20 марта – день назначения настоятелем Троице-Сергиева монастыря архимандрита Гавриила (Бужинского, 1722–1726)

Епископ Рязанский и Муромский Гавриил (в миру – Гавриил Федорович Бужинский), знаменитый церковный деятель и переводчик родился около 1680 г. в г. Изюм (ныне – Харьковской область) в купеческой семье, в 1706 г. окончил Киево-Могилянскую духовную академию. Среди наставников Гавриила был игумен Стефан (Яворский). В 1706 г. Бужинский представлен посетившему Киев царю Петру I. Вскоре по рекомендации митрополита Киевского Варлаама (Ясинского) Г. Бужинский был определен в Славяно-латинскую академию на должность учителя низших классов и проповедника.

003206_.jpg

Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский.
Портрет. Сер. XIX в. (РИАМЗ)

20 сентября 1707 г. Гавриил Бужинский пострижен в монашество, в 1708 г. рукоположен во диакона, в 1709 г. – во иеромонаха. С 1714 г. инспектор Славяно-латинской академии. В 1714 г. вызван в Санкт-Петербург, определен в насельники Александро-Невского монастыря (впоследствии – Лавры). В 1717 г. иеромонах Гавриил написал одно из лучших своих проповеднических сочинений – слово «В похвалу Санкт-Петербурга и его основателя, государя императора Петра Великого». В 1718 г. отец Гавриил назначен обер-иеромонахом флота, участвовал в морских походах. Он произносил проповеди в присутствии Петра I, переводил некоторые философские и исторические произведения. Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) приписывает ему авторство «Юности честное зерцало», своеобразного свода светской морали и приличий (Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. – СПб, 1884. Кн. 2. С. 287).

В 1720 г. о. Гавриил стал префектом Славяно-греко-латинской академии. В том же году им был сделан перевод так называемого «Лютеранского хронографа», известного под названием «Феатрон или позор исторический...». 22 янв. 1721 г. указом Петра I иеромонах Гавриил возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Свято-Троицкого Ипатиевского монастыря, в феврале 1721 г. он стал советником Святейшего Синода и директором синодальных типографий и училищ. В 1722 г. архимандрит Гавриил (Бужинский) назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря (впоследствии – Лавры), но по инициативе Петра I оставлен в Санкт-Петербурге. Представлял Синод в Комиссии по согласованию Российского уложения со шведскими и с эстляндскими законами. Был близок к Псковскому архиепископу Феофану (Прокоповичу).

30 октября 1726 г. архимандрит Гавриил был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. По его инициативе был отремонтирован и 24 сентября 1727 г. вновь освящен Успенский кафедральный собор г. Рязани. Святитель организовал учебный процесс в Рязанской духовной школе, где за неимением учителей до февраля 1726 г. занятия не проводились. При епископе Гаврииле в 1727 г. в школе числилось 269 учащихся. Из рязанского Симеоновского монастыря архиерей предполагал перевести духовную школу в более вместительные помещения рязанского Свято-Духовского монастыря. Однако Святейший Синод указом от 30 октября 1727 г. отклонил это предложение, и школа разместилась при Борисоглебском соборе Переяславля Рязанского (ныне – Рязань). Для школы отстроили новые учебные и хозяйственные помещения, число учащихся возросло до 339 чел., из них 160 обучались латыни и арифметике, 179 – славянской грамматике, увеличился преподавательский состав. Владыка Гавриил предполагал открыть духовную школу и в Солотчинском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, пользуясь пребыванием в нем опытного педагога Софрония Лихуда, но Синод отклонил это предложение.

Featron_by_Gavriil_Bujinsky.jpg

«Феатрон, или Позор исторический».
Перев. архим. Гавриила (Бужинского), 1724 г.

Жители Переяславля Рязанского и Мурома стали посылать клеветные жалобы на епископа Гавриила, обвиняя его во взятках. В 1729 г. указом Верховного тайного совета занятия в школе были приостановлены, в результате расследования владыка был временно отстранен от епархиальных дел и вызван в Москву, многие его произведения запрещены. Несмотря на все нестроения, архиерей не оставлял своим попечением Рязанскую епархию, в 1731 г. он прислал живописцев для украшения церквей в Переяславле Рязанском. В 1730 г. с епископа Гавриила были сняты обвинения, но он до своей кончины проживал в Москве.

В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру в Киев и в Ростов. Но дни Преосвященного владыки Гавриила были сочтены. Чувствуя приближение кончины, он 14 апреля 1731 г. простил всех бывших под запрещением. Свою личную библиотеку владыка передал Славяно-латинской академии.

27 апреля 1731 г. епископ Гавриил (Бужинский) скончался в Москве. Согласно завещанию, погребен в Заиконоспасском московском монастыре.

Епископ Гавриил (Бужинский) был одним из ученейших иерархов петровской эпохи, даже за границей «знали о нем из актов Лейпцигских ученых». Ревностный помощник Петра I и его сподвижник, поборник петровских реформ, он в своих проповедях с неподдельным чувством «величие гласил Петровских дел». Благодаря этим проповедям, святитель имел большую известность. Его проповеди неотделимы от эпохи Петра, они представляют собой апологию или панегирик «возрождения» России вследствие петровских преобразований. В проповедях еп. Гавриила встречаются «обильные и умные обороты мыслей, а часто и трогательное красноречие» (митр. Евгений (Болховитинов)).

Также владыка принимал участие в составлении Чиновника архиерейского служения, чина избрания и рукоположения архиерейского. В связи с победой в Северной войне (1700-1721) составил благодарственную службу, соединив ее с составленной им же службой св. блгв. кн. Александру Невскому. В 1723 г. совместно с иеромонахом Стефаном (Прибыловичем) пересмотрел и отредактировал ектении и молитвы о победе над супостатами (в то время – шведскими войсками). Им написан краткий катехизис «Последование исповедания» (1724).

Сохранился живописный портрет владыки Гавриила сер. XIX в. (РИАМЗ), выполненный, судя по индивидуальным особенностям лица, на основе более раннего оригинала.


Смотрите также:

· Гавриил Бужинский // Евгений (Болховитинов), митр. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви

· ГАВРИИЛ (Бужинский) // Православная энциклопедия. – М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005.

· ГАВРИИЛ (БУЖИНСКИЙ) // ОПЭ «Древо»

· Гавриил Бужинский / Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН


20 марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.