стын­но­жи­те­лей, на ко­то­рых бы­ли одеж­ды из во­ло­са и ко­то­рые пи­та­лись рас­ту­щи­ми в пу­стыне тра­ва­ми. По­дой­дя к ним, бла­жен­ный по­кло­нил­ся им; они же, встав­ши, со­тво­ри­ли мо­лит­ву и по­том ста­ли бе­се­до­вать с ним. Иоан­ни­кий рас­ска­зал им о се­бе всё и от­крыл свои на­ме­ре­ния, а ино­ки с сво­ей сто­ро­ны не оста­ви­ли его без вра­зум­ле­ния. Они предсказыва­ли ему, что чрез пять­де­сят лет его по­движ­ни­че­ства, при са­мом кон­це его жиз­ни, ему бу­дет при­чи­не­но ис­ку­ше­ние за­вист­ли­вы­ми людь­ми, «но – говори­ли свя­тые – горь­кие по­след­ствия это­го ис­ку­ше­ния па­дут на их же го­ло­вы, ты же не по­тер­пишь ни­ка­ко­го зла», что и сбы­лось, как вид­но бу­дет из последую­ще­го. – Пред­ска­зы­вая сие Иоан­ни­кию, оные бла­жен­ные пу­стын­ни­ки да­ли ему вла­ся­ную одеж­ду, ко­то­рая на ту­зем­ном язы­ке зо­вет­ся «ле­ви­то­нар». Сия одеж­да бы­ла для Иоан­ни­кия как бы непро­ни­ца­е­мым щи­том про­тив всех вра­же­ских стрел, как о сем он по­ве­дал впо­след­ствии сам. По окон­ча­нии ду­ше­по­лез­ной бе­се­ды пу­стын­ни­ки разо­шлись и уда­ли­лись в от­да­лен­ную пу­сты­ню, а Иоан­ни­кий по­шел на го­ру, ко­то­рая на­зы­ва­лась Три­ха­ликс, и пре­бы­вал там, не имея кел­лии, пря­мо под по­кро­вом неба. Узнав о нем, вы­ше­упо­мя­ну­тый игу­мен Ав­гар­ско­го мо­на­сты­ря Гри­го­рий по­стро­ил ему на той го­ре неболь­шую хи­жи­ну, в ко­то­рой блажен­ный мог бы укры­вать­ся от бу­ри, до­ждя и сне­га, и Иоан­ни­кий, за­тво­рив­шись, пре­бы­вал в той хи­жине. По­том к нему на­ча­ли хо­дить мо­на­стыр­ская бра­тия, же­лая на­сла­дить­ся его ду­ше­по­лез­ною бе­се­дою. Это бы­ло ему непри­ят­но, по­то­му что сим на­ру­ша­лось его без­мол­вие, и по­се­му, оста­вив­ши ту го­ру, он по­шел искать дру­го­го ме­ста для без­молв­ной жиз­ни. Про­хо­дя ми­мо се­ле­ния, на­хо­див­ше­го­ся в Гел­лес­пон­те, он уви­дел вбли­зи него дру­гую вы­со­кую го­ру с непроходимыми де­бря­ми и ска­ла­ми, по­се­лил­ся в ней и, вы­ко­пав се­бе тес­ную и глу­бо­кую в зем­ле пе­ще­ру, на­чал жить в ней, ни­ку­да из неё не вы­хо­дя. Пи­щу получал он от од­но­го пас­ту­ха, ко­то­рой пас на той го­ре коз. Он при­но­сил один раз в ме­сяц по­не­мно­гу хле­ба и во­ды свя­то­му, по­лу­чая за сие от него выс­ший дар – бла­го­сло­ве­ние и мо­лит­ву. Свя­той под­ви­зал­ся там три го­да, день и ночь мо­лясь и про­слав­ляя Бо­га. Вос­пе­вая псал­мы Да­ви­до­вы, он к каж­до­му сти­ху при­со­еди­нял та­кие сло­ва:

– Упо­ва­ние мое – Отец, при­бе­жи­ще мое – Хри­стос, по­кро­ви­тель мой – Дух Свя­той.

Так уте­шал­ся свя­той, по­вто­ряя сии сло­ва; по его при­ме­ру мно­гие и те­перь име­ют обы­чай ча­сто про­из­но­сить их.

Через три го­да сво­е­го пре­бы­ва­ния в тес­ной пе­ще­ре свя­той од­на­жды от­пра­вил­ся к од­ной неда­ле­ко от него на­хо­див­шей­ся церк­ви. Слу­чай­но в ту же цер­ковь пришли несколь­ко во­и­нов, ко­то­рые неко­гда слу­жи­ли вме­сте с Иоан­ни­ки­ем и бы­ли друж­ны с ним. Один из них, уви­дев Иоан­ни­кия, узнал его и, об­няв его, пла­кал от ра­до­сти и вспо­ми­нал ему об их преж­нем жи­тии и о храб­ро­сти, ка­кую они об­на­ру­жи­ва­ли в бо­ях, а так­же и о тех по­че­стях, ка­ких Иоан­ни­кий удо­сто­ил­ся получить от ца­ря. Во­ин удив­лял­ся, по­че­му Иоан­ни­кий, всё сие оста­вив, на­шёл луч­шим жить в ни­ще­те. Ко­гда же сей во­ин об­ра­тил­ся к дру­гим, же­лая рас­ска­зать им об Иоан­ни­кии, в это вре­мя Иоан­ни­кий ушел от них и, же­лая даль­ше скрыть­ся от всех, уда­лил­ся в го­ры Кон­ту­рий­ские, где бы­ло мно­го зве­рей и змей. Там посе­лил­ся свя­той, из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской; он жил со зве­ря­ми и зме­я­ми и го­во­рил с Да­ви­дом: «Да­ле­ко уда­лил­ся бы я, и оста­вал­ся бы в пу­стыне; на­де­ясь на Бо­га, спа­са­ю­ще­го ме­ня от ма­ло­ду­шия и от бу­ри» (Пс. 54, 8-9).

Спу­стя до­воль­но вре­ме­ни Иоан­ни­кий ре­шил пой­ти в Ефес к церк­ви свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва для то­го, чтобы по­мо­лить­ся там. На до­ро­ге в Ефес, про­хо­дя ми­мо од­но­го мо­лит­вен­но­го до­ма, он встре­тил при за­ка­те солн­ца че­ту су­пру­гов, шед­ших к то­му до­му по­мо­лить­ся о сво­их по­чив­ших ро­ди­те­лях. Уви­дев­ши его, су­пру­ги ис­пу­га­лись, ибо он был стра­шен: вы­со­кий ро­стом, оде­тый в ру­би­ще, бо­сой и весь об­рос­ший во­ло­са­ми. Свя­той же, ви­дя, что они тре­пе­щут от стра­ха, крот­ко сказал им:

– Не бой­тесь, де­ти, но ска­жи­те мне, ку­да ве­дёт эта до­ро­га?

Они ска­за­ли, что та до­ро­га идет к ре­ке, ко­то­рая в то вре­мя бы­ла в пол­ном раз­ли­ве, так что ту ре­ку нель­зя бы­ло пе­ре­плыть без ла­дьи. Иоан­ни­кий же по­шел к ре­ке и, по­дой­дя к ней, немно­го от­дох­нул, а в пол­ночь встал и пе­ре­шел на дру­гой бе­рег по во­де, как по су­ше, не за­мо­чив ног. Ко­гда же он при­шел в Ефес и по­до­шел к хра­му свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва, пе­ред ним са­ми со­бой от­верз­лись цер­ков­ные две­ри. Вой­дя внутрь, он, сколь­ко по­до­ба­ло, по­мо­лил­ся, кла­ня­ясь и ло­бы­зая святую ико­ну воз­люб­лен­но­го уче­ни­ка Хри­сто­ва. Ко­гда же он вы­шел из церк­ви, две­ри тот­час же за­тво­ри­лись са­ми со­бою, и он сно­ва по­шел в путь, воз­вра­ща­ясь к сво­е­му жи­ли­щу в Кон­ту­рий­ских го­рах. Слу­чи­лось ему в это вре­мя про­хо­дить ми­мо неко­е­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, где бы­ла од­на мо­на­хи­ня, имев­шая при се­бе юную дочь, ко­то­рая, бу­дучи объ­ята плот­скою стра­стью, хо­те­ла оста­вить ино­че­скую жизнь и мать свою и, воз­вра­тив­шись в мир, вый­ти за­муж. Мать со сле­за­ми умо­ля­ла ее, чтобы она пре­тер­пе­ла плот­скую брань ра­ди люб­ви ко Хри­сту, чтобы не остав­ля­ла ино­че­ства и не от­да­ва­ла бы се­бя на по­ру­га­ние и по­ги­бель бе­су. Но она не смог­ла убе­дить той, ко­то­рая го­ре­ла пла­ме­нем стра­стей и уже ре­ши­лась бе­жать из мо­на­сты­ря. Узнав все это, бла­жен­ный Иоан­ни­кий по­чув­ство­вал жа­лость к той де­ви­це и, при­звав ее, ска­зал:

– По­ло­жи, ча­до, ру­ку твою на мою шею.

Ко­гда де­ви­ца это сде­ла­ла, свя­той со сле­за­ми по­мо­лил­ся Бо­гу, чтобы де­ви­ца из­ба­ви­лась от сво­ей стра­сти и от диа­воль­ско­го ис­ку­ше­ния и чтобы вся тя­жесть ее стра­да­ний и плот­ских стра­стей пе­ре­шла на него. Так и слу­чи­лось. Та де­ви­ца осво­бо­ди­лась от всех нечи­стых мыс­лей и плот­ских по­хо­тей и оста­лась в сво­ем мона­сты­ре, про­во­дя жизнь в бес­стра­стии и уго­жде­нии Бо­гу; Иоан­ни­кий же ушел сво­им пу­тем в Кон­ту­рию. На до­ро­ге он ощу­тил в се­бе пла­мень плот­ской похоти, и на­па­ли на него, как страш­ная бу­ря, сквер­ные по­мыс­лы; нечи­стые стра­сти вол­но­ва­лись в нем, кровь ки­пе­ла, как в кот­ле, и все му­че­ния, ко­то­рые претерпе­ва­ла та де­ви­ца, до­ста­лись в удел бла­жен­но­му Иоан­ни­кию. Он же му­же­ствен­но пре­тер­пе­вал их, утруж­дая свою плоть ве­ли­ки­ми по­дви­га­ми. Встре­тив одна­жды в боль­шой рас­се­лине го­ры гнез­див­ше­го­ся там огром­но­го змия, Иоан­ни­кий воз­на­ме­рил­ся от­дать се­бя ему на съе­де­ние, ре­шив­шись луч­ше уме­реть, чем дать про­стор нечи­стым мыс­лям и осквер­нить свое чи­стое те­ло. Он бро­сил­ся к змию, ду­мая, что тот по­жрет его, но змий не хо­тел к нему при­кос­нуть­ся. Ко­гда Иоан­ни­кий стал драз­нить его, же­лая быть по­жран­ным, змий неожи­дан­но ока­зал­ся мерт­вым. С то­го ча­са у Иоан­ни­кия пе­ре­ста­ли по­яв­лять­ся сквер­ные по­мыс­лы, страсть угас­ла, по­хоть утих­ла и спо­кой­ствие воз­вра­ти­лось в те­ло его. Вме­сте с тем ему да­на бы­ла власть на­сту­пать на ви­ди­мых и неви­ди­мых зми­ев и со­кру­шать им го­ло­вы. Од­на­жды свя­той сто­ял и вос­пе­вал псал­мы Да­ви­до­вы, как вдруг ку­ча кам­ней, на­хо­див­ша­я­ся вбли­зи свя­то­го, на­ча­ла ко­ле­бать­ся. Взгля­нув­ши ту­да, святой уви­дел вы­хо­див­ше­го из сре­ди­ны кам­ней страш­но­го змия с ог­нен­ны­ми гла­за­ми. Он до­тро­нул­ся до змия сво­им жез­лом, и тот тот­час из­дох. Дру­гой раз в зим­нюю по­ру свя­той во­шел в од­ну глу­бо­кую пе­ще­ру и на­шел гнез­див­ше­го­ся в ней змия, гла­за ко­то­ро­го го­ре­ли, как ог­ни. Не до­га­ды­ва­ясь, что пред ним был змий, и ду­мая, что это в са­мом де­ле огонь, свя­той со­брал дров и стал класть на змия, же­лая со­греть­ся у ко­ст­ра в та­кую сту­жу. Змий, встрях­нув­шись, сбро­сил с се­бя дро­ва и то­гда свя­той уви­дел, что тут был змий. Од­на­ко он не ис­пу­гал­ся, но по­ме­стил­ся на пра­вой сто­роне пе­ще­ры и оста­вал­ся здесь вме­сте со зми­ем до тех пор, по­ка не окон­чи­лась зи­ма.

Ко­гда окан­чи­вал­ся уже две­на­дца­тый год пре­бы­ва­ния Иоан­ни­кия в пу­стыне, го­лос свы­ше по­ве­лел ему ид­ти в мо­на­стырь, на­зы­ва­е­мый Эри­сте, и об­лечь­ся там в ино­че­ский сан. Он тот­час же по­шел в на­зван­ный мо­на­стырь и, при­дя ту­да во вре­мя жат­вы, объ­явил о се­бе игу­ме­ну то­го мо­на­сты­ря Сте­фа­ну. Сей по­след­ний, сотво­рив­ши утром обыч­ные мо­лит­вы, об­лёк во ино­че­ский об­раз пре­по­доб­но­го Иоан­ни­кия, ко­то­рый, впро­чем, был уже со­вер­шен­ным ино­ком, пре­вос­хо­дя многих сво­и­ми по­дви­га­ми. Бу­дучи же об­ле­чён в ино­че­ские одеж­ды, пре­по­доб­ный еще бо­лее стал под­ви­зать­ся, вос­хо­дя от од­них тру­дов к дру­гим. Он по­се­лил­ся в мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Кри­та­ма, и ско­вал се­бя же­лез­ны­ми ве­ри­га­ми в шесть лок­тей дол­го­ты и про­был в за­тво­ре и в узах три го­да, как доб­ро­воль­ный уз­ник и му­че­ник Хри­стов.

Спу­стя три го­да Иоан­ни­кий по­же­лал пой­ти в Хе­ли­дон, чтобы уви­деть там ве­ли­ко­го меж­ду пост­ни­ка­ми Ге­ор­гия. Сняв с се­бя узы, он от­пра­вил­ся в путь и ко­гда при­шел к ре­ке, на­зы­ва­е­мой Го­рам, то встре­тил змия, ко­то­рой воз­му­щал в ре­ке во­ду и оста­нав­ли­вал её те­че­ние: мо­лит­вою и крест­ным зна­ме­ни­ем он умерт­вил того змия. При­шед­ши же к ве­ли­ко­му Ге­ор­гию, он про­был с ним три го­да, вы­учил у него всю Псал­тирь и сно­ва по­том уда­лил­ся в Ан­тио­хий­скую оби­тель с учеником сво­им Па­хо­ми­ем.

Весь­ма по­учи­тель­ны неко­то­рые со­бы­тия из жиз­ни пре­по­доб­но­го Иоан­ни­кия. В быт­ность свою в оби­те­ли Ав­гар­ской Иоан­ни­кий по­шел од­на­жды с дру­ги­ми инока­ми по­смот­реть со­зи­дав­шу­ю­ся на неда­ле­ко на­хо­дя­щей­ся от­ту­да го­ре но­вую оби­тель. Ко­гда он при­бли­жал­ся к этой го­ре, из пу­сты­ни по­ка­зал­ся необы­чай­но боль­шой ко­зёл. Шед­шие с Иоан­ни­ки­ем ино­ки ста­ли по­мыш­лять о том, как бы им пой­мать это­го коз­ла, из ко­жи ко­то­ро­го мож­но бы­ло по­лу­чить хо­ро­ший мех. Пре­по­доб­ный, ура­зу­мев по­мыш­ле­ние их, по­ве­лел од­но­му ино­ку, по име­ни Сав­ве, пой­ти и при­ве­сти к нему то­го коз­ла. Сав­ва же ска­зал:

– А ес­ли ко­зёл убе­жит, как мне до­гнать его?

Свя­той ска­зал ему:

– Ты сде­лай толь­ко то, что те­бе при­ка­за­но, а ко­зёл уже сам по­дой­дет к те­бе и по­сле­ду­ет за то­бою.

По­том, об­ра­тив­шись к дру­гим ино­кам, он спро­сил их:

– Удоб­на ли коз­ли­ная ко­жа для при­го­тов­ле­ние из неё ме­ха?

Они же ска­за­ли:

– Очень удоб­на; о сем мы и рань­ше, чем ты ска­зал, ду­ма­ли.

Ко­гда ко­зёл был при­ве­ден, пре­по­доб­ный стал гла­дить его сво­ею ру­кою, а бра­тию учил в это вре­мя ща­дить жизнь жи­вот­ных и уме­рять свои во­жде­ле­ния; а вслед за этим он сно­ва от­пу­стил коз­ла на паст­би­ще в пу­сты­ню.

Имел пре­по­доб­ный и дар про­зор­ли­во­сти; он пред­ска­зал ско­рую смерть ца­ря Ни­ки­фо­ра, и пред­ска­за­ние его ис­пол­ни­лось, ибо он умер, бу­дучи ра­нен в сра­же­нии с бол­га­ра­ми. Пред­ска­зал так­же он ско­рую смерть на­чав­ше­го цар­ство­вать по­сле Ни­ки­фо­ра сы­на его, Ста­в­ри­кия. Ко­гда он жил на го­ре Пру­сен­тий­ской, сто­яв­шей ря­дом с вы­со­кой го­рой Олим­пом, там был один инок, по име­ни Гу­рий, че­ло­век ли­це­мер­ный, ис­кав­ший сла­вы от лю­дей и на са­мом де­ле все­ми про­слав­ля­е­мый как ве­ли­кий по­движ­ник. Сей инок, ви­дя, что ему да­ле­ко еще до ис­тин­но доб­ро­де­тель­но­го по­движ­ни­ка, свя­то­го Иоан­ни­кия, уязв­лен был за­ви­стью. Же­лая погубить Иоан­ни­кия, он при­шел к нему, как Иуда, со льсти­вы­ми сло­ва­ми, и вло­жил яд в пи­тье его. Пре­по­доб­ный, как че­ло­век незло­би­вый, ду­мая, что Гу­рий пита­ет к нему ис­крен­нюю дру­же­скую лю­бовь и ни­че­го не по­до­зре­вая, вы­пил смер­то­нос­ный яд; тот­час же вслед за этим он по­чув­ство­вал страш­ные му­че­ния и да­же стал опа­сать­ся за свою жизнь. Бог, од­на­ко, не дал угод­ни­ку Сво­е­му скон­чать­ся безвре­мен­но та­кою смер­тью, но по­слал ему на по­мощь Сво­е­го свя­то­го мучени­ка Ев­ста­фия, ко­то­рой, явив­шись ему в ви­де­нии, ис­це­лил его от бо­лез­ни и воз­вра­тил ему здра­вие. В бла­го­дар­ность за то пре­по­доб­ный по­стро­ил там храм во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ев­ста­фия и устро­ил при нем мо­на­стырь.

Од­на­жды но­чью Иоан­ни­кий, стоя на мо­лит­ве, уви­дел та­кое ви­де­ние: с во­сточ­ной сто­ро­ны го­ры от­крыл­ся ис­точ­ник, ис­то­чав­ший обиль­ную во­ду, а око­ло то­го источ­ни­ка сто­я­ло мно­же­ство овец, пив­ших ис­те­кав­шую из ис­точ­ни­ка во­ду. Свя­той удив­лял­ся это­му ви­де­нию, ибо знал, что ни­ка­ко­го ис­точ­ни­ка и овец в той пустыне ни­ко­гда не бы­ло. На­ут­ро он по­шел к то­му ме­сту, но не на­шел ни­че­го – ни овец, ни ис­точ­ни­ка; но ме­сто то ока­за­лось очень хо­ро­шим и удоб­ным для житель­ства. Пре­по­доб­ный узнал от стар­цев, что на том ме­сте неко­гда сто­я­ла цер­ковь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и по­это­му он изъ­яс­нил се­бе свое ви­де­ние так: источ­ник, в изоби­лии ис­то­ча­ю­щий во­ду, есть бла­го­дать Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая долж­на из­ли­вать­ся на том ме­сте, ов­цы же – лю­ди, по­лу­ча­ю­щие благодать от Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. И стал пре­по­доб­ный при­ла­гать все уси­лия к то­му, чтобы вос­ста­но­вить на том ме­сте цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, что ему и уда­лось в ско­ром вре­ме­ни. Он со­здал пре­крас­ную цер­ковь, устро­ил там мо­на­стырь и со­брал там мно­же­ство бра­тии с по­мо­щью и при со­дей­ствии Пребла­го­сло­вен­ной Бо­го­ро­ди­цы.

При по­строй­ке церк­ви пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий тру­дил­ся сам, но­ся кам­ни и по­мо­гая стро­ив­шим. Од­на­жды, ко­гда он про­тя­нул ру­ку, чтобы взять с зем­ли ка­мень, из-под кам­ня вы­полз­ла ехид­на и, ужа­лив его в ру­ку, по­вис­ла на ней. Он же, как но­вый Па­вел, стрях­нул ее, не по­тер­пев ни­ка­ко­го вре­да (Деян. 28, 5).

Тво­ря свою мо­лит­ву, пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий воз­вы­шал­ся го­ре не столь­ко ду­хом, но и пло­тью и при­под­ни­мал­ся до­воль­но вы­со­ко над зем­лею. Од­на­жды уче­ник и под­ра­жа­тель его свя­то­го жи­тия, бла­жен­ный Ев­стра­тий, в то вре­мя, ко­гда пре­по­доб­ный шёл один по­мо­лить­ся в цер­ковь, тай­но по­сле­до­вал за ним и, укрыв­шись в од­ном уг­лу церк­ви, вни­ма­тель­но при­смат­ри­вал­ся к то­му, как он со­вер­шал мо­лит­ву. Он уви­дел, что пре­по­доб­ный воз­двиг го­ре свои ру­ки и, вы­со­ко под­няв­шись над зем­лею, сто­ял в воз­ду­хе и мо­лил­ся, и это при­ве­ло в ужас Ев­стра­тия. По со­вер­ше­нии мо­лит­вы пре­по­доб­ный опять стал на зем­лю и, за­ме­тив Ев­стра­тия, оскор­бил­ся и ска­зал:

– Пи­са­но: «у Те­бя не во­дво­рит­ся злой» (Пс. 5, 5) (т. е. лу­ка­вый че­ло­век не по­дой­дет к хра­ни­мо­му Бо­гом), – ты же осме­лил­ся под­смот­реть греш­ную мою мо­лит­ву.

Пре­по­доб­ный за­пре­тил Ев­стра­тию ко­му-ни­будь рас­ска­зы­вать об этом.

Мно­го чу­дес тво­рил див­ный Иоан­ни­кий. Од­ним толь­ко сло­вом он из­го­нял из лю­дей бе­сов, ис­це­лял вся­кие бо­лез­ни крест­ным зна­ме­ни­ем и мо­лит­вою и мно­гих из­ба­вил от уку­ше­ния змей. По­се­му к нему сте­ка­лось мно­же­ство на­ро­да – один про­сил ис­це­ле­ния от бо­лез­ни, дру­гой – из­бав­ле­ния от нечи­стых ду­хов, иной – толь­ко бла­го­сло­ве­ния и мо­лит­вы. Этим на­ру­ша­лось без­мол­вие, ко­то­ро­му по­свя­тил се­бя Иоан­ни­кий и, тя­го­тясь этим, он сно­ва ушел на Три­ха­ли­ко­ву го­ру и пребы­вал на ней, не имея ни­ка­ко­го убе­жи­ща. Ев­стра­тий же, инок Ав­гар­ско­го мо­на­сты­ря, пи­тая го­ря­чую лю­бовь к бла­жен­но­му от­цу и же­лая ви­деть­ся с ним, ревност­но разыс­ки­вал его и на­шел его на го­ре Три­ха­ли­ко­вой. По­сле обыч­ной мо­лит­вы, Ев­стра­тий спро­сил бла­жен­но­го Иоан­ни­кия о Льве Ар­мя­нине, ко­то­рый в то вре­мя цар­ство­вал в Гре­ции – дол­го ли он бу­дет сму­щать Цер­ковь Бо­жию ико­но­бор­че­скою ере­сью. Свя­той тот­час же ска­зал, что Лев ско­ро умрёт. Это так и слу­чи­лось, ибо Ми­ха­ил, про­зван­ный Вал­вос или Трав­лос, убил Льва Ар­мя­ни­на и всту­пил по­сле него на пре­стол.

В ста­ро­сти Иоан­ни­кий при­вык хо­дить с жез­лом. Од­на­жды, ко­гда он шел в го­рах уз­ким про­хо­дом, жезл слу­чай­но вы­пал из его рук и про­пал, по­то­му что сва­лил­ся с го­ры в про­пасть, так что нель­зя бы­ло и най­ти его. Свя­той, скор­бя о по­те­ре жез­ла, пре­кло­нил ко­ле­на, со­вер­шая обыч­ную мо­лит­ву Гос­по­ду, а жезл в это вре­мя, неви­ди­мою си­лою при­не­сен­ный по воз­ду­ху, очу­тил­ся в ру­ке свя­то­го.

Про­хо­дя дру­гой раз по пу­стыне, бла­жен­ный на­шел од­ну пу­стую пе­ще­ру, в ко­то­рой оби­та­ли бе­сы. Пе­ще­ра эта по­лю­би­лась пре­по­доб­но­му, и он остал­ся жить в ней. Бе­сы же, не вы­но­ся его при­сут­ствия, вос­ста­ли про­тив него яв­но и при­чи­ня­ли ему раз­лич­ные бес­по­кой­ства, на­де­ясь ис­пу­гать его и про­гнать от­ту­да. Они кри­ча­ли на него, скре­же­та­ли зу­ба­ми, на­сме­ха­лись над ним, пу­га­ли его, бе­га­ли взад и впе­ред, на­па­да­ли на него и, ка­за­лось, ко­ле­ба­ли всю пе­ще­ру. Но свя­той, по сло­ву Пав­ла, сто­ял, как бы в день бра­ни, оде­тый в бро­ню прав­ды и со щи­том ве­ры и ни­сколь­ко не стра­шил­ся вра­же­ских на­па­де­ний. («Для се­го при­и­ми­те всеоружие Бо­жие, дабы вы мог­ли про­ти­во­стать в день злый и, все пре­одолев, усто­ять. Итак стань­те, пре­по­я­сав чрес­ла ва­ши ис­ти­ною и об­лек­шись в бро­ню правед­но­сти, и обув но­ги в го­тов­ность бла­го­вест­во­вать мир; а па­че все­го возь­ми­те щит ве­ры, ко­то­рым воз­мо­же­те уга­сить все рас­ка­лен­ные стре­лы лу­ка­во­го» (Еф. 6, 13-16); Бе­сы же, кри­ча­ли: «при­шел Ты сю­да преж­де вре­ме­ни му­чить нас» (Мф. 8, 29), и, не в си­лах бу­дучи по­бе­дить непо­бе­ди­мо­го, бе­жа­ли от него, побеж­ден­ные им са­ми.

В то вре­мя дочь од­но­го бо­яри­на, ис­тин­но ве­ру­ю­щая, ле­жа­ла без сил на од­ре и очень стра­да­ла. Ко­гда ее по­нес­ли к свя­то­му, он тот­час вы­шел к ней на встре­чу и, уми­ло­сер­див­шись над ней ра­ди её бла­го­че­стия, так как она по­чи­та­ла свя­тые ико­ны, хо­тя и жи­ла сре­ди мно­же­ства ико­но­бор­цев, ис­це­лил ее мо­лит­вою и крестным зна­ме­ни­ем от бо­лез­ни. Слу­чи­лось быть там зятю свя­то­го, же­нив­ше­му­ся на сест­ре его; он был по­мра­чен ико­но­бор­че­скою ере­сью, и свя­той дол­гое время убеж­дал его по­знать пра­вый путь ис­тин­ной ве­ры и воз­да­вать по­до­ба­ю­щую честь свя­тым ико­нам. Ко­гда же он не мог ока­зать на него ни­ка­ко­го дей­ствия сво­и­ми на­став­ле­ни­я­ми (ибо тот, как фа­ра­он, пре­бы­вал в упор­стве), то­гда бла­жен­ный, по­за­быв о сво­ем близ­ком плот­ском род­стве с ним, по­мо­лил­ся Бо­гу о том, чтобы у то­го ико­но­бор­ца ослеп­ли и плот­ские его очи, ес­ли он не име­ет очей ду­шев­ных. Так и слу­чи­лось: зять его ослеп и по­нёс на­ка­за­ние, со­от­вет­ствен­ное свое­му нече­стию.

У се­го ве­ли­ко­го от­ца был обы­чай схо­дить с го­ры на­встре­чу вся­ко­му, кто, по слу­хам, со­би­рал­ся по­се­тить его. Так по­сту­пал он, чтобы не за­труд­нять по­се­ти­те­лей, ибо вход на го­ру был тру­ден и неудо­бен. Од­на­жды шли к нему два епи­ско­па, Хал­ки­дон­ский и Ни­кей­ский, а с ни­ми Петр и Фе­о­дор Сту­ди­ты, с Иоси­фом и Климен­том. Бла­жен­ный, сой­дя с го­ры, встре­тил их и с лю­бо­вью при­вет­ство­вал. По­сле обыч­ной мо­лит­вы, ко­гда они всту­пи­ли в ду­ше­по­лез­ную бе­се­ду, блаженный ска­зал од­но­му из при­шед­ших, имен­но Иоси­фу:

– Не сму­щай­ся, брат Иосиф, но те­бе нуж­но при­го­тов­лять­ся ко ис­хо­ду.

Этих слов пре­по­доб­но­го не по­ня­ли то­гда. Ко­гда же про­шло по­сле се­го во­сем­на­дцать дней и Иосиф пе­ре­се­лил­ся в иную жизнь, то­гда вспом­ни­ли сло­ва блаженного Иоан­ни­кия и по­ня­ли, что он сво­и­ми про­зор­ли­вы­ми оча­ми про­ви­дел смерть Иоси­фа и о ней имен­но пред­ска­зал ему, по­веле­вая при­го­тов­лять­ся к исхо­ду.

В пя­тый год прав­ле­ния Ми­ха­и­ла, в кон­це че­тыр­на­дца­то­го го­да со дня смер­ти ца­ря Ни­ки­фо­ра, ко­гда мно­гие слав­ные бо­яре и во­и­ны бы­ли за­клю­че­ны бол­га­ра­ми, по­бе­див­ши­ми гре­ков, в узы и тем­ни­цы, пре­по­доб­ный вспом­нил о тех плен­ни­ках и по­чув­ство­вал к ним в сво­ем серд­це осо­бен­ное со­стра­да­ние, ибо услы­хал, что они на­хо­дят­ся в крайне бед­ствен­ном со­сто­я­нии, си­дят в смрад­ной и мрач­ной тем­ни­це, бу­дучи ско­ва­ны це­пя­ми, и что они да­же луч­ше бы со­гла­си­лись при­нять смерть, чем оста­вать­ся жи­вы­ми в та­ких стра­да­ни­ях. Из со­стра­да­ния к ним Иоан­ни­кий оста­вил пу­стын­ное и без­молв­ное жи­тие свое и по­шел в Бол­гар­скую землю, чтобы раз­ре­шить узы свя­зан­ных и осво­бо­дить плен­ных. При­дя в го­род, в ко­то­ром гре­ки бы­ли за­клю­че­ны в узах, он неза­мет­но по­до­шел к тем­ни­це, так что во­и­ны, сто­ро­жив­шие две­ри тем­ни­цы, не мог­ли ви­деть его. Он со­тво­рил крест­ное зна­ме­ние на две­рях, и тем­ни­ца тот­час от­во­ри­лась. Вой­дя в нее, преподобный крест­ным зна­ме­ни­ем раз­ре­шил всех от уз и по­ве­лел ид­ти за со­бою. Все уз­ни­ки вы­шли из тем­ни­цы, а при­сут­ство­вав­шие там стра­жи и не за­ме­ти­ли это­го. Свя­той же, осво­бо­див гре­ков от уз и тем­ни­цы по­доб­но то­му, как Хри­стос осво­бо­дил из ада ду­ши пра­вед­ных, в те­че­ние всей но­чи, как но­вый Мо­и­сей, вёл их при си­я­нии чу­дес­но­го све­та и до­вёл их до пре­де­лов Гре­че­ской им­пе­рии. На пу­ти он учил их не быть, по­доб­но от­цам сво­им, ро­дом строп­ти­вым и огор­ча­ю­щим Бо­га, но упо­вать на Него и не за­бы­вать бла­го­де­я­ний и чу­дес Его. Ко­гда же он стал про­щать­ся с ни­ми, все они при­па­ли к его но­гам, умо­ляя его ска­зать имя свое, и го­во­ри­ли:

– Ска­жи нам, че­ло­век Бо­жий, кто ты?

Име­ни сво­е­го пре­по­доб­ной не скрыл, но при этом по­ве­лел воз­да­вать бла­го­да­ре­ние од­но­му Бо­гу; за­тем он сно­ва вер­нул­ся в свое ти­хое уеди­не­ние.

Од­на­жды пре­по­доб­ный сел на ко­рабль и от­плыл к оби­те­ли свя­то­го Фе­о­фа­на, на­хо­див­шей­ся в Си­гри­ане, чтобы там по­мо­лить­ся. Ко­гда на воз­врат­ном пу­ти от­ту­да он при­стал к ост­ро­ву Фа­су, то жи­те­ли то­го ост­ро­ва, как ино­ки, так и ми­ряне, услы­шав о при­ше­ствии к ним Иоан­ни­кия, при­шли к нему и умо­ля­ли бла­жен­но­го, чтобы он из­гнал с их ост­ро­ва змей, ко­то­рые в то вре­мя до чрез­вы­чай­но­сти рас­пло­ди­лись на том ост­ро­ве. Свя­той, вняв­ши их прось­бам, воз­нёс свои усерд­ные молит­вы к Бо­гу, и тот­час все змеи то­го ост­ро­ва, со­брав­шись вме­сте, бро­си­лись в глу­би­ну мо­ря, и с тех пор на том ост­ро­ве змей ни­ко­гда не по­яв­ля­лось. Преподоб­ный же уда­лил­ся от­ту­да в дру­гое уеди­нен­ное ме­сто. С ним был в это вре­мя игу­мен мо­на­сты­ря, на­хо­див­ше­го­ся на ост­ро­ве Фа­се, Да­ни­ил. Бра­ту Даниила, ино­ку Ев­фи­мию, свя­той пред­ска­зал ско­рую кон­чи­ну, ска­зав­ши:

– Го­товь­ся, брать Ев­фи­мий, ибо вско­ре ты со­вер­шишь ше­ствие в гор­няя.

По­сле се­го пре­по­доб­ный во­шел в од­ну неболь­шую пе­ще­ру, на­ме­ре­ва­ясь в ней от­дох­нуть, и на­шел пре­бы­вав­ше­го там де­мо­на, ко­то­рой был лю­тее, чем преж­ние. Несмот­ря на это, Иоан­ни­кий с Да­ни­и­лом оста­лись в этой пе­ще­ре на жи­тель­ство. Де­мон же, бу­дучи недо­во­лен их пре­бы­ва­ни­ем, яв­лял­ся им чёр­ным, страш­ным и с яро­стью на­па­дал на них, же­лая вы­гнать их из пе­ще­ры, но они, упо­вая на Гос­по­да, без бо­яз­ни оста­ва­лись там. На­ко­нец, этот древ­ний че­ло­ве­ко­убий­ца, бросившись на них, свя­зал Да­ни­и­лу но­ги, а Иоан­ни­кию при­чи­нил та­кую боль в бо­ку, что тот в те­че­ние се­ми дней не мог про­из­не­сти ни сло­ва, сам же бе­жал из пе­ще­ры, так как не мог пре­бы­вать в од­ном ме­сте с угод­ни­ка­ми Бо­жи­и­ми. По­сле се­го пре­по­доб­ной Иоан­ни­кий сно­ва воз­вра­тил­ся на Три­ха­ли­ко­ву го­ру и предсказал ско­рую смерть од­но­му мо­на­ху, по име­ни Ис­а­кию, ко­то­рой нера­дел о сво­ем спа­се­нии; кро­ме то­го, Иоан­ни­кий из­гнал мо­лит­вою и зна­ме­ни­ем св. креста из ви­но­град­ни­ков чер­вей, при­но­сив­ших боль­шие опу­сто­ше­ние.

Од­на­жды при­шла к нему для мо­лит­вы од­на ста­ри­ца, игу­ме­ния Клу­вий­ской оби­те­ли, с сво­ею до­че­рью. Он же, взяв­ши жезл, ко­то­рой был в ру­ке ма­те­ри, вло­жил его в ру­ку до­че­ри ее. Мать, сму­тив­шись, ска­за­ла:

– От­че, жезл ну­жен мне, чтобы под­дер­жи­вать мое сла­бое те­ло, по при­чине мо­ей глу­бо­кой ста­ро­сти.

Он же, не го­во­ря ни сло­ва в от­вет, сво­им по­ступ­ком пред­ска­зал бу­ду­щее; ибо немно­го вре­ме­ни спу­стя та ста­ри­ца умер­ла, а дочь её из­бра­на бы­ла вме­сто неё началь­ни­цей. По­сле се­го бла­жен­ный по­шел от­ту­да с уче­ни­ком сво­им Ев­стра­ти­ем к дру­гой го­ре, очень ди­кой и непро­хо­ди­мой, ко­то­рая но­сит на­зва­ние Вороновой. Про­жив­ши здесь несколь­ко вре­ме­ни, он во­шел на го­ры оби­те­ли Ан­ти­дий­ской и, вы­стро­ив­ши там неболь­шую кел­лию, жил в об­ще­нии с Бо­гом. Он со­тво­рил здесь мно­го чу­дес, ис­це­лял боль­ных, ис­пра­вил речь коз­но­языч­но­го, сде­лал ярост­но­го и гнев­ли­во­го крот­ким, об­ра­тил ере­ти­ков от за­блуж­де­ния к правосла­вию, пред­воз­ве­стил мно­гим кон­чи­ну их, ибо был ис­пол­нен бла­го­да­тью жив­ше­го в нем Свя­то­го Ду­ха.

Сей пре­по­доб­ный до­стиг та­кой вы­со­ты ду­хов­ной жиз­ни, что его не все да­же удо­ста­и­ва­лись ви­деть, и мно­гие, же­лав­шие ви­деть его, при­хо­дя к нему в кел­лию, всё-та­ки не ви­де­ли его. Ко­гда же они ухо­ди­ли, сми­рен­ный отец го­во­рил уче­ни­ку сво­е­му:

– Брат Ев­стра­тий! это по тво­им мо­лит­вам я остал­ся неви­дим для при­хо­див­ших.

Од­на­жды, ко­гда на той го­ре со­зи­да­ем был храм свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля, вид ко­е­го был на­чер­тан пре­по­доб­ным Иоан­ни­ки­ем, из­да­ле­ка при­шли неко­то­рые братья – ино­ки, же­лая ви­деть свет­лое ли­цо угод­ни­ка Бо­жия. При­быв к со­зи­дав­ше­му­ся хра­му, они при­се­ли там, до­жи­да­ясь при­хо­да пре­по­доб­но­го от­ца, ко­то­ро­го они же­ла­ли уви­деть. Ту­да при­шел и пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий, чтобы по­смот­реть, по дан­но­му ли чер­те­жу стро­ит­ся храм; он сто­ял пред оча­ми при­шед­ших ра­ди его бра­тий, смот­ря на зда­ние, но они не мог­ли его ви­деть. Про­быв­ши сре­ди них до­воль­но дол­гое вре­мя, он воз­вра­тил­ся в свою кел­лию, не по­ка­зав­шись пришедшим и с нетер­пе­ни­ем до­жи­дав­шим­ся его при­хо­да. Один же из ино­ков, жив­ших близ него, по име­ни Иоанн, узнав о про­ис­шед­шем, ска­зал ему:

– От­че! не сле­до­ва­ло бы бра­тию, пред­при­няв­шую ра­ди те­бя та­кое про­дол­жи­тель­ное пу­те­ше­ствие, от­пу­стить в скор­би, не дав­ши им уви­деть ли­ца тво­е­го; сие при­скорб­но и сму­ща­ет мое серд­це.

Свя­той же, по­хва­лив труд и усер­дие тех бра­тьев, на­чал мо­лить­ся за них, а по­сле мо­лит­вы, об­ра­тив­шись к Иоан­ну, ска­зал:

– Брат! мы не име­ем сво­ей во­ли, но Бог де­ла­ет с на­ми то, что Ему угод­но. Ес­ли бы Бо­гу бы­ло угод­но, чтобы при­шед­шие бра­тия уви­де­ли ме­ня, то они узре­ли бы ме­ня да­же и в том слу­чае, ко­гда бы я скрыл­ся от них, меж­ду тем как я, и не скры­ва­ясь, дол­гое вре­мя сто­ял пред их оча­ми, и ес­ли они не уви­де­ли ме­ня, то, зна­чит, так бы­ло угод­но Бо­гу.

Дру­гой раз, ко­гда неко­то­рые бра­тия при­шли к пре­по­доб­но­му и си­де­ли пред его кел­ли­ей, раз­го­ва­ри­вая меж­ду со­бою, неожи­дан­но по­ка­за­лась боль­шая и страш­ная мед­ве­ди­ца, шед­шая на них с близ­ле­жа­ще­го по­ля. Уви­дев ее, они чрез­вы­чай­но ис­пу­га­лись.

Свя­той же ска­зал им:

– Гос­подь дал нам Сво­им ра­бам, власть по­пи­рать льва и змия, ко­то­рые страш­нее всех зве­рей, а вы бо­и­тесь мед­ве­ди­цы?

Он по­ве­лел бро­сить ей ку­сок хле­ба, ко­то­рой она взя­ла и ушла в пу­сты­ню.

Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий был на­столь­ко ду­хо­вен и имел та­кие яс­ные ду­хов­ные очи, что мог ви­деть и небес­ных ду­хов, и ду­ши пра­вед­ных. Так, од­на­жды, стоя на мо­лит­ве, он уви­дел ду­шу од­но­го ар­хи­манд­ри­та Пет­ра, ко­то­рую Ан­ге­лы нес­ли со сла­вою на небе­са, окру­жен­ную си­я­ни­ем необык­но­вен­но­го све­та, и рас­ска­зал о том уче­ни­кам сво­им для их на­зи­да­ния.

В то вре­мя, ко­гда над гре­ка­ми цар­ство­вал Фе­о­фил ико­но­бо­рец, бы­ли от­прав­ле­ны этим ца­рем два знат­ных му­жа к пре­по­доб­но­му Иоан­ни­кию, чтобы спро­сить его, сле­ду­ет ли по­чи­тать об­раз Хри­стов? Ко­гда по­слан­ные при­шли к свя­то­му, он от­верз свои бо­го­дух­но­вен­ные уста и, ко­гда на­чал го­во­рить в си­ле по­да­ва­е­мой ему свы­ше муд­ро­сти, му­жи те усты­ди­лись, бу­дучи не в си­лах что-ли­бо воз­ра­зить ему. Чрез него го­во­рил Сам Бог, Ко­то­рой в Еван­ге­лии го­во­рит уче­ни­кам Сво­им: «Не за­боть­тесь на­пе­ред, что вам го­во­рить, и не об­ду­мы­вай­те; но что да­но бу­дет вам в тот час, то и го­во­ри­те, ибо не вы бу­де­те го­во­рить, но Дух Святый» (Мк. 13, 11). Яс­но по­ка­зы­вая, что свя­тым ико­нам сле­ду­ет воз­да­вать по­до­ба­ю­щую честь, он об­ра­тил их на ис­тин­ный путь, и они, от­рек­шись от иконобор­че­ской ере­си, по­кло­ни­лись об­ра­зу Хри­сто­ву.

Од­на­жды игу­мен Ав­гар­ско­го мо­на­сты­ря, Ев­стра­тий, во­про­сил пре­по­доб­но­го Иоан­ни­кия:

– От­че, до­ко­ле бу­дут по­пи­ра­е­мы свя­тые ико­ны, до­ко­ле они не бу­дут воз­вра­ще­ны Церк­ви и бу­дут уси­ли­вать­ся го­ни­те­ли их, а ста­до Хри­сто­во – рас­хи­щать ди­кие зве­ри?

Пре­по­доб­ной Иоан­ни­кий от­ве­чал:

– По­до­жди немно­го, брат, и ты уви­дишь дей­ствие си­лы Бо­жи­ей, ибо управ­ле­ние Цер­ко­вью возь­мёт в свои ру­ки некто Ме­фо­дий. Он при воз­дей­ствии Божественно­го Ду­ха устро­ит ее, ис­тре­бит ере­си, утвер­дит пра­во­слав­ны­ми ве­ро­оп­ре­де­ле­ни­я­ми Цер­ковь, вос­ста­но­вит спо­кой­ствие и еди­но­мыс­лие, а про­тив­ни­ков его сми­рит дес­ни­ца Выш­не­го.

Это про­ро­че­ство Иоан­ни­кия вско­ре ис­пол­ни­лось, ибо несколь­ко вре­ме­ни спу­стя царь Фе­о­фил, ико­но­бо­рец, умер, а на пре­стол всту­пил сын его, Ми­ха­ил, за малолет­ством ко­то­ро­го управ­ле­ние им­пе­ри­ей взя­ла в свои ру­ки мать его, Фе­о­до­ра; Ме­фо­дий же был по­став­лен пат­ри­ар­хом. Сей по­след­ний внёс в церк­ви свя­тые ико­ны, утвер­дил пра­во­сла­вие, ути­шил все спо­ры и вол­не­ния и пре­кра­тил смя­те­ние. Ко­гда же чрез неко­то­рое вре­мя диа­вол сно­ва воз­двиг лю­дей, сму­щав­ших и раз­ди­рав­ших Хри­сто­ву Цер­ковь, то пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий вы­сту­пил на по­мощь бла­жен­но­му Ме­фо­дию, по­бо­рав­ше­му ере­ти­ков си­лою Сло­ва Бо­жия. То сам лич­но, то сво­и­ми по­сла­ни­я­ми Иоан­ни­кий за­щи­щал пра­во­сла­вие и сно­ва воз­вра­щал к Церк­ви тех, ко­то­рые от­па­да­ли от неё; епи­ско­па же Ме­фо­дия, мно­го раз совсем из­не­мо­гав­ше­го в борь­бе с ере­ти­ка­ми, пре­по­доб­ный под­креп­лял и утвер­ждал сво­и­ми по­сла­ни­я­ми. Од­на­жды, ко­гда во вре­мя чте­ния по­сла­ния Иоан­ни­кия на со­бо­ре ере­ти­ки ста­ли вся­че­ски на­сме­хать­ся над бла­жен­ным и ху­лить его, пре­по­доб­ный, узнав о том Ду­хом Бо­жи­им, вне­зап­но явил­ся на со­бор и на­чал так гово­рить о Бо­ге и о Бо­же­ствен­ном, что все удив­ля­лись его пре­муд­ро­сти и ра­зу­му. И сло­ва его бо­го­гла­го­ли­вых уст не оста­лись без дей­ствия; ибо, как неко­гда на Иеру­са­лим­ском со­бра­нии во вре­мя ре­чи апо­сто­ла Пет­ра, так и здесь, слу­шав­шие пре­по­доб­но­го Иоан­ни­кия уми­ля­лись серд­цем, с лю­бо­вью при­ни­ма­ли сло­ва его и об­ра­ща­лись к пра­вой ве­ре. Так за­бо­тил­ся пре­по­доб­ный о ми­ре Церк­ви и спа­се­нии душ че­ло­ве­че­ских, и вско­ре его за­бо­та­ми и мо­лит­ва­ми ересь бы­ла по­дав­ле­на и мир воз­вра­щен был Церк­ви; диа­вол же, сму­щав­ший Цер­ковь, бе­жал со сты­дом, ибо бо­ял­ся Иоан­ни­кия и от мо­литв его ис­че­зал, как воск от ог­ня.

Од­на­жды в оби­те­ли пре­по­доб­но­го со­вер­ша­лось освя­ще­ние мо­лит­вен­но­го хра­ма, ко­то­рой был по­стро­ен пре­по­доб­ным. Ко­гда вся бра­тия со­бра­лась, а свя­то­го еще не бы­ло, вне­зап­но явил­ся це­лый полк бе­сов, схо­див­ших с хол­ма, как бы на­сто­я­щие лю­ди. Все чрез­вы­чай­но ис­пу­га­лись, не зная, что де­лать, а свя­той, хо­тя его и не бы­ло с ни­ми, ду­хом ви­дел про­ис­хо­див­шее и, тот­час об­ра­тив­шись к мо­лит­ве и воз­дев ру­ки го­ре, стал воз­но­сить свои про­ше­ния к Бо­гу, ко­то­рые, как стре­лы, по­ра­зи­ли полк бе­сов­ский и об­ра­ти­ли их в бег­ство. Бра­тия же, ви­дя, как бе­сы убе­га­ли, как бы го­ни­мые уда­ра­ми и из­ра­нен­ные, пе­ре­ста­ли бо­ять­ся и с ра­до­стью совер­ша­ли свой празд­ник.

В то вре­мя из­ма­иль­тяне во­е­ва­ли с гре­ка­ми и, по­ра­зив­ши гре­че­ские вой­ска, мно­гих взя­ли в плен и дер­жа­ли в узах. Один из знат­ных гре­ков, ко­то­ро­го родственник, юно­ша, был так­же взят в плен, умо­лял пре­по­доб­но­го Иоан­ни­кия спа­сти от пле­на это­го его род­ствен­ни­ка, как он из­ба­вил неко­гда гре­ков, находивших­ся в пле­ну у бол­гар. Пре­по­доб­ный же, бу­дучи ми­ло­серд, по­шел в зем­лю из­ма­иль­тян и, дой­дя до тем­ни­цы, вы­вел на сво­бо­ду не толь­ко то­го юно­шу, но и осталь­ных гре­ков, на­хо­див­ших­ся с ним в узах, то­гда как стра­жа ни­че­го не ви­да­ла, ибо пред пре­по­доб­ным две­ри от­во­ря­лись са­ми со­бою и око­вы сни­ма­лись са­ми. Ко­гда же они бы­ли на пу­ти в гре­че­скую зем­лю, на них во мно­же­стве на­па­ли лю­тые псы, ко­то­рых свя­той по­ра­зил сле­по­тою, так что плен­ни­ки про­шли среди них без вре­да для се­бя.

На той го­ре, где по­стил­ся пре­по­доб­ный, невда­ле­ке жил один инок, по име­ни Епи­фа­ний, из­вест­ный сво­им по­движ­ни­че­ством. Диа­вол воз­бу­дил в нем чув­ство зави­сти к Иоан­ни­кию, и он стал враж­до­вать про­тив бла­жен­но­го, за­ви­дуя той сла­ве, ка­кою про­слав­лял Иоан­ни­кия Бог, ска­зав­ший: «про­слав­ля­ю­щих Ме­ня прослав­лю» (1 Цар. 2, 30). Из за­ви­сти, Епи­фа­ний за­мыс­лил по­гу­бить непо­вин­но­го и чи­сто­го серд­цем Иоан­ни­кия, для че­го под­жег хво­рост, быв­ший в изоби­лии на той го­ре, где спа­сал­ся пре­по­доб­ный, чтобы Иоан­ни­кий в том по­жа­ре сго­рел вме­сте с сво­ею кел­ли­ей. Но Бог, спас­ший от ог­ня от­ро­ков в Ва­ви­лоне (Дан. 3), сохра­нил невре­ди­мым и угод­ни­ка Сво­е­го, бла­жен­но­го Иоан­ни­кия. Бла­жен­ный же, ви­дя зло­бу вра­га сво­е­го, не раз­гне­вал­ся на него, и да­же не огор­чил­ся, но, желая доб­ром по­бе­дить зло и незло­би­ем раз­ру­шить враж­ду, при­шел со сми­ре­ни­ем к Епи­фа­нию, спро­сил его о при­чине гне­ва и умо­лял о про­ще­нии. Ко­гда же тот в яро­сти уда­рил пал­кою с ост­рым же­лез­ным на­ко­неч­ни­ком свя­то­го в жи­вот, чтобы про­ко­лоть его, то Гос­подь, ко­то­рый «не оста­вит жез­ла нече­сти­вых над жребием пра­вед­ных» (Пс. 124, 3), со­хра­нил свя­то­го невре­ди­мым от уда­ра. Это и бы­ло тем ис­ку­ше­ни­ем бла­жен­но­му, о ко­то­ром пред­ска­за­ли ему два преж­де упомя­нутые пу­стын­ни­ка, дав­шие ему ле­ви­то­нар и ска­зав­шие при том:

– К кон­цу тво­ей жиз­ни те­бе бу­дет при­чи­не­но ис­ку­ше­ние от за­вист­ли­вых лю­дей, но горь­кие по­след­ствия это­го ис­ку­ше­ние па­дут на гла­ву вра­га, ты же не потерпишь ни­ка­ко­го зла.

До­стиг­ши глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ной отец наш Иоан­ни­кий, уже из­не­мо­гая те­лом от мно­гих тру­дов и по­дви­гов, при­шел в Ан­ти­ди­е­ву оби­тель и, по­стро­ив там неболь­шую кел­лию, за­тво­рил­ся в ней; ес­ли же и слу­ча­лось ему ко­гда вы­хо­дить из кел­лии, то, про­хо­дя обык­но­вен­ною до­ро­гою, он оста­вал­ся неви­ди­мым для тех, ко­го не же­лал встре­тить.

В пя­тый год цар­ство­ва­ния Ми­ха­и­ла при­чтен­ный впо­след­ствии к ли­ку свя­тых пат­ри­арх Ме­фо­дий, про­ви­дя при­бли­же­ние от­ше­ствия Иоан­ни­кия к Гос­по­ду, пришел к нему с сво­им кли­ром, ис­пра­ши­вая у него по­след­не­го бла­го­сло­ве­ния и мо­лит­вы. Пре­по­доб­ный же Иоан­ни­кий, до­воль­но дол­го по­бе­се­до­вав с свя­тым Ме­фо­ди­ем и дав­ши при­шед­шим с ним на­став­ле­ние о пра­во­слав­ной ве­ре, пред­ска­зал Ме­фо­дию, что и тот по его кон­чине вско­ре пе­рей­дет от вре­мен­ной жиз­ни к веч­ной. По­том, со­тво­рив­ши мо­лит­ву и по­це­ло­вав­ши друг дру­га по­след­ним це­ло­ва­ни­ем, они рас­ста­лись, и пат­ри­арх во­ро­тил­ся до­мой, а пре­по­доб­ный отец остался в сво­ей кел­лии, мо­лит­вою при­го­тов­ля­ясь к кон­чине. На тре­тий день по ухо­де пат­ри­ар­ха пре­по­доб­ный и бо­го­нос­ный отец наш Иоан­ни­кий ото­шел ко Госпо­ду, в чет­вер­тый день но­яб­ря, про­жив­ши от рож­де­ния де­вя­но­сто че­ты­ре го­да. На вось­мом же ме­ся­це по пре­став­ле­нии его по­чил о Гос­по­де и свя­тей­ший патри­арх Ме­фо­дий, в че­тыр­на­дца­тый день июня. И так сбы­лось про­ро­че­ство пре­по­доб­но­го Иоан­ни­кия, ко­то­рое он из­рек пат­ри­ар­ху, что и тот вско­ре вслед за ним пе­рей­дет из вре­мен­ной жиз­ни в веч­ную. Ко­гда же пре­по­доб­ный отец наш Иоан­ни­кий уми­рал, ино­ки, жив­шие в то вре­мя на го­ре Олим­пе, ви­де­ли ог­нен­ный столп, вос­хо­див­ший от зем­ли к небу, пред ко­то­рым шли Ан­ге­лы, от­вер­зая пред ним рай­ские две­ри и воз­во­дя к гор­не­му бла­жен­ству. Из это­го ино­ки и узна­ли, что пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий, скон­чав по­двиг жиз­ни сво­ей, пе­ре­хо­дит к небес­но­му по­кою. Пре­по­доб­ный со­тво­рил мно­гие чу­де­са не толь­ко во вре­мя сво­ей жиз­ни, но и по сво­ем пре­став­ле­нии, ибо мно­гие боль­ные, при­ка­са­ясь к его свя­тым мо­щам, по­лу­ча­ли здра­вие, дру­гие из­ба­ви­лись от бе­сов, рас­слаб­лен­ные вста­ва­ли с одра и вся­кий, ка­ким бы ни был одер­жим неду­гом, ес­ли толь­ко ка­сал­ся его ков­че­га, тот­час вы­здо­рав­ли­вал. Так Бог чу­де­са­ми про­слав­лял Сво­е­го угод­ни­ка и при жиз­ни, и по смер­ти. Его мо­лит­ва­ми да явит и нам Гос­подь ми­лость Свою и да ис­це­лит нас от бо­лез­ней на­ших, ду­шев­ных и те­лес­ных, для про­слав­ле­ния Сво­е­го свя­то­го име­ни. Аминь.


Тропарь преподобного Иоанникия Великого, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанникия Великого, глас 8

Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй/ и сущия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший явился еси,/ но яко приял еси благодать исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зовем:// радуйся, отче Иоанникие.


Источник: azbyka.ru



17 ноября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.