«Что есть смирение?»

«Что есть смирение?»

«Благолепно все то, что имеет смирение», — говорит пре­подобный Исаак Сирин (Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 414).

Так что же такое смирение? Отвечает святой Макарий сло­вами другого великого святого: «На вопрос: что есть смире­ние? — преподобный Варсонофий Великий, многим хорошо известный старец VI века, ответил: „Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения пере­носить то, что постигает отвне. Смиренномудрый не должен стараться выказать свое смирение на словах (я всех хуже, ни к чему не годен и т. п.), но довольно для него говорить: про­сти меня, или: помолись о мне. Не должно также самому со­бою вызываться на исполнение низких дел, то есть таких, ко­торые считаются в глазах других унизительными; ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и бо­лее делает вред, чем пользу. Но когда велят что-либо, не про­тиворечить, а исполнить с послушанием, что приводит к пре­успеянию"».

Рождается смирение от любви, сознания недостоинства; спокойно переносит огорчения, унижения; приобретается трудом, подвигом; обнаруживается в одежде, в безропотном несении послушаний...

«Резеда смирения родится на почве, состоящей из любви, все покрывающей, из воспоминания своих грехов, своих нрав­ственных недостатков — каприза, недоброжелательства; сми­рение терпеливо переносит огорчения, не обижается, когда кто злословит; смирение видно в одежде, в служении другим, участии в низких (называемых) трудах... Смирение приобре­тается трудом и молитвою: „Господи, даруй ми зрети моя со­грешения и не осуждати брата моего"». «Смирение со­стоит не в том, чтобы себя называть грешным, гордым, често­любивым; а в том, чтобы переносить спокойно, когда другие нас будут называть таковыми, и стараться в сердце признавать себя достойными таковых наименований, не гневаясь на тех, кто бы назвал нас таковыми».

Святитель напоминает каждому апостольские слова: воз­давать «другому большую честь» (см.: Рим. 2, 10). Или: «В людях стараться... видеть больше доброе, чем злое; больше добрые намерения, чем злые, считать других лучшими себя». «Мир лучше сохраняется там, где каждый стара­ется усматривать прежде всего свои недостатки, а чужие грехи как бы не видеть; а видя, прикрывать их своею любовию. Для хранения мира и любви мало молчания, то есть чтобы ничего не говорить тому, кто согрешает против нас; нужно стараться говорить с ним и заговорить ласково, ста­раться сделать ему угодное; отнюдь не говорить о нем при других худо, хотя бы то и справедливо». Еще: «Как хотелось бы мне напомнить всем слова канты: „Будь послед­ним, будь всех ниже, и служи усердно всем; сим ко Мне ты будешь ближе в веке будущем и сем"». Напоминает и примеры — уроки смирения: «Первый урок подал нам Боже­ственный Учитель, умывший ноги ученикам и сказавший: „И вы так поступайте. Болий из вас да будет всем слуга". Нужно бояться барства: елико высок еси, толико смиряйся. Помни урок преподобного Сергия, который первый пошел рубить дрова, когда все отказались по разным предлогам». И паки повторяет: «Помнить нужно слова Господа ...».

Итак, «истинный путь» — «видеть себя ниже всякого чело­века». «Когда являются неприятности, сплетни... то лучше думать: это по грехам моим или для пользы моей, по воле Божией. Потерплю ради Господа, чтобы Он помянул меня во смирении моем. Но думать, что не стоит на это обра­щать внимания, что нужно быть выше всего этого, выше этих сплетен, сие помышление мирское, не христианское, в нем горделивость, а не христианское смирение, презрение, а не терпение Бога ради. Старцы говорят: „Ошибку исправят люди, немощь души уврачует отец духовный, а гордость может ис­править только Бог, сокрушая рог гордыни"».

Плод смирения духовно красив и богат: кто вступил с ним «в брак, по слову Лествичника, кроток, приветлив, милосерд, паче же всего — тих, благопокорлив, беспечен, добр, неленостен — словом, бесстрастен. Тебе такие качества приобре­сти весьма желаю». И святитель рассказывает «не­безынтересный» сон своего близкого знакомого о спаситель­ности смирения: «... стоят трое в виде просящих у прохожих милостыню. Вид этих просящих казался настолько жалким, что вызвал у меня слезы... Кто же эти нищие? Это священ­ник, диакон и псаломщик... Утирая слезы, я... говорю: ...вот... до чего дослужились... А стоящий со мной, как бы утешая меня, говорил: ...не плачь... — все к лучшему».

Стяжи же, — призывает богомудрый архипастырь, — «сми­ренный дух, учись быть слугою всех, готовая помочь всякому. Если Господь приведет тебе быть старшей над другими, по­ложи себе за правило слова Спасителя твоего: кто хочет быть больше, будь всем слуга, считай себя послушницей для всех, живи так, чтобы самые лучшие подходили к тебе с доверием; но это не мешает во всем поддерживать порядок и подчине­ние. Истинное начальствование есть страдания за других и от других. Начальник же, почивающий на мягких подушках, тре­бующий услуг принудительных, только господствующий, но не страдающий за вверенных ему и живущий душою далеко от них, — плохой начальник».


Источник: профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси. О вечном. - М., «Ковчег», 2013.


STSL.Ru


Теги: Скурат К.Е.
21 января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.