В день памяти Святителя Иоасафа Белгородского

В день памяти Святителя Иоасафа Белгородского
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумена Антипы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

«Паси овцы моя»,- говорит Господь Петру, призывая его к пастырству. Господь установил пастырей в Церкви и это необходимо для существования земной Церкви. Нисколько не являются униженными те, которые не являются пастырями стада Христова. Стадо Христово это не то стадо, которое ведут на убой, а то стадо, которое питается хлебом небесным, плотью Господа Иисуса Христа и пастырей этого стада выбирает сам Господь. «Не вы меня избрали, но я избрал вас»,- говорит Господь святым Апостолам. Дар пастырства – это дар от Бога, дар свыше, который дается свыше избранным Божиим, кому Господь пожелает и дается для того, чтобы нести свой крест. И крест пастырский гораздо тяжелее, чем крест обычного человека мирянина, потому что пастырь отвечает и за себя, и за души, вверенные ему Господом. Особенно архипастырь. Поэтому Церковь подвиг святительский ставит выше мученического. Пастыри Церкви призываются Богом и те из них, кто особенно ревностно относится к своему пастырскому долгу, прославляются Церковью, как святители. В их жизни всегда видно особое попечение Божие, так, как оно всегда было видно в жизни святителя Иоасафа, епископа Белгородского, память которого сегодня мы празднуем. 

Он с детства был воспитан в вере, благочестии. Родился Иоаким (Горленко), как звали в крещении Святителя Иоасафа, 8 сентября 1705 года в городе Прилуки Полтавской Губернии. Его благочестивые родители Андрей и Мария с детства в вере воспитывали своего сына, приучили его к благочестию, к молитвам, соблюдению постов, всех правил христианского благочестия. Поэтому с детства Иоаким привык молиться Господу и душа его стремилась к служению Богу. Когда он закончил начальную школу, то поступил в Киевскую семинарию, где продолжал обучение. Родители тосковали в разлуке с сыном, отец много молился, и вот однажды ему было ведение: вечером был закат в небе, он увидел на воздусе Пресвятую Богородицу, которая обращалась к его сыну Иоакиму и говорила : «Довлеет мне молитва твоя…» и на него опустилась архиереская мантия. Отец святителя понял, что его ребенок берется Богом для особого служения и в родительской печали сказал: «Что же нам оставляешь, Пречистая?» Долго родители не могли смириться с тем, что их сын полностью себя посвящает служению Богу. Пришлось тайно ему принять иноческий постриг, а потом и монашеский с именем Иоасаф. Позже родители, узнав об этом, смирились и дали ему свое благословение. Так велика была в душе юного подвижник тяга к исполнению воли Божией, что даже без родительского благословения он дерзнул на принятие иночества, но это потом оправдалось. Господь сделал так, что родители приняли это, как волю Божию. 

Святитель Иоасаф нес разные церковные послушания. Был преподавателем в семинарии, потом был настоятелем Мгарского Преображенского монастыря, а с 1844 года был назначен наместником нашей святой обители, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где подвизался до 1848 года, когда был назначен епископом на Белгородскую кафедру. Святитель Иоасаф много разъезжал по своей епархии и велики его труды по восстановлению церковного порядка и благочестия. Было большое поле деятельности, так как к сожалению, это было время упадка благочестия, формализма, когда не было живой веры и кое-как справлялись обряды, многие священники не радели о своих пасомых. Вот в такой среде всеобщей расслабленности, маловерия святитель Иоасаф показывал твердость веры. Истинное пастырское слово святителя действовало на всех, потому что он не только сам был подвижником, но и имел особый дар пастырства, мог словом приводить к вере тех, кто слаб, кто колеблется. Мог любую отбившуюся от стада овцу привести к пажитям Слова Божия, к вере во Христа. «Аз есмь Пастырь добрый»,- говорит Господь наш Иисус Христос, - «и овцы слушают меня». Люди, конечно, имеют свои немощи и пастырь имеет свои немощи, но паства всегда определяет доброго пастыря, твердого в вере, потому что по закону пастырства, прихожане простят своему пастырю многие человеческие недостатки, пороки даже явные грехи, но никогда не простят безверия, никогда не простят не благоговения к святыне. Поэтому святитель Иоасаф, как добрый пастырь, он одновременно был очень строгий и жестко наказывал тех, кто проявлял не благоговение к святыне, особенно среди духовенства. Многих запрещал, лишал сана, когда находил, что Святые Дары хранятся неправильно. Однажды нашел икону в одном храме, икону Пресвятой Богородицы, брошенную в углу. В нее ссыпали уголь от кадила, а перед этим святителю Иоасафу было видение. Матерь Божия показала ему сияющую свою икону и сказала: «Вот моя икона находится в таком небрежении». Долго Святитель ездил по епархии, пока не нашел эту икону, обрел ее, поставил ее возле правого клироса, и несколько дней люди перед этой иконой молились и от этой иконы проистекало множество чудес по вере тех, кто пред ней молился. 

Недолго Святитель Иоасаф управлял своей паствой. Он преставился в 1754 году в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина. Всего шесть лет он управлял белгородской епархией. Но и за эти годы он сделал много. Гораздо более, чем другой сделает за столетие. Был случай, когда он в епархии встретил одного священника, которому исполнилось уже 130 лет. Святитель Иоасаф удивился такому долголетию. Обычно долголетие считается милостью Божией. Но в данном случае прозорливый святитель видел что, что-то не так. Призвал этого священника на исповедь, сказал ему: «Вспомни, может есть нераскаянные грехи? Старый священник признался, что однажды в молодости, когда он был молодым священником, служил в некотором селе, то совершил очень тяжкий грех. Отслужив Божественную литургию, он уже собирался разоблачаться, но тут приехал барин, которому принадлежало это село и от которого зависели все в этой округе. Грозный барин был возмущен тем, что литургию отслужили до его приезда, и потребовал с молодого священника, чтобы он второй раз служил литургию. Это запрещается Апостольскими Канонами. Священник об этом знал, и даже ему был голос от Ангела-хранителя Церкви, что не делай этого, будешь проклят, но он по своему малодушию, по человекоугодию, отслужил второй раз литургию,после чего жил с тяжким грехом на совести. Храм же этот потом был разрушен впоследствии, там стало поле. И вот святитель Иоасаф приехал с этим священником к этому месту, поставил походную Церковь, они отслужили литургию. После чего он повелел священнику прочитать молитву святаго Богоприимца Симеона «Ныне отпущаещи раба твоего Владыко по глаголу твоему с миром»... И после этого священник тихо и мирно преставился Господу, получив прощения своего греха. Сам же Святитель Иоасаф преставился сорок девять лет всего прожив на земле, но его подвижническая жизнь была известна уже при его жизни и его тело пролежало несколько месяцев до погребения открытым, весь народ приходил прощаться со своим святителем. Тело было нетленно, нетленными были обретены его мощи. Память которого события мы с вами сегодня празднуем, дорогие братья и сестры. 

Будем молиться Святителю Иоасафу, нашему доброму архипастырю, чтобы он перед Престолом Божиим ходатайствовал о всех нас, как при жизни молился за всех своих пасомых. Будем помнить, что все мы с вами, и большие и малые, и миряне и священники - все мы овцы, единое стадо Христово, все мы питаемся единым хлебом, сшедшим с неба, Господом нашим Иисусом Христом, ему же со Отцем и Святым Духом Слава.

Аминь. 

Трапезный храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,  
17.09.2013 г.

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

29 июня 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.