Чудесные случаи. Помощь по молитвам

Чудесные случаи. Помощь по молитвам

Этого не может быть!

Верующая душа жаждет чуда. Она верит в то, что Творец, создавший все, в том числе физиче­ские законы, по которым существует мир, в лю­бой миг может явить человеку Свою власть над этими законами.

Чудесных случаев на войне было много. К со­жалению, многие из них, наиболее популярные в народе, ставшие мифами и легендами, не име­ют документального подтверждения. Но суще­ствует множество рассказов и свидетельств том, как на войне человек соприкасался с чудом.

Офицер запаса Борис Васильевич Папенко с добровольными помощниками решил соста­вить свод чудесных случаев, произошедших на войне. Таким образом собрано почти 1000 свиде­тельств по разным источникам, которым можно доверять. Борис Васильевич рассказывает, что случаев, «в которых как бы нет церковной атри­бутики, но где явно действует промысл Бо­жий», — таких случаев запредельное количество. «Возьмем только письменные источники, — про­должает он. — В Российской библиотеке находит­ся около 700 000 книг о Великой Отечественной войне. По моим прикидкам, в них описано около 1 000 000 необычных явлений. Это то, что зафик­сировано. А ведь большинство испытавших на себе помощь Божию молчали или рассказывали только близким родственникам...

Чаще всего подобные случаи происходили с людьми нецерковными, которые в довоенное время получили атеистическое воспитание и настрой. Многие даже были партийными. Но когда они после войны давали в печать свои воспоминания, то фактически говорили о про­мысле Божием, хотя многие и называли это судьбой...

Родственник моей жены был начальником эвакогоспиталя, в 1941 году они попали в окруже­ние и 600 километров выводили санитарный эшелон по тылам врага.

Я ему:

—Борис Николаевич, ну как же у вас получи­лось? Ведь это ж паровоз, его надо заправлять водой, топливом... 600 километров — не шутей­ное расстояние. В сегодняшнее время, я слышал, 200 километров пробег — и уже меняются брига­ды. А там раненых кормить надо было, и не свер­нешь ни на тропинку, ни на лужайку — это ж рель­сы. К тому же немцы двигались на восток как раз вдоль железных дорог, для танков это удобно было.

— Согласен, — отвечал тесть, — но хочешь верь, хочешь не верь, а именно так было, как я говорю.

В армии действительно случаются вещи, в ко­торые не сразу поверишь. Служить мне довелось в авиации, и там такое происходило, что промеж собой мы называли авиацию «страной чудес». Кстати, из собранных мной военных случаев, а их несколько сотен, многие относятся к авиации.

Каждый случай уникален.

Скажем, самолет взрывается на собственных бомбах и кто-то из членов экипажа остается жив. Сторонний наблюдатель, не служивший в ВВС, скажет: «Повезло». Но какое тут везение?! Чело­веку везет, когда у него мало шансов, но удача все же выпадает. А тут — вообще никаких шансов. Взрыв — это сотни тысяч атмосфер, перепад дав­ления, это запредельная температура, это оскол­ки, в конце концов. А если посмотреть на схему самолета, в частности, Су-2 — там же экипаж си­дел на бомбах. И вот представьте: от попадания зенитного снаряда бомбы взрываются, и летчик оказывается в воздухе в одном комбинезоне, со­вершенно невредим. Ладно, закроем глаза на поражающую силу взрыва, но как он из самолета- то выбрался? Человеку, далекому от авиации, трудно представить. Во-первых, летчик сидит в кабине, притянутый привязными ремнями к сиденью. Привязная система очень крепкая и надежная, рассчитана удержать пилота в крес­ле в случае вынужденной посадки. Кроме того, летчик привязан к парашюту. Ноги его стоят под приборной доской, на педалях — и тоже под рем­нями... И вдруг он в один миг от всего этого осво­бождается.

Летчик с высоты без парашюта падает на зем­лю — и снова живой! Это вообще в голове не укла­дывается. Я-то хорошо знаю: когда человек, у ко­торого не раскрылся парашют, ударяется о землю, он превращается в кожаный мешок, наполнен­ный костной мукой. Страшно смотреть. А ему хоть бы что! Сутки лежит в снегу, пока его не об­наруживают свои. Отделывается только тем, что отмораживает руки-ноги...

Если проследить всю цепочку событий, про­считать вероятность случайностей, то перед нами предстанут величины, совершенно несо­вместимые с нашим естественным миром. Явно, что этого человека хранил Господь. Почему? Это­го мы не знаем. Возможно, он сам молился, воз­можно, за него молился другой. Вот такие случаи я и собираю...

Среди фронтовиков бытовало выражение, что в окопах неверующих нет. А потом, наша во­енная сила ведь состояла из семей — мужики ушли на фронт, но матери, жены за них моли­лись, были с ними со своей молитвой. Я знаю случай, когда в Молдавии люди молились о сво­ем постояльце, который жил в их хате, и прямо ему говорили, что все молятся за него — братья, сестры, сами хозяева дома. А постояльцем был военный летчик, и с ним просто чудеса проис­ходили.

И сами летчики тоже молились: пилот, несмо­тря ни на какие СМЕРШи и парторганизации, перед взлетом перекрестится, задвинет фонарь кабины — и пошел.

Были православные и просто фаталисты — но неверующих не было. Основная масса Героев Со­ветского Союза состояла из людей, которые счи­тали, что если им суждено погибнуть, они погиб­нут при всех раскладах, а если назначено свыше, то будут жить.

Один маршал авиации в своих военных мемуа­рах рассказал, как он чудесным образом спасся от вражеских бомб. Рассказ он начинает со слов: «Я не набожный, я убежденный атеист, и все-таки жизнь заставила меня посмотреть на некоторые события...» Заканчивает же так: «Что это — слу­чай или судьба? Дидактические наставления в та­ких случаях отсылают в сторону познания специ­алиста и его опыта. Все это так. Но ведь есть что-то и от везения, от судьбы. Согласен заме­нить слово «судьба» другим равнозначным по смыслу, лишь бы сам смысл не менялся по суще­ству». Маршал мог бы написать «промысл», но в ту пору такое не напечатали бы.

...Я много читал определений чуда — и по по­воду мироточивых икон, и благодатного огня, и неожиданной помощи свыше. И четко знаю: это невоспринимаемое, не укладывающееся в сознании совершение. Оно может быть разным, но сознанием понять его невозможно. Его надо при­нимать таким, какое оно есть.

Ноябрь 44-го. 1229-й гаубичный артиллерий­ский полк.

Свидетельствует полковник, бывший коман­дир батареи, Герой Советского Союза: «Накану­не Октябрьского праздника в батарею принесли подарки. Среди них оказалась посылка с тради­ционным адресом «Самому храброму бойцу». Пришлось голосовать. Единодушно присудили по­дарок телефонисту Григорию Турянчику, очень скромному парню, отчаянному и смелому в бою. Учли и то, что Григорий болезненно переживал разлуку с женой. Его ранило под Ораниенбау­мом, долго лечился, потом попал в другую часть. А жена в это время эвакуировалась из Ленингра­да, так и потеряли друг друга.

Под любопытными взглядами Турянчик вскрыл ящик, сверху лежала записка.

— Читай вслух, — потребовали друзья.

«Дорогой боец, — начал читать Григорий, — прими привет из глубокого тыла. Очень прошу сообщить, не встречал ли ты часом солдата Гри­гория Турянчика. С глубоким уважением, Елена Турянчик».

И адрес. Чудо да и только. А еще говорят, что чудес на свете не бывает.

Действительно, вероятность этого события — первая цифра в шестом знаке после нуля, если говорить по-научному. А по-простому — чудо» (М. Выгин. Божья помощь на войне).

Еще один случай, рассказанный Борисом Васи­льевичем Папенко. Молодой летчик — совершен­но неопытный, попавший за штурвал боевого самолета после ускоренной подготовки, — вы­полнял ночной полет. Случилась поломка. Надо садиться. А куда? Землю покрывает мрак, ничего не видно... Не ведомо, что творилось в душе юноши, но самолет благополучно приземлил­ся. Наутро обнаружилось, что посадочной пло­щадкой был... глубокий овраг. Каким-то обра­зом летательный аппарат вписался в его изгибы, даже не поцарапав крылья. Чтобы выкатить са­молет обратно, техникам пришлось разобрать его на части — он никак не проходил через горло­вину оврага. Математическая вероятность такой посадки практически равна нулю, но факт есть факт. (М. Сизов. Правда без прикрас).

А вот о каком случае поведал протодиакон Ни­колай Попович: «Протоиерей Александр Ветелев, профессор Московской духовной академии и мой духовный родитель, который привел меня когда-то в лоно Церкви, был настоятелем храма на Новодевичьем.

Однажды к нему подошел мужчина, по вы­правке военный. Он сказал:

— Я — полковник авиации и поражен следую­щим фактом. Мы наступали в Эстонии и полу­чили приказ разбомбить Пюхтицкий мона­стырь. Нам донесли, что там сидят немцы. Посылаю туда звено бомбардировщиков. Летчи­ки возвращаются и говорят: «Товарищ полков­ник, мы идем в пике, кидаем бомбы, а они летят в сторону!..» Я им: «Вы что, пьяные?! Этого не может быть! Если самолет пикирует, бомба идет строго по пике самолета, это знает каждый». И тогда я сам сажусь в самолет, берусь за штур­вал, пикирую, посылаю бомбу, а она... летит в сторону. Я вижу это собственными глазами.

И только когда пехота уже прошла это" место, я доехал на машине до монастыря. Смотрю — а там одни монахини. «Вы что, — говорю, — здесь делали?» — «Молились». — «Кому?» — «Нашей Хозяйке». — «А кто ваша Хозяйка?» — «Царица Небесная, Матерь Божия». — «А кто у вас во гла­ве?» — «Наша матушка старенькая, игуменья. Мы все стояли и молились. Знали, что Матерь Бо­жия нас защитит».

В 60-х годах я был в Пюхтицах и видел воронки от бомб, которые легли за оградой монастыря. Вот вам и чувства этого полковника. Когда он бомбил, то не ощущал, что уничтожает святую обитель. Он просто вышел на задание по приказу. А вот когда он увидел, что бомбы, направленные его же соб­ственной рукой, не поразили цель, а непостижи­мым образом легли рядом, то вся его душа изме­нилась и приблизилась к Богу. Поэтому-то он по­сле войны и пришел к ба­тюшке уже как верующий человек. Он лично убе­дился в том, что некий суровый и казавшийся совершенно непоколеби­мым естественный закон был явно нарушен незри­мой силой молитвы. Тон­ны смертоносных бомб, как пушинки, изменили траекторию движения» (Протоиерей Михаил Ходанов. Протодиакон Нико­лай Попович. Путь фрон­товика).



Молитва в Кенигсберге

Знаменитое чудо в Кенигсберге — явление немцам Божией Матери, Мадонны, после молит­вы перед Казанской иконой наших войск — опи­сано в церковной литературе не однажды. Но было оно или нет?

С одной стороны, участники штурма отрица­ют это чудо. Петр Кириченко, кавалер 6 орденов и 19 медалей, в том числе медали «За взятие Ке­нигсберга» писал в газете «Аргументы и факты» за сентябрь 2004 года: «В «АиФ» № 18 с. г. была опубликована статья Марии Март «С иконой — к победе», где автор заявляет, что штурм Кениг­сберга удался лишь благодаря чудотворной силе Казанской иконы Божией Матери. Как непо­средственный участник тех событий утверждаю: это не соответствует действительности. Коман­дующий 3-м Белорусским фронтом Маршал Со­ветского Союза А. М. Василевский сосредоточил там войска четырех общевойсковых армий (свы­ше 137 ООО человек), около 52 ООО орудий и ми­нометов, 538 танков и самоходных орудий, а так­же 2400 самолетов. Превосходство наших войск над противником было многократным, ни о ка­ком ожидании нашего «страшного поражения» не могло быть и речи. Сигнал к началу общего штурма Кенигсберга был дан не после того, как в результате применения иконы "стрельба с не­мецкой стороны резко прекратилась, словно оборвалась". Огонь с немецкой стороны прекра­тился лишь тогда, когда наши войска с немалы­ми потерями преодолели сопротивление врага и полностью овладели городом».

Тот бой действительно был страшным, и никто не станет отрицать мужества и героизма наших солдат. Но все-таки помощь Божия была очевид­на, и тому сохранились другие свидетельства.

Рассказывает священник Александр Лобан, настоятель храма святых первоверховных апо­столов Петра и Павла в рабочем поселке Лог Волгоградской епархии: «Я служил несколь­ко лет назад в одном из приходов Курской епар­хии, в поселке Белая Слобода. В нашем райцен­тре во время войны дислоцировалась одна из дивизий, ветераны которой и сейчас приезжают на места боев, чтобы вспомнить те героические годы. Я был приглашен на очередную их встречу в местном клубе.

Когда хор начал петь панихиду, все встали. По­сле ее окончания начал рассказывать о том, что раньше никогда не писали в газетах — о прозре­нии и обращении народа к Богу во время войны. Вспомнил и о молебне у стен Кенигсберга...

Как всегда в таких случаях, нашелся человек, который произнес:

— Ну, вот тут уж вы, батюшка, преувеличили...

И тут через толпу окружающих меня людей

протискивается один из ветеранов, который явно не слышал реплику моего собеседника, и со слезами начинает горячо меня благода­рить:

— Спасибо, батюшка! Вы знаете, я ведь сам был там, под Кенигсбергом. Это у нас служили молебен, я сам все видел...

Он говорил еще что-то, а я уже не видел его из-за слез» (А. Фарберов. Молебен у стен Кенигс­берга).

Матушка София (Ошарина) вспоминала: «Пом­ню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорус­скому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиацион­ного базирования) — находилось вместе с войска­ми Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!..

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдале­ния. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Бо­жией Матери... А вокруг бой идет, солдаты по­смеиваются:

— Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!

И только монахи запели — стихло все. Стрель­бу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались...

Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил:

— Оружие отказало.

Знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю...» (А. Фарберов. Молебен у стен Кенигсберга).

Помощь Божия в блокадном Ленинграде

В осажденном Ленинграде голодные, ослабев­шие люди с великой верой припадали к сохра­нившимся в храмах чудотворным иконам. При­ходили они и к закрытой в 1940 году часовне Ксении Блаженной на Смоленском кладбище. Молились у закрытых дверей и по давней тради­ции писали записочки с просьбами и мольбами. Выжившие вспоминали потом, что детьми они воспринимали святую как реально существующе­го человека, живущего с ними в осажденном го­роде, ведь взрослые часто говорили: «Надо схо­дить к Ксеньюшке» или «Пойдем к Ксеньюшке, она поможет».

Сохранились свидетельства о явлениях и по­мощи в годы войны преподобной Ксении Петербуржской не только жителям Ленинграда, но и воинам Красной армии, даже при освобожде­нии Праги в 1945 году.

Много верующих бывало и у окошечка усы­пальницы святого преподобного отца Иоанна Кронштадтского, люди молились великому чу­дотворцу.

Сохранились многочисленные легенды и пре­дания о чудесных явлениях, знамениях и помо­щи Божией, явленной в блокадном Ленинграде. Одна из таких легенд повествует об эвакуации людей из города катерами через Ладожское озе­ро. Накануне рейса три катера спешно загружа­лись, и на одном из них ходила с иконой какая-то старушка.

Капитан подошел в ней:

— Бабуля, не время с иконами ходить!

Та ответила спокойно:

— Сынок, делай свое дело, а я свое делать буду.

Загрузили катера людьми и поплыли. Начал­ся обстрел. Два катера сразу же пошли ко дну, а третий, со старушкой, уцелел. Уцелели и люди на нем. v

Некоторые верующие блокадники долгое вре­мя вспоминали о дочери священника, ходившей с подругами по Петроградской стороне с иконой Богородицы, обернутой в чистую тряпицу. Они обходили с молитвой целые кварталы, и ни один «замоленный» дом не был разрушен.

Верующая блокадница Н. М. Федорова по­ведала такую историю. Поздней осенью 1941 года в их семье не осталось никакой еды, и мать несколько дней варила старые газеты и давала их есть детям. Когда те совсем обесси­лели, она вышла на улицу и пошла как в забы­тьи, несмотря на артиллерийский обстрел. Пробегавший мимо матрос, желая спасти, тол­кнул ее, и мать упала на снег, а когда поднялась, увидела, что под ней лежали три иконы — Свя­тителя Николая, Иоанна Богослова и икона Бо­жией Матери, на которой было написано «Хлебная Пресв. Богородица». Женщина по­няла, что находка была не случайной, ведь ког­да она шла, ничего на земле не видела. Женщи­на подняла иконы, приложила к груди и побрела дальше. Она шла, пошатываясь. Ви­димо у нее был такой изнуренный вид, что про­езжавшая мимо машина остановилась. Из нее вышел незнакомый военный и дал мешочек с килограммом овса. Хлебная Богоматерь по­слала хлеб.

Мать с радостью пошла домой и накормила детей. И только этот мешочек спас их от голод­ной смерти. С тех пор Хлебную икону Божи­ей Матери хранят в семье как святыню и никогда с ней не расстаются.

Другой случай помощи святого старца приве­ден в литературе о преподобном Серафиме Вырицком: «В годы блокады семья Сошальских жила в Ленинграде. До войны Зоя Сошальская часто бывала в Вырице; во время бомбежек и ар­тобстрелов она взяла за привычку мысленно, а то и вслух повторять: «Батюшка отец Серафим! Спаси-помоги!»

После снятия блокады при первой же возмож­ности она отправилась к старцу. Придя в его дом на Майском проспекте, Зоя первым делом спро­сила:

— Батюшка, ты меня, наверное, уже забыл?

Старец с доброй улыбкой откликнулся:

— Где уж тебя забудешь! Надоела мне, кричав­ши: «Спаси-помоги, отец Серафим!»

Побеседовав с Зоей, старец благословил ее на принятие монашества в Пюхтицком монастыре и прибавил:

— Будешь еще в Иерусалиме игуменьей... — Но потом добавил: — Нет, хватит с тебя, пожалуй, и послушания казначеи!

Слова старца в точности сбылись».

Но самое большое чудо — это то, что в бло­кадном Ленинграде у людей в нечеловеческих условиях не угасла вера. Несмотря на запреще­ние в 1930-е годы колокольного звона, в Серафимовской церкви уцелели колокола. В начале войны прихожане разобрали пол и потолок, вырыли глубокие ямы и осторожно, с молит­вой, схоронили колокола. А через два с полови­ной года — утром 27 января 1944 года — радост­ное известие о снятии блокады собрало у храма обессиленных людей, которые в едином сти­хийном порыве сняли перекрытия, раздолбили мерзлую землю, достали и подняли колокола. Без всякого разрешения властей в Серафимовской церкви зазвонили в день прорыва блока­ды ровно в 16 часов. Люди сменяли друг друга, и звон колоколов не умолкал более суток» (Шкаровский М. В. Религиозная жизнь блокад­ного Ленинграда по новым документальным источникам).

И, конечно же, настоящим чудом была сама Победа, великое чудо любви и силы духа — то, что русский народ отстоял свою страну в беспри­мерно тяжелой кровопролитной войне и весь мир освободил от проклятья фашизма. Как ска­зал Михаил Илларионович Кутузов: «Если россы всегда будут сражаться за веру своих прародите­лей и честь народную, то слава будет вечным их спутником, и горе злодею, покусившемуся на хра­нимую Богом Святую Русь».


Источник: Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию. - М., "Эксмо", 2014.



9 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.