Введение

Ни одна из книг Библии не используется в нашем богослужении так широко и постоянно, как Псалтирь – сборник богодухновенных гимнов, оставшихся в веках неподражаемым памятником молитвенной устремленности души человека к Богу, в которых нашли отражение все оттенки живого религиозного чувства в высочайшем его напряжении: покаяние, восхваление Бога, благоговение перед Ним, упование на Его милость, всецелая преданность святой воле Божией и многие другие.

В первые века христианства богослужение, по подобию ветхозаветного, а также первые молитвенные правила (например, Чин двенадцати псалмов) состояли преимущественно из молитвословий Псалтири. Но и в последующие века, несмотря на обогащение православного богослужения новыми формами (канонами, стихирами, тропарями и др.), значение Псалтири как источника молитвенного вдохновения и непосредственно частей богослужения остается непреходящим.

Настоящая работа представляет собой опыт распределения элементов современного богослужения Русской Православной Церкви в соответствии с псалмами и их отдельными стихами. А именно: после каждого из псалмов, следующих по порядку, указываются части богослужения суточного и годичного кругов, периодов пения Постной и Цветной Триоди, а также отдельных чинопоследований, где соответствующий псалом используется полностью. Далее приводятся стихи этого псалма с указанием тех элементов богослужения (главным образом стихов, прокимнов, аллилуиариев и некоторых других), которые целиком или частично включают в себя этот стих (иногда несколько стихов подряд).

Анализ собранного материала может идти в двух направлениях. Известный характер псалма придает соответствующие смысл, настроение той части богослужения, в которой он помещается. Например, 50-й псалом в начале чинопоследования исповеди – чтобы создать покаянное настроение кающихся; в конце полиелея на Всенощном бдении – чтобы после радости прославления святого или празднуемого священного события молящимся вспомнить о своем недостоинстве и предотвратить возношение души, сподобившейся причаститься благодати совершающегося торжества Церкви.

С другой стороны, использование псалма в том или ином богослужении яснее выявляет его смысловую нагрузку, подчеркивает то, чему при обычном чтении можно не придать значения по причине привычности много раз повторяемых слов. Например, использование 100-го псалма при освящении дома, с одной стороны, напоминает присутствующим, какими должны быть обитатели православного жилища в своем внутреннем состоянии и внешнем поведении; с другой стороны, позволяет по-новому услышать стихи этого псалма (что не так очевидно бывает при его более частом употреблении на 1-м часе или при келейном ежедневном чтении Псалтири). Еще пример: использование стихов псалмов в «Псалме избранном» в разных службах позволяет с новой силой услышать привычные слова, используемые теперь для прославления ими празднуемого события или святого, отнести их к тому или иному виду подвига.

Для удобства работы с приведенным материалом помимо источников помещаются PDF-файлы некоторых из них.

Материал для этой работы был собран клириком храма Святой Троицы при Бахрушинском приюте иереем Александром Наумовым.

Оглавление

Богослужения

6 мая 2024 г. (23 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.