Проповедь смотрителя Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Седмицу девятнадцатую по Пятидесятнице

Проповедь смотрителя Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Седмицу девятнадцатую по Пятидесятнице

Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры
Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними... Любите врагов ваших... Будьте милосерды, как и Отец, ваш милосерд.(Лк. 6, 31, 35, 36.)

Дорогие братия и сестры! Какие высокие спасительные наставления заключает в себе Евангелие, прочитанное сегодня! В этих заповедях содержится вся сущность нашего спасения. Спаситель сначала возводит нас с более легких заповедей к более возвышенным и многотрудным, но очень легким для спасения. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» — вот самое краткое наставление нашего Спасителя, как жить по закону Божию. Чего вы желаете себе, того и желайте другим, и, напротив, чего себе не желаете и не делаете, того не желайте и не делайте другим. Хотите, чтобы другие с вами поступали хорошо, — так и вы поступайте с ними также. Желаете, чтобы вас другие не обижали, — и вы никого не обижайте. Желаете, чтобы вам другие помогали во всем, — и вы помогайте другим. Неприятно вам, когда вас обманывают, порочат, осуждают, клевещут на вас, — не делайте же этого и вы другим. Еще один из мудрецов Ветхого Завета говорил: «Не рой (другому) яму: сам упадешь в нее, и кто ставит сеть (другому), сам будет уловлен ею» (Сир. 27, 29). Погубите вы кого-нибудь клеветою, ябедою, происками, — рано или поздно и сами потерпите от этого. Отнимите что-нибудь у другого незаконно, — ожидайте, что и с вами то же сделают. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам... Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 37-38).

Часто в жизни мы забываем эти важные правила христианского нравоучения. Например, высказывают о нас ближние дурное мнение, не помогают нам, когда нужна их помощь, даже враждуют против нас и преследуют нас. В таких случаях, мы обижаемся на ближних, жалуемся на их притеснения, поносим их. А не посмотреть ли нам на самих себя. Таковы ли мы на самом деле, чтобы о нас можно было говорить только хорошо? Не подаем ли сами повода к тому, чтобы нас преследовали? Не возбуждаем ли мы сами в других недружелюбных чувств по отношению к нам? Не платят ли нам вообще люди тою монетою, какою мы платим им? Не отмеривают ли нам тою же мерою, какою мы сами им мерим? Запомним же правило, преподанное нам Спасителем: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними...» Все это не так трудно делать с помощью Божией тому, кто станет принуждать себя к добродетели ради Царствия Божия.

Но этого мало. «И если любите любящих вас, — говорит Христос, — какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 32-36)

Трудны эти заповеди для нас немощных, склонных ко злу более, чем к добру. Трудны они, но нельзя назвать их невозможными для исполнения. Если бы они были неисполнимы и невозможны, то Гос-подь не заповедал бы нам исполнять их. Кто научится принуждать себя ко всему доброму и будет испрашивать у Бога помощи, тому будет все возможно. Конечно, не вдруг можно сделаться добродетельным, милосердным, как Отец Небесный; но постепенно можно восходить от одной степени добра к другой. И телом человек возрастает не вдруг, тем более нужна постепенность в возрастании души в любви и других добродетелях.

Дорогие братия и сестры, надо начинать этот подвиг с сердечным желанием, ревностью и усердной молитвой, восходя в любви к врагам. В чем же должна проявляться наша любовь к врагам? Чтобы научиться любить врагов, нам надо научиться не мстить им, не платить злом за зло, оком за око, зубом за зуб. Всячески надо погасить в себе чувство мести, борясь с ним, прося у Бога помощи. Не спеши исполнить то, что подсказывает тебе злая мысль, дай успокоиться волнению сердца, вспомни заповедь Божию и спокойной душой размысли, как тебе поступить. Если решишься не мстить врагу, то благо тебе: ты исполнил великую заповедь Христову, ты одержал великую победу не над людьми, а над собою, над злом, над виновником зла — диаволом.

Хорошо не мстить врагу, но еще лучше делать добро ему. Пред-положим, что кто-нибудь наклеветал на нас, повредил нашему слу-жебному положению. Вы перенесли это, хотя и не без горя, а может быть, и не без слез. Вы не проклинали врага, не молились об отмщении ему — это хорошо. Но не здесь конец любви, нам нужно учиться большей любви: делать добро ненавидящим нас, нам нужно учиться подражать Небесному Отцу, Который благ к неблагодарным и злым. Предположим, что ваш враг попал в беду, ему грозит лишение места, он оклеветан, но вы имеете возможность помочь ему. И вот вы забываете обиду на него, восстанавливаете его честь, делаете ему добро. Вы взошли на другую, высшую степень незлобия. Вы явились подражателями Христа, Который молился за врагов Своих на кресте и спас гонителя Своего, Савла, сделав его апостолом Павлом. Такую же добродетель явил в жизни своей и преподобный Серафим Саровский, чудотворец. Разбойники, требуя от него денег, избили его, оставив его еле живым. И когда их отыскали и предали суду и наказанию, то преподобный простил их и умолял судей отпустить их, что и было исполнено.

Поэтому будем стараться делать все, что способствует к прими-рению с врагом. Не ждать, чтобы он извинился перед нами, а первыми постараемся положить начало примирения. Не убегайте свидания с ним, постарайтесь с ласковым словом встретить и побеседовать с ним, подарить ему какой-нибудь подарок (хорошую духовную книгу и т. п.). Не легко так делать. Нужно принуждать себя к этому, нужно бороться с собою. Без труда и борьбы невозможно преуспеть в добродетели, невозможно и спасти душу свою. Царство Небесное, спасение души, силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12.).

Но одного усилия своего недостаточно, нужна для этого помощь Божия, которая приобретается молитвой. Итак, будем усердно молиться Богу, Матери Божией, святому ангелу хранителю и всем свя-тым, чтобы помогли нам одолеть вражду, смягчили сердца наши и помогли стяжать любовь ко всем и вечное спасение.

Аминь.

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

26 июня 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.