Проповедь архимандрита Захарии в Седмицу 16-ю по Пятидесятнице

проповедь насельника  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Захарии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Каждый день на литургии в Церкви читается Священное Писание. Есть особый богослужебный круг на чтение Священного Писания по зачалам. В течение всего года вычитывается все Четвероевангелие, Книга Деяний и все Послания Апостольские. И вот так изо дня в день, из год в год и даже из века в век, уже две тысячи лет Святая Православная Церковь проповедует одни и те же вечные истины, одно и то же Евангелие. Этот мир очень меняется, исчезают, появляются новые государства, меняется социальный строй, прогрессируют науки, техника, искусства, и все прочее, но Церковь неизменна. В этой ее неизменности залог ее вечности, несокрушимости вратами ада. 

191_gorod.jpg

Почему же так поступает Церковь, почему она ничего не меняет в своем богослужении, своей проповеди? Потому что человек один и тот же, что сейчас, что тысячу, что две тысячи и более лет назад один и тот же. Одни и те же страсти обуревают его душу, одни и те же добродетели он может при своем желании и содействии благодати Божией стяжать и приобрести. Вот сегодняшнее апостольское чтение Послания к Коринфянам рассказывает, как Апостол Павел выражает свою обеспокоенность и скорбь, обращаясь к коринфянам: «Мы, как споспешники, умоляем вас, чтобы Благодать Божия была не тщетно принята вами. Ибо сказано было: «В день благоприятный я услышал тебя, и в день спасения помог тебе». Вот сегодня время благоприятное, вот сегодня спасения. Что беспокоило Апостола? Очевидно, немалое число коринфян, приняв благодать Божию, не торопилась отстать от своих каких-то немощей, страстей, пристрастий и прочее… А тогда это было очень явственно, мы читаем многие примеры из Книги Деяний, что люди по благодати Божией говорили иными языками, совершенно преображались внешне. Поэтому апостол переживал за народ, чтобы благодать Божия не оставила их. А такие случаи в истории Церкви бывали. В книге «Луг духовный» описывается страшное моровое поветрие в VI веке, и многие люди умирали. Язычники, их тогда было очень много, верили в разных богов, чисто по-человечески думали, а вдруг христиане правы, и действительно есть единственный Бог христианский и на всякий случай принимали крещение. Таковые заражались этой язвой моровой и умирали. Таких было очень много. Одному пресвитеру из Самарии явился ангел и сказал: Доколе вы будете присылать сюда пустые запечатанные мешки. На первый взгляд выражение очень странное, но понять его легко. Человек, принявший крещение, освобождается от всех грехов. Ему прощается первородный грех, личные грехи, и он запечатлевается благодатью Святаго Духа в таинстве миропомазания. И получается, что эти язычники были действительно пустые запечатанные мешки. У них не было веры твердой, не было дел веры. Но были прощены грехи, была получена печать дара Духа Святаго. Вот апостол и беспокоился об этом, чтобы та благодать Божия, которую так обильно получили коринфяне, не была ими принята всуе, напрасно. Этот момент, когда человек боится или по каким-то причинам откладывает свое главное дело спасения, он всегда присутствует в нас как некая немощь, как некая, так сказать, сродная нам. Совсем молодой юноша порой даже не думает о своем спасении, ему бы только погулять побольше. Постарше, уже начинающие самостоятельную жизнь должны трезво думать о себе, оценивать свои поступки, отвечать за себя. Иногда говорят: «Ну зачем идти сейчас в храм, у меня учеба, работа, нужно устроиться, открыть свое дело. Вот пойду на пенсию, тогда буду ходить в храм, читать книги, тогда и буду спасать свою жизнь. Но вот приходит старость, вместе с ней болезни, немощи. Люди пожилые говорят: «Вы знаете, у меня такие-то болезни, такие-то немощи, операции и храм далеко. Не могу я сейчас идти, вот я подлечусь, поправлюсь, вот тогда пойду». Вот так человек, плоть носящий, в мире живущий действительно под действием лукавого духа и своему нерадению, через эти благие намерения себе дорогу направляет совсем в другое место, не в Царствие Небесное.

Это искушение характерно не только для людей простых, мирских, но и людей, которые уже вступили на путь духовной жизни. Студент духовной школы думает: «Когда я приму сан, то обязательно начну хорошую настоящую духовную жизнь, я буду молиться, я буду читать правила, стану примерным священником, добрым пастырем». Инокиня или послушница в монастыре тоже рассуждает подобным образом: «Вот я приму постриг, вот тогда я буду жить по – монашески». «Вот сейчас живи по монашески». «Нет, батюшка, сейчас это будет недействительно. А вот когда я приму, мне обязательно нужно принять…» 

Вот она ждет, ждет, а время то идет, и жизнь проходит. Другие ищут себе каких-то особых условий, батюшку, духовника, прозорливца, чтобы он руководил ими. Скорбят, что вот сейчас время такое тяжелое, столько соблазнов, греха, телевизор, компьютер, интернет, растление всеобщее. Сейчас тяжело. Вот раньше было хорошо, когда этого не было. А еще раньше еще лучше было. Человек, сам того не замечая, не пользуется настоящим днем, не думает, что вот сейчас как раз время для него благоприятное, сейчас для него должен быть день спасения. А он либо бесплодно воздыхает о прошедшем, либо мечтает также бесплодно о будущем. О том, что как-то изменятся условия, что-то переменится. Он ждет этого. Вот тогда-то будет. А на самом деле сейчас для него, как пишет апостол, время благоприятное, сейчас должен быть день спасения.

Мы все с вами получили благодать Святаго Крещения. Это великая Сила Божия, разрешающая человека от первородного греха, дающая ему силу борьбы с грехом. Как говорит преподобный Марк Подвижник : «Крестившимся во Христа таинственно дарована благодать. Действует же она по мере исполнения заповедей и не станет вспомоществовать нам тайно. Она боголепно возбуждает совесть. Так же она иногда присутствует в беседе ближнего, иногда во время чтения, во время появления какой-либо мысли. 

Если мы примем эту благодать, воспользуемся ей и умножим ее, то мы действительно будем благими рабами, идущими в радость Господа. И поэтому, имея благодать Крещения, нужно однако приумножить ее. Чем? Многие думают, что благодать стяжевается постами, молитвами, коленопреклонениями, бдениями и прочими духовными телесными подвигами. Нет. Святые отцы говорят, что благодать даруется человеку только за одно – за смирение. Почему Господь и говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем». А все остальное, все внешние подвиги, уставы - это лишь только то, что помогает сохранить эту благодать. Ведь сказано было еще в Ветхом Завете: «В злохудожную душу не внидет премудрость, и не владает в телеси, повинном греху». Благодать Божия не войдет в душу, которая подвержена страстям, и не будет обитать в том теле, которое осквернено, подвержено какой-то телесной сласти, плотскому греху, смертному греху. Поэтому внешние подвиги поста, бдения, молитвы, коленопреклонения и прочее помогают человеку освобождаться от телесных страстей и обуздывать страсти. А благодать будет уже дароваться как помощь за смирение.

Поэтому, дорогие, каждый раз думая о себе, не откладывайте дело своего спасения. Это главное дело жизни любого человека. Сегодняшний день считайте днем благоприятным, днем своего спасения. Аминь.                    

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

29 июня 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.